Авессалом дает Еферу
Авессалом дает Еферу | |
---|---|
Опера Захарии Палиашвили | |
Родное название | Абесалом и Этер ( Abesalom da Eteri ) |
Либреттист | Петре Мирианашвили д |
Язык | грузинский |
На основе | Этериани , грузинский народный эпический романс. |
Премьера | 21 февраля 1919 г. |
Абесалом да Этери ( груз . აბესალომ და ეთერი ; Абесалом и Этери ) — опера грузинского грузинской композитора Захарии Палиашвили и либреттиста Петре Мирианашвили (р. 1860) по мотивам средневековой народной поэмы «Этериани» . Написанное между 1909 и 1918 годами произведение было частично поставлено в 1913 году, а первая премьера в его современном виде состоялась 21 февраля 1919 года в Грузинском национальном оперном театре в Тбилиси . Опера представляет собой эклектичный сплав народных песен классических тем XIX века и традиционных романтических . В 2004 году несколько отрывков из этой оперы были адаптированы в качестве Государственного гимна Грузии . [1]
Предыстория и исторический контекст
[ редактировать ]Когда опера впервые появилась на территории современной Грузии в 1840-х годах, представления проводились на итальянском и других западноевропейских языках, традиционно доминировавших в оперном искусстве. В то время в рамках своих примирительных реформ российский наместник Михаил Воронцов продолжал покровительствовать грузиноязычным театральным постановкам в недавно созданном Тифлисском Императорском театре . Это не обошлось без разногласий, поскольку не все россияне были в восторге от вклада Грузии в культурное развитие города; некоторые возражали против произведений на грузинском языке и предлагали перенести их на другие дни, а не предшествовать регулярным оперным представлениям, как это делалось до этого момента. [2]
Первые местные формы грузиноязычной оперы начали развиваться в конце 19 века, с появлением таких художников, как Мелитон Баланчивадзе , чья работа 1897 года «Тамар Коварная» , позже известная как «Дареджан Коварная» , была, пожалуй, самой ранней грузинской оперой. За этим последовала более развитая опера в нескольких действиях « Кристина» , написанная Ревазом Димитрисом дзе Гогниашвили/князем Гогниевым (1893–1967). Эти ранние работы были ограничены относительно узкой аудиторией и не получили большого признания публики в Грузии. Палиашвили «Абесалом да Этери» был по сравнению с этим высшим достижением грузинского оперного движения на закате Российской империи . Это была первая опера на грузинском языке, получившая широкое признание в грузинском, а затем и в советском художественном обществе. Подтверждением этого статуса является то, что на протяжении последних нескольких десятилетий «Абесалом да Этери» традиционно является спектаклем открытия сезона в Национальном оперном театре Грузии . [3]
Краткое содержание
[ редактировать ]Акт 1
[ редактировать ]Крестьянская девушка Этер, сбежав от злой мачехи, сидит и плачет одна в лесу. Она слышит издалека пение охотников — князь Абесалом и его придворный Мурман охотятся вместе со своей свитой. Этер следует за звуками пения и сталкивается с Мурманом. Пораженная внезапной встречей, она бежит в другую сторону, но ее перехватывает Абесалом. Очарованный красотой Этер, принц клянется ей в любви. Сам Мурман влюблен в крестьянскую девушку, но он всего лишь придворный и не смеет выразить свои чувства. В частном порядке Мурмана одолевает злое желание отобрать Этер у Абесалома.
Акт 2
[ редактировать ]Во дворце проходит свадьба Авессалома и Этер. Король Абио благословляет помолвленных, приносящих клятву верности. В качестве свадебного подарка Мурман преподносит Этер небольшую шкатулку с зачарованным ожерельем. Ожерелью предстоит поразить Этер неизлечимой болезнью, спасти от которой здесь сможет только Мурман. Этер начинает плохо себя чувствовать, но король Абио пытается развлечь гостей и просит Мареха спеть. Свадьба продолжается танцами и пением.
Акт 3
[ редактировать ]Во дворец постигает великое несчастье – Этер поражает неизлечимая болезнь. Абесалом впадает в отчаяние, и все оплакивают произошедшее. Королева советует сыну отпустить Этер, предполагая, что, возможно, горы и солнце вернут ей здоровье. Абесалом вынужден сдаться и отпустить Этер. Мурман добился своего – забирает Этер к себе.
Акт 4
[ редактировать ]В башне Мурмана Этер выздоравливает. Мать и сестры Мурман всячески ее берегут. Когда Авесалом слышит об этом, он начинает еще больше тосковать по Этер. Принц становится не в состоянии справиться с разлукой с Этер и ослабевает в результате страданий. Звучат трубы – Абесалом наконец-то посещает башню Мурмана, чтобы увидеть Этер. Чтобы избавиться от Мурмана, Абесалом отправляет его на поиски эликсира жизни под предлогом, что, возможно, это вернет ему силы. Мурман неохотно соглашается. Королева Нателла умоляет Этер встретиться с Абесаломом, надеясь, что она поможет ему почувствовать себя лучше, но Этер отказывается - она злится, что ее любовь бросила ее и прогнала. Марех наконец убеждает Этер встретиться с Абесаломом, но ослабленный принц умирает на руках Этер. Пораженная горем, Этер убивает себя тем же ножом, который когда-то подарил ей принц в знак их любви.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Парламент Грузии. Конституционный закон о Государственном гимне Грузии ( № 72-2с ; Органический закон Грузии «О Государственном гимне Грузии»). Проверено 4 апреля 2006 г.
- ^ Майкл Дэвид-Фокс, Питер Холквист, Александр Мартин. Ориентализм и империя в России. Славица: 2006, с. 305
- ↑ Национальный оперный театр Грузии, Авессалом и Ефер , Дата обращения: 4 марта 2016.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Абесалом да Этери : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур