Фундаментальные потребности человека Манфреда Макс-Нифа
Таксономию фундаментальных человеческих потребностей и способов удовлетворения этих потребностей разработал Манфред Макс-Ниф . Это было основано на его работе «Развитие человеческого масштаба», впервые опубликованной в 1986 году. [ 1 ]
Развитие и потребности человека
[ редактировать ]Развитие человеческого масштаба – это, по сути, развитие сообщества , оно «сфокусировано и основано на удовлетворении фундаментальных человеческих потребностей, на достижении растущего уровня самообеспеченности и на построении органического соединения людей с природой и технологиями, глобальных процессов с местная деятельность, личная и социальная, автономное планирование и гражданское общество с государством. Человеческие потребности, уверенность в своих силах и органическое взаимодействие являются столпами, поддерживающими развитие человеческого масштаба». Развитие человеческого масштаба «предполагает прямую . демократию, основанную на широком участии Эта форма демократии питает те условия, которые помогут трансформировать традиционную, полупатерналистскую роль латиноамериканского государства в роль поощрения творческих решений, идущих снизу вверх. Это более соответствует реальным ожиданиям людей». [ 2 ]
Для улучшения условий жизни людей в Латинской Америке за отправную точку взяты следующие 3 утверждения:
- Развитие касается людей, а не вещей.
- Когда речь идет о людях, а не только о вещах, валовой национальный продукт (ВНП) не может считаться показателем. Вместо этого оно должно быть связано с качеством жизни (КЖ). Качество жизни зависит от возможностей людей адекватно удовлетворять свои фундаментальные человеческие потребности.
- Фундаментальные человеческие потребности конечны, ограничены в количестве и поддаются классификации.
- Это противоречит традиционному представлению о том, что у человека много потребностей и что они ненасытны.
- Фундаментальные человеческие потребности одинаковы во всех культурах и во все исторические периоды.
- Это противоречит традиционному представлению о том, что человеческие потребности подвержены тенденциям и в значительной степени различаются.
Потребности и удовлетворения
[ редактировать ]Общим недостатком существующей литературы и дискуссий о человеческих потребностях является то, что фундаментальная разница между потребностями и теми, кто их удовлетворяет, либо не выражена явно, либо полностью игнорируется. Возможно, это связано с различием между человеческими потребностями и общепринятым представлением об экономических « потребностях », которые бесконечны и ненасытны. Удовлетворители могут включать формы организации, политические структуры, социальные практики, ценности и нормы, пространства, типы поведения и отношения. Например, не только дом может удовлетворять потребность в защите, но и семейная структура. Также нельзя сказать, «удовлетворена» потребность или нет. Правильнее сказать, что потребности удовлетворяются в большей или меньшей степени.
Можно даже сказать, что одним из аспектов, определяющих культуру, является выбор тех, кто удовлетворяет фундаментальные потребности человека. Короче говоря: культурно детерминированы не основные человеческие потребности, а те, кто эти потребности удовлетворяет. Культурные изменения являются, среди прочего, следствием отказа от традиционных удовлетворителей и принятия новых или иных удовлетворителей.
В контексте человеческого развития потребности отражают не только недостатки (индивидуальные или коллективные). Их также можно рассматривать как (индивидуальные или коллективные) потенциальные сильные стороны.
Фундаментальные потребности человека необходимо понимать как систему: то есть все фундаментальные потребности человека взаимосвязаны и интерактивны. За исключением потребности в средствах к существованию, то есть оставаться в живых, в системе нет никакой иерархии. С другой стороны, одновременность, взаимодополняемость и компромиссы являются характеристиками процесса удовлетворения потребностей. Между потребностями и теми, кто их удовлетворяет, не существует однозначного соответствия. Удовлетворитель может одновременно способствовать удовлетворению разных потребностей или, наоборот, потребность может требовать удовлетворения от разных удовлетворителей.
Кроме того, потребности должны удовлетворяться в трех контекстах: (а) по отношению к самому себе (Eigenwelt); (б) по отношению к социальной группе (Mitwelt); и (c) в отношении окружающей среды (Umwelt). Качество и интенсивность уровней в вышеупомянутых контекстах будут зависеть от времени, места и обстоятельств. Все это также означает, что каждая фундаментальная человеческая потребность, которая не удовлетворяется в достаточной степени, ведет к человеческой бедности . А бедность порождает патологии, индивидуальные и коллективные. Некоторые примеры: бедность жизни (из-за недостаточного жилья); защиты (из-за плохой системы здравоохранения); привязанности (из-за авторитарных систем); понимания (в результате низкого качества образования); участия (в результате маргинализации женщин, детей и меньшинств); и идентичности (из-за вынужденной миграции). Понимание этих коллективных патологий требует трансдисциплинарных исследований и действий.
Матрица потребностей и удовлетворений
[ редактировать ]Матрица направлена на изучение потребностей и удовлетворений для развития (Развитие человеческого масштаба). Удовлетворители включены в матрицу на пересечении экзистенциальных потребностей (связанных с существованием человека) и аксиологических потребностей (связанных с человеческими ценностями). Макс-Ниф подчеркнул, что набор потребностей, описанный в этой матрице, не является абсолютным и полным, а просто примером, который может быть полезен для анализа. [ 2 ] Когда эта матрица удовлетворителей создается отдельными людьми или группами, принадлежащими к разным культурам и в разные исторические периоды, она может значительно различаться.
Матрица потребностей и удовлетворений | Экзистенциальные потребности | ||||
---|---|---|---|---|---|
Существование | Имея | Делает | Взаимодействие | ||
Аксиологические потребности | Пропитание | физическое здоровье, психическое здоровье, уравновешенность, чувство юмора, адаптивность | еда, кров, работа | кормить, размножаться, отдыхать, работать | среда обитания, социальное окружение |
Защита | забота, адаптивность, автономия, равновесие, солидарность | системы страхования, сбережения, социальное обеспечение, системы здравоохранения, права, семья, работа | сотрудничать, предотвращать, планировать, заботиться, лечить, помогать | жилое пространство, социальная среда, жилище | |
Привязанность | чувство собственного достоинства, солидарность, уважение, толерантность, щедрость, восприимчивость, страстность, решительность, чувственность, чувство юмора | дружба, семья, партнерство, домашние животные, отношения с природой | заниматься любовью, ласкать, выражать эмоции, делиться, заботиться, культивировать, ценить | конфиденциальность, интимность, дом, пространство единения | |
Понимание | критическая совесть, восприимчивость, любопытство, изумление, дисциплина, интуиция, рациональность | литература, преподаватели, метод, образовательная политика, коммуникационная политика | исследовать, изучать, экспериментировать, обучать, анализировать, медитировать | среды формирующего взаимодействия, школы, университеты, академии, группы, сообщества, семья | |
Участие | адаптивность, восприимчивость, солидарность, готовность, решительность, преданность делу, уважение, страсть, чувство юмора | права, ответственность, обязанности, привилегии, работа | присоединяться, сотрудничать, предлагать, делиться, не соглашаться, подчиняться, взаимодействовать, соглашаться, выражать мнения | условия взаимодействия, партии, ассоциации, церкви, сообщества, районы, семья | |
Безделье | любознательность, восприимчивость, воображение, безрассудство, чувство юмора, спокойствие, чувственность | игры, зрелища, клубы, вечеринки, душевное спокойствие | мечтать, размышлять, мечтать, вспоминать старые времена, давать волю фантазиям, вспоминать, расслабляться, веселиться, играть | приватность, интимность, пространство близости, свободное время, окружение, пейзажи | |
Создание | страсть, решительность, интуиция, воображение, смелость, рациональность, самостоятельность, изобретательность, любопытство | способности, навыки, метод, работа | работать, изобретать, строить, проектировать, сочинять, интерпретировать | продуктивные условия и условия обратной связи, семинары, культурные группы, аудитории, пространства для самовыражения, временная свобода | |
Личность | чувство принадлежности, последовательность, дифференциация, самооценка, напористость | символы, язык, религия, привычки, обычаи, референтные группы, сексуальность, ценности, нормы, историческая память, труд | взять на себя обязательства, интегрировать себя, противостоять, принять решение, узнать себя, узнать себя, реализовать себя, вырасти | социальные ритмы, повседневная обстановка, обстановка, к которой человек принадлежит, этапы взросления | |
Свобода | автономия, чувство собственного достоинства, решительность, страсть, напористость, непредвзятость, смелость, бунт, толерантность | равные права | несогласие, выбор, отличаться, рисковать, развивать осведомленность, брать на себя обязательства, не подчиняться | временная/пространственная пластичность |
Удовлетворители в столбце БЫТЬ — это индивидуальные и коллективные атрибуты, которые можно выразить существительными. Удовлетворители в колонке ИМЕТЬ — это институты, нормы, механизмы, инструменты (не в материальном смысле), законы и т. д. Удовлетворители в колонке ДЕЛАТЬ — это индивидуальные или коллективные действия, которые можно выразить глаголами. Удовлетворители в колонке ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИЕ (ESTAR на испанском языке, BEFINDEN на немецком языке) [ Примечание 1 ] это локации и окружающая среда.
Характеристики удовлетворителей
[ редактировать ]Если мы посмотрим на тех, кто удовлетворяет потребности сообщества, можно провести различие между экзогенными и эндогенными теми, кто удовлетворяет потребности сообщества.
Эндогенные удовлетворители возникают в результате действий сообщества на базовом уровне («синергические удовлетворители»). Они антиавторитарны и могут способствовать развитию человеческого масштаба. Хотя в некоторых случаях они являются частью процессов, пропагандируемых государством. Например, самоуправляемое производство удовлетворяет потребность в существовании, но также помогает в удовлетворении потребностей в понимании, участии и созидании.
Экзогенные средства удовлетворения обычно навязываются, индуцируются, ритуализируются или институционализируются. Они возникают наверху (в смысле политической группы или традиционных носителей власти), навязываются всем и препятствуют развитию человеческого масштаба. Существует несколько категорий экзогенных удовлетворителей.
- Они возникают в результате принуждения («нарушителей»). Они уничтожают в долгосрочной перспективе возможность удовлетворить эту потребность таким способом. Они также препятствуют возможности удовлетворения других потребностей. Они приводят к девиантному поведению человека. Несоблюдение таких удовлетворителей приводит к страху. Например, гонка вооружений и бюрократия . Но и цензура, не для удовлетворения потребности в защите, а для предотвращения удовлетворения потребностей понимания, участия и свободы. Свобода слова может лучше удовлетворить потребность в защите в долгосрочной перспективе.
- Они происходят от рекламы или пропаганды («псевдоудовлетворители»). Может удовлетворить потребность на какое-то время, но снижает вероятность удовлетворения этой потребности в будущем. Например, людям нравятся символы статуса , модные тенденции, шовинистические идеи и стереотипы. Но также и идеологическая обработка, где, возможно, лучше предоставить (насколько возможно нейтральную) информацию.
- Они происходят из глубоко укоренившихся привычек и практик («подавление удовлетворителей»). Подавление удовлетворяющих приводит к чрезмерному удовлетворению конкретной потребности, в результате чего другие потребности остаются неудовлетворенными. Например, патернализм и авторитарное образование могут чрезмерно удовлетворять потребность в защите, в то время как потребность в понимании и свободе остается неудовлетворенной.
- Они возникают в результате инициатив учреждений частного сектора или правительства («единичные удовлетворители»). Например, спортивные мероприятия и организованные туристические поездки удовлетворяют потребность в безделье, но не другие потребности.
Публикации работы
[ редактировать ]Первая публикация работы состоялась в 1986 году в статье (на испанском языке) в журнале Фонда Дага Хаммаршельда » «Диалог развития . [ 1 ] Этот документ основан на работе, проведенной в разных странах Латинской Америки группой исследователей, которая по сути носит трансдисциплинарный характер. Авторы работы — Манфред Макс-Ниф , чилийский социолог Антонио Элизальде и чилийский философ Мартин Хопенхайн в сотрудничестве с Фелипе Эррерой, Уго Земельманом, Хорхе Ятобой и Луисом Вайнштейном. Оно проводилось в 1985 и 1986 годах при содействии специалистов из Чили , Уругвая , Боливии , Колумбии , Мексики , Бразилии , Канады и Швеции . Их опыт состоял из таких академических дисциплин, как экономика, социология, психиатрия, философия, политология, география, антропология, журналистика, технологии и право. Участники сформировали стабильную основную группу, которая гарантировала преемственность процессов коллективных исследований и размышлений в ходе проекта. Обсуждения семинаров и рабочие документы, составленные участниками, составляют основу настоящего документа. В конце концов это обсуждалось на семинаре в Центре Дага Хаммаршельда в Уппсала . Английский перевод статьи, дополненный «Заметками о методологии», был опубликован в журнале «Диалог развития» в 1989 году. [ 2 ]
Как книга, она была опубликована в англоязычной версии в 1991 году. [ 3 ] [ Примечание 2 ] и как испаноязычная версия в 1993 году. [ 4 ] [ Примечание 3 ] В книги добавлены 2 адаптации более ранних статей Макса-Нифа.
Развитие человеческого масштаба
[ редактировать ]Развитие в человеческом масштабе является ответом на неолибералистские и структуралистские иерархические системы развития, в которых решения принимаются наверху и направляются вниз, а не на демократические решения. Он ориентирован на развитие людьми и для людей и основан на трех столпах: фундаментальных потребностях человека, растущей уверенности в своих силах и сбалансированной взаимозависимости людей с окружающей средой.
Эта система развития дает людям платформу для организации сообщества и демократического принятия решений, чтобы дать людям возможность принимать участие в процессе планирования, чтобы гарантировать, что он отвечает их потребностям. Фундаментальные человеческие потребности Макс-Нифа составляют основу этой альтернативной системы развития. В отличие от иерархии потребностей Маслоу , которая фокусируется на иерархии психологических потребностей, Макс-Ниф говорит о потребностях, которые дополняют друг друга и все из которых необходимы для достижения удовлетворения. Это предложение по улучшению системы развития, безусловно, может быть полезным в небольших масштабах, а также дает представление об удовлетворении фундаментальных человеческих потребностей социальными институтами.
Приложение
[ редактировать ]Одно из применений работы находится в области стратегического устойчивого развития фундаментальные человеческие потребности (а не рыночные или созданные желания и желания используются , где в определении Брундтланд ) . Вместе с другими аспектами программы «Естественный шаг» для стратегического устойчивого развития, [ 5 ] суммируясь как анализ принципов устойчивого развития, он позволяет планировать и проектировать устойчивое развитие. Недавние исследования основаны на работе Манфреда Макса-Нифа. [ 6 ] [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ^ В английском языке нет соответствующего слова для ESTAR, считалось, что ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ наиболее близко соответствует предполагаемому значению (согласно странице 33 книги).
- ^ Вышло только одно издание. Основным способом распространения этой работы было вначале фотокопирование (согласно предисловию к книге); и в настоящее время путем загрузки из Интернета.
- ^ Эта книга все еще издается.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Развитие человеческого масштаба (1986)» (PDF) (на испанском языке). Фонд Дага Хаммаршельда . Проверено 1 марта 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Развитие человеческого масштаба (1989)» (PDF) . Фонд Дага Хаммаршельда . Проверено 1 марта 2019 г.
- ^ Развитие человеческого масштаба (1991) (PDF) . Apex Press, Нью-Йорк. 1991. ISBN 0-945257-35-Х . Архивировано из оригинала (PDF) 19 марта 2013 года . Проверено 28 декабря 2019 г.
- ^ Развитие человеческого масштаба (1993) (PDF) (на испанском языке). Редакция lcaria, Барселона. 13 ноября 2006 г. ISBN. 978-84-7426-217-9 . Проверено 31 июля 2020 г.
- ^ Подойдите к естественному шагу
- ^ The Atlantic, Маслоу 2.0: новый улучшенный рецепт счастья
- ^ Тэй, Луи; Динер, Эд (2011). «Потребности и субъективное благополучие во всем мире» (PDF) . Журнал личности и социальной психологии . 101 (2): 354–365. дои : 10.1037/a0023779 . ПМИД 21688922 . Проверено 20 сентября 2011 г.