Маяк Кентавр
«Светлый Кентавр» | |
---|---|
Рассказ А.Э. ван Фогта | |
![]() Обложка января 1944 года. Поразительно. | |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Жанр (ы) | научная фантастика |
Публикация | |
Опубликовано в | Поразительная фантастика |
Тип публикации | Периодическое издание |
Тип носителя | Журнал , Мягкая обложка , Графический роман |
Дата публикации | Январь 1944 г. [ 1 ] |
«Далекий Центавр» — научно-фантастический рассказ канадско-американского писателя А.Э. ван Фогта , впервые опубликованный в журнале Astounding Science Fiction в 1944 году. Писатель и критик П. Шайлер Миллер назвал его «незабываемым и незабытым». [ 2 ]
В этой истории рассказывается об экипаже космического корабля, который прибыл на Центавр через сотни лет и обнаружил, что там живут люди, прибывшие на более быстрых кораблях. Основная идея технического прогресса, делающего предыдущие достижения устаревшими, исследовалась во многих работах. [ 1 ]
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Пелем [ а ] изобретает Eternity, препарат, который переводит организм в состояние, подобное спячке, которое может длиться десятилетия. Понимая, что это делает возможными межзвездные космические путешествия, его богатый друг по колледжу Джим Ренфрю строит космический корабль на атомной энергии, способный совершать полеты продолжительностью в сотни лет. Чтобы пополнить команду, к ним присоединяются двое других их друзей по колледжу, Нед Блейк и Билл Эндикотт. Корабль был спущен на воду где-то в 23 веке и отправился к Альфе Центавра в путешествие длиной в 500 лет .
История рассказана с точки зрения Билла. Он пробудился первым, спустя 53 года после запуска. Он узнает, что Пелхэм не пережил первоначальную дозу препарата, и вынужден избавиться от разложившегося тела. Он записывает отчет и отправляет радиосообщение обратно на Землю, прежде чем принять еще одну дозу препарата, которой хватит на 150 лет. Засыпая, он беспокоится о Ренфрю, который был близким другом Пелхэма и находился в тяжелом психическом состоянии.
Он просыпается и читает запись в журнале от Ренфрю. Это совершенно обычное дело, в котором не упоминается Пелхэм. Затем он читает запись Блейка и находит отдельный лист, объясняющий, что он также беспокоится о Ренфрю. Он велит Биллу уничтожить лист, чтобы Ренфрю его не увидел. Затем Билл подает свои обычные отчеты и принимает еще одну дозу за 150 лет.
Он просыпается от звуков тревоги по всему кораблю. Вынужденный слушать их, пока он медленно просыпается от воздействия наркотика, он наконец смотрит на разных зрителей и обнаруживает горящий космический корабль. После безрезультатных поисков спасательных шлюпок он замечает, что Халк замедляет ход, и наблюдает, как огонь угасает, а корабль исчезает в космосе. Он принимает последнюю дозу, рассчитанную таким образом, чтобы проснуться за несколько месяцев до места назначения.
Он просыпается, и ему помогает Блейк, проснувшийся двумя неделями ранее. Ренфрю проснулся вскоре после Блейка. Ради шутки Блейк включил радиоприемник и обнаружил, что пространство вокруг Альфы Центавра заполнено человеческими голосами. За то время, которое потребовалось их кораблю для достижения Альфы Центавра, человеческая наука продвинулась до такой степени, что полет с Земли теперь занимает всего три часа. Ренфрю не может справиться с напряжением и сходит с ума. Блейк вынужден сдержать его, а затем связывается с властями Центавра, чтобы организовать корабль и забрать их.
На борту огромного корабля они встречают Касселлахата. Он объясняет, что они уже некоторое время ждали их прибытия, и его научили говорить на их теперь уже мертвом языке. Когда он собирается пожать им руки, Билл замечает, что он морщит нос от явного отвращения, и Касселлахат объясняет, что от них чрезвычайно неприятный запах. Когда он быстро уходит, Ренфрю выходит из корабля, по-видимому, выздоровевший всего за несколько минут. Касселлахат возвращается, чтобы забрать Ренфрю для дальнейшего лечения на планете Пелхэм.
После лечения Ренфрю возвращается и объясняет, что взял часть их денег и купил космический корабль. Поскольку из-за запаха их нельзя было увидеть на публике, им нечего делать, и он предлагает отправиться в картографическую экспедицию. Через три месяца Билл снова начинает беспокоиться о Ренфрю, видя, как он изучает Билла и Неда. Пока Ренфрю дежурит, а остальные отдыхают, он связывает их. Они убегают, но уже слишком поздно; Ренфрю направил корабль на курс столкновения с «холостяцким солнцем». [ б ] Солнце отбрасывает их на 500 лет в прошлое, где они возвращаются на Землю и проживают там остаток своей жизни. Билл уже старик, когда его первый радиорепортаж достигает Земли.
Публикация
[ редактировать ]Идея «Далекого Центавра» возникла в дискуссии между Ван Фогтом и Джоном Кэмпбеллом , издателем Astounding . В письме Ван Фогту Кэмпбелл излагает всю концепцию, согласно которой спящий корабль прибывает в пункт назначения и обнаруживает, что целевая планета уже колонизирована. Хотя ван Фогт и внес изменения в некоторые детали, основная концепция осталась практически неизменной. [ 4 ]
История была впервые опубликована в январском выпуске журнала Astounding за 1944 год , а затем как часть сборника 1952 года «Пункт назначения: Вселенная!» Это была одна из трех историй, положенных в основу одного из романов 1970 года Ван Фогта, «В поисках будущего» . Он был снова опубликован в своей первоначальной форме в 2003 году в книге Transfinite: The Essential AE van Vogt . [ 4 ]
Эта история также была представлена в нескольких сборниках сторонних производителей, таких как антология Роберта Сильверберга 1973 года « Глубокий космос: восемь рассказов научной фантастики» и Айзека Азимова 1981 года «Великие научно-фантастические рассказы: Том 6: 1944» . Всего он появился примерно в дюжине сборников. [ 4 ]
романе 1951 года Эта история также была использована, почти дословно и без упоминания Ван Фогта, в графическом «Долгое путешествие», опубликованном в журнале Weird Fantasy . Weird Fantasy была печально известна своими нарушениями авторских прав такого рода. [ 4 ]
Гораздо менее известный роман Ван Фогта «Центавр II» посвящен путешествию второго корабля, совершившего путешествие, корабля поколений , который никогда не завершает свое путешествие. [ 5 ] Несмотря на схожие темы и компоненты, история не считается продолжением, поскольку включает в себя совершенно несвязанный сюжет.
Влияние
[ редактировать ]«Далекий Центавр» ставит проблему: запускать ли космический корабль или ждать, пока технология улучшится ( проблема расчета ожидания в исследованиях межзвездных путешествий) – или, в более широком смысле, стоит ли развертывать какую-либо технологию в ее нынешнем виде или ждать. Эта проблема широко распространена, и эта история остается частым примером, поднимаемым в ходе подобных дискуссий. Грегори Мэтлофф вспоминает, как Роберт Форвард ссылался на это:
У него был знаменитый график зависимости скорости человеческого существа от времени. И он сказал, что если это правда, и вы запускаете тысячелетний корабль сегодня, то через столетие кто-то сможет выполнить ту же миссию через сто лет. Их пропустят и, вероятно, им придется пройти таможню, когда они доберутся до Альфа Центавра А-2. [ 1 ]
Основная сюжетная линия была использована в качестве основы для многих других историй. Перед «Далеким Центавром» стоит книга «Путешествие, которое длилось 600 лет» Дона Уилкокса . Он был опубликован в журнале «Удивительные истории» в октябре 1940 года. В отличие от «Дальнего Центавра» большую часть времени в спячке находится только один из членов экипажа. Остальные пассажиры бодрствуют и размножаются. Таким образом, это история «корабля-поколения». Корабль прибывает, и они обнаруживают, что колония уже создана и что путешествие занимает всего 6 лет. Среди более поздних историй одна из самых прямых принадлежит Клиффорду Д. Саймаку , который использовал ее в качестве основы для своей книги «Планета Шекспира» 1976 года . [ 6 ] в котором используется не только общий сюжет прибытия на заселенную планету, но и второстепенные сюжетные моменты, когда один из членов экипажа умирает в пути и проспит из-за неисследованной природы наркотика. [ 7 ] Роберт Хайнлайн использует вариацию на эту тему в « Время для звезд» , где с экипажем исследовательского корабля медленнее легкого, полагая, что все потеряно, связывается с кораблем, который быстрее легкого, который прилетает и забирает их обратно на Землю. [ 8 ]
Колин Уилсон считал, что начало произвело впечатление, показав огромное расстояние, которое нужно преодолеть, чтобы добраться до другой звезды. Но он посчитал, что финал слабый – «автор понятия не имеет, как закончить свой рассказ». [ 9 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Имя Пелхэма никогда не упоминается.
- ^ Холостяцкие солнца описываются как старые, очень крутые звезды класса M с псевдонаучным свойством вытеснять всю близлежащую массу для поддержания «баланса». [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Гилстер 2004 .
- ^ «Справочная библиотека», Поразительная научная фантастика , декабрь 1952 г., стр.103
- ^ Антонио Серджио Бесса, Ойвинд Фальстрем: Искусство письма , с. 82, Издательство Северо-Западного университета, 2008 г. ISBN 0810122979
- ^ Перейти обратно: а б с д Уоллин 2015 .
- ^ «Центавр II » Просперо Остров
- ^ Саймак, Клиффорд (1976). Планета Шекспира .
- ^ Мэнлав, Колин (1986). Научная фантастика: Десять исследований . Спрингер. п. 236.
- ^ Найт, Дэймон (1956). В поисках чуда . Адвент. п. 85.
- ^ Колин Уилсон (1962), Сила мечтать: литература и воображение , Морис Бассетт, с. 118, ISBN 9781600250200
Источники
[ редактировать ]- Гилстер, Пол (17 ноября 2004 г.). «Вспоминая «Далекий Центавр» » . Центаврианские мечты .
- Уолвин, Исаак (27 августа 2015 г.). «Далекий Центавр» . Севаграм .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Далекого Центавра Список названий в базе данных Интернет-спекулятивной фантастики