Агустин де Бетанкур
Агустин де Бетанкур | |
---|---|
![]() Огюстен де Бетанкур, портрет 1810-х годов в костюме русского генерал-майора. | |
Рожденный | Агустин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделария де Бетанкур и Молина 1 февраля 1758 г. |
Умер | 14 июля 1824 г. | (66 лет)
Образование | Национальная школа мостов и дорог |
Род занятий | Инженер-строитель , архитектор , военный инженер , урбанист и изобретатель. |
Инженерная карьера | |
Значительный дизайн | Московский Манеж , Нижегородская ярмарка |
Agustín de Betancourt y Molina (Russian: Августин Августинович де Бетанкур , romanized : Avgustin Avgustinovich de Betankur ; French : Augustin Bétancourt ; 1 February 1758 – 24 July 1824) [ 1 ] был испанским инженером , работавшим в Испании , Франции и России . Его работа варьировалась от паровых двигателей и воздушных шаров до строительного проектирования и городского планирования . Будучи педагогом , Бетанкур основал и руководил Испанским корпусом инженеров-строителей и Санкт-Петербургским институтом инженеров связи. Будучи градостроителем и руководителем строительства, Бетанкур руководил планированием и строительством в Санкт-Петербурге, Кронштадте , Нижнем Новгороде и других городах России.
Детство и образование
[ редактировать ]Де Бетанкур родился в Пуэрто-де-ла-Крус , Тенерифе , Испания . Семья Тенерифе Бетанкур ведет свою фамилию от Жана де Бетанкура , который начал колонизацию Канарских островов в 1402 году, хотя у него самого не было никаких проблем (фамилия, которую несли коренные канарцы, которые были сражены с его). Отец Огюстина, также Огюстин де Бетанкур-и-Кастро, был хорошо образованным бизнесменом, интересовавшимся текстильным оборудованием. Его сестра, Мария дель Кармен Бетанкур-и-Молина , была первой известной женщиной на Тенерифе, опубликовавшей научную статью (также связанную с текстильными красителями ). [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
В 1778 году Огюстен переехал в Мадрид, чтобы изучать инженерное дело в Королевском колледже Сан-Исидро, и больше никогда не возвращался на Тенерифе. Его первая работа после окончания учебы в 1783 году была связана с Арагонским каналом и добычей полезных ископаемых в Альмадене . В 1784 году он отправился в Париж , чтобы изучать гидравлику и механику в Школе мостов и дорог.
Карьера в Испании и Франции
[ редактировать ]Разведывательные миссии
[ редактировать ]Во Франции Бетанкур опубликовал трактаты по инженерному делу (например, по добыче угля), но его настоящей задачей было исследование новых технологий на благо Испании и приобретение современного оборудования для будущего Машиностроительного кабинета в Мадриде, задуманного главным министром Флоридабланкой . В 1788 году он отправился в Англию , посетив Джеймса Уатта и Мэтью Бултона , пионеров паровых двигателей . Уотт не хотел раскрывать секреты своего ремесла, но Бетанкур осматривал двигатели Уотта, работавшие на лондонских заводах. Вернувшись в Париж, он написал трактат о паровых машинах, сконструировал паровой насос и механический ткацкий станок , а также отправил коллекцию машин в Мадрид. В 1791 году он сосредоточился на военно-морских технологиях — дноуглублении гавани и бурении орудийных стволов (его собственный проект земснаряда был реализован двадцать лет спустя, в Кронштадте ). Незадолго до падения французской монархии Бетанкур вернулся в Мадрид со своими новыми находками.
В 1792 году Бетанкур был назначен директором Королевского машиностроительного кабинета и каталогизировал сотни его экспонатов, обнаруженных во Франции, Англии и Нидерландах . В 1793–1795 продолжал разведку в Англии. Это задание было прервано союзом Испании с революционной Францией (1796 г.). В Париже Бетанкур объединилась с Абрахамом-Луи Бреге для совершенствования своей версии оптического телеграфа . Однако позже французы выбрали конкурирующий дизайн Клода Шаппа . Бетанкур построил свой телеграф в Испании, между Мадридом и Кадисом, в 1798. В 1783 он участвовал в запуске первого в Испании воздушного шара (эту сцену можно увидеть на картине А. Карнисеро в национальном музее Прадо).
Административная карьера
[ редактировать ]В 1797 году заслуги Бетанкура были вознаграждены должностями главного инспектора портов и коммуникаций в Испании, начальника инженерного корпуса испанской армии и другими важными должностями. В 1802 году он основал первый в Испании инженерный колледж, Школу инженерного корпуса, и управлял им до 1807 года.
Вскоре после основания в 1794 году Политехнической школы в Париже Гаспар Монж предложил класс по анализу механизмов и описал этот предмет коллегам-преподавателям. Когда в 1806 году этот класс впервые преподавал Ашетт , Бетанкур был среди его учеников. Другим студентом был Хосе Мария Ланц , чьи конспекты лекций были отредактированы и опубликованы вместе с Бетанкуром как «Essai sur la Composition des Machines» (1808; 2-е изд. 1819; 3-е изд. 1840 г.), по инициативе Монжа и Ашетта. [ 5 ] Этот учебник по проектированию машин получил распространение в европейских университетах. Он был переведен на английский язык как «Аналитическое эссе о конструкции машин» (1820 г., опубликовано Рудольфом Аккерманом ) и Томасом Фенвиком как «Очерки по практической механике» (1822 г.), а на немецкий язык Вильгельмом Крейхером как « Versuch über die Zusammensetzung der Maschinen» (1829 г.).
В 1807 году Бетанкур уехал из Испании в Париж, где был принят во Французскую академию наук ; по иронии судьбы, Джеймс Уотт был введен в должность одновременно. Бетанкур был завербован на русскую службу Иваном Муравьевым-Апостолом (послом в Испании до 1806 года) и в 1808 году уехал из Франции в Санкт-Петербург .
Карьера в России
[ редактировать ]Бетанкур поступил на русскую службу в звании генерал-майора , приписанного к Управлению связи. Его первое дошедшее до нас произведение — знаменитый фонтан в Царском Селе (1810 г.) со скульптурой Павла Соколова, увековеченной поэзией Александра Пушкина . В 1816 году Бетанкур был назначен главой Комиссии по строительству и гидравлике, национального учреждения, ориентированного в первую очередь на развитие Санкт-Петербурга; с 1819 года он также возглавлял Управление путей сообщения. Он нанял и обучил таких архитекторов, как Огюст де Монферран и Лео Карбоньер .
Структурное проектирование
[ редактировать ]
В 1811–1813 годах Бетанкур построил первый в Петербурге мост через Малую Невку , соединивший Каменный остров с Аптекарским островом (ныне Каменноостровский мост) . Этот семипролетный деревянный мост, названный в честь Бетанкура, прослужил рекордные пятьдесят лет и стал единственным деревянным мостом, пережившим катастрофическое наводнение 1824 года. Подобные мосты он проектировал для Варшавы , Тулы и Петергофа .
В 1816 году Александр I поручил Бетанкуру найти архитектора для восстановления Исаакиевского собора . Бетанкур выдвинул Монферрана, и в феврале 1818 года царь одобрил пятый проект Монферрана. Бетанкур предоставил Монферрану эффективную, тщательно рассчитанную конструкцию купола с использованием трех соединенных между собой стальных куполов без каких-либо каменных сводов. Строительство собора было отложено до смерти Бетанкура; купол был возведен только в 1841 году.
В Москве Бетанкур руководил строительством Московского Манежа (1817). Архитектурный проект был поручен Лео Карбоньеру . Здание длиной 166 метров и шириной 44,7 метра требовало однопролетной крыши без внутренних колонн. Бетанкур лично спроектировал деревянные фермы крыши и завершил весь проект за шесть месяцев. К 1824 году потребовалась замена крыши; новые фермы, установленные в 1824–1825 гг., прослужили до пожара 2004 г.
Городское планирование
[ редактировать ]
В 1816 году случайный пожар уничтожил Макарьевскую ярмарку . Ярмарочную площадь перенесли в Нижний Новгород , оборудовав временными деревянными лачугами. Бетанкур посетил это место в 1817 году и предложил четырехлетний проект восстановления ярмарки в камне стоимостью шесть миллионов рублей. Он руководил общим планированием и финансированием, а Монферран как главный архитектор проектировал отдельные здания и ансамбли. Несмотря на петербургские проекты, Бетанкур каждый год ездил в Нижний Новгород, чтобы проверить ход строительства. Спасский собор, также известный как Старый ярмарочный собор (Спасский собор, Староярмарочный собор), был спроектирован Бетанкуром (общая структура) и Монферраном (фасад и интерьеры) вместе и завершен в 1822 году, в год открытия ярмарки. Ярмарка действовала до 1930 года.
Бетанкур спроектировал для Нижнего и другие постройки, в том числе городскую тюрьму, три кирпичных завода, помог сохранить две старинные церкви. На протяжении всего XIX века левый берег Оки развивался по его генеральному плану.
Военно-морская техника
[ редактировать ]Первый российский пароход « Елизавета» был спроектирован совместно Чарльзом Бэрдом и Бетанкуром (1815 г.).
В 1810 году Бетанкур завершил строительство своего парового земснаряда . Его использовали для углубления мелководья вокруг Кронштадта и строительства канала между этим островом и Ижорскими литейными заводами на материке. Запатентовать конструкцию сразу он не смог, поскольку российский патентный закон был принят позже, в 1812 году; в итоге патент был выдан совершенно другим людям.
Валютная типография
[ редактировать ]После вторжения французов в Россию (1812 г.) российская денежная система была разрушена военными расходами и потоком фальшивых банкнот. Министр финансов Дмитрий Гуриев поручил Бетанкуру создать современную печатную станцию. К 1816 году Бетанкур осмотрел все существующие типографии и убедил правительство построить новую фабрику, оснащенную паровым оборудованием. Он спроектировал здания, оборудование и технологический процесс, используя свой детский опыт работы на текстильных фабриках. Новая типография (ныне Санкт-Петербургский Гознак ) была открыта в 1818 году.
Другие проекты
[ редактировать ]Бетанкуру приписывают проектирование первой в России современной автомагистрали между Санкт-Петербургом и Москвой, а также многочисленных промышленных проектов, таких как Тульский и Казанский оружейные заводы .
В 1809 году Бетанкур основал Петербургский институт инженеров связи — первое в стране инженерное училище и возглавлял его до 1824 года.
Последние годы
[ редактировать ]В 1822 году Бетанкур впал в немилость при дворе и лишился должности директора связи, но сохранил другие государственные должности. В 1823 году его поразила смерть единственной дочери, и он так и не оправился от этой утраты. В феврале 1824 года он окончательно подал в отставку и умер 14 июля 1824 года в Санкт-Петербурге , Россия . Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище Санкт-Петербурга. Его могила, чугунная колонна высотой 6,85 метра, была спроектирована и изготовлена Огюстом Монферраном на средства Нижегородского купеческого общества. В 1979 году могила была перенесена на Лазаревское кладбище Александро -Невской лавры .
В Санкт-Петербурге есть три памятника Бетанкуру: на Университетской набережной, в Университете связи и в типографии «Гознак». Медаль Бетанкура — ежегодная награда, учрежденная ОАО «РЖД» в 1997 году за выдающиеся достижения в области науки и образования.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Жак, Пайен (1970–1980). «Бетанкур и Молина, Огюстен де». Словарь научной биографии . Том. 2. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. стр. 104–105. ISBN 978-0-684-10114-9 .
- ^ Пердомо, И. (2007). Элиас, К. (ред.). Мария Бетанкурская. Наука и техника на канарских иллюстрациях (на испанском языке). Канарские острова : Управление науки, технологий и инноваций.
- ^ Салазар, Хуан Каллен (2008). Семья Агустина де Бетанкура-и-Молина: интимная переписка (на испанском языке) (1-е изд.). Карнарские острова. ISBN 9788493587567 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Бетанкур: начало современной инженерии в Европе (на испанском языке). Испания: Центр исторических исследований общественных работ и городского планирования. 1996. стр. 24–47. ISBN 84-7790-239-9 .
- ^ «Хосе Мария Ланц и Сальдивар (1764-1839)», глава Карлоса С. Лопеса Кахуна в книге « Выдающиеся деятели механики и машиноведения» (2010), страницы 111-121; это 7 том серии "История механизма и машиноведения", Springer Verlag, информация от издателя , ISBN 978-90-481-2346-9
Ссылки
[ редактировать ]- Russian bio: Ренкель, А., "Бетанкур — россиянин с острова Тенерифе", "Изобретатель и рационализатор" N.12(684), 2006 [1]
- Russian bio, focusing on currency printing: Воробьева, Ольга, "Он научил Россию печатать деньги", "Водяной знак", N.7-8(15-16), 2004 [2]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Betancourt Project (монографический сайт об Агустине де Бетанкуре на испанском, английском и русском языках) [3]
- Немецкая «Библиотека цифровых механизмов и механизмов» предоставляет информацию о Бетанкуре и оцифровала:
- Очерк о составе машин (2-е изд. 1819 г.), метаданные , полнотекстовый просмотрщик
- «Эксперимент по составу машин» (1829 г.) Метаданные , полнотекстовый просмотрщик
- 1758 рождений
- 1824 смерти
- Семья Бетанкур
- Похороны на Смоленском лютеранском кладбище.
- Захоронения на Лазаревском кладбище (Санкт-Петербург)
- Выпускники École des Ponts ParisTech
- Генералы Императорской Российской Армии
- Изобретатели из Российской Империи
- Люди из Пуэрто де ла Крус
- российские военные инженеры
- Испанские инженеры-строители
- Иммигранты в Российскую Империю
- Испанские эмигранты
- Испанские изобретатели
- Испанские градостроители
- Российские учёные