Когда об этом следует помнить
Когда об этом следует помнить На латыни «В тот памятный день» Папская записка Папы Пия VII | |
---|---|
Дата подписания | 10 июня 1809 г. |
Предмет | Отлучение императора Наполеона от церкви |
Число | 2 из 5 понтификата |
Quum memoranda (лат. «в [этот] памятный [день]…») — папская записка , изданная Папой Пием VII в 1809 году. Это был ответ на указ, изданный императором Наполеоном 17 мая 1809 года, который включал остатки Папской области во Французскую империю во время наполеоновских войн . Краткое изложение было опубликовано 10 июня, в день провозглашения указа в Риме , столице Папской области, с отлучением от церкви Наполеона (хотя и не по имени) и всех тех, кто способствовал тому, что Святой Престол считал нарушением его временная власть . [1]
Французские войска уже оккупировали Рим в феврале 1808 года, после чего последовали Марки . [2] а в апреле того же года указ Наполеона объявил об аннексии церковных государств, хотя и не затронул власть папы в столице. Однако в мае 1809 года были опубликованы еще два указа, в первом из которых говорилось, что «временные претензии Папы несовместимы с безопасностью, спокойствием и процветанием Империи». Это было провозглашено французскими властями в Риме 10 июня 1809 года, положив тем самым конец светской власти и без того ослабленного Святого Престола. Пий, после некоторых колебаний, освободил буллу об отлучении позже в тот же день, благодаря настоянию своего советника кардинала Пакки . На следующее утро, [1] выпуски уже были вывешены на стенах трех главных церквей Рима: Святой Марии-Майора , Святого Иоанна Латеранского и Святого Петра . [3]
Отрывок
[ редактировать ]«Время милосердия прошло. Ни один человек, если он не закроет глаза на свет, не может усомниться в том, до какой степени доходят такие нападения и каковы будут последствия, если вовремя не применить превентивные меры. всем ясно, что у нас нет никакой надежды коснуться нашими увещеваниями и советами виновников такого большого зла или внушить им более благосклонное отношение к Церкви нашими молитвами или нашими требованиями в другие времена многих Верховных Понтификов. , которых святость и ученость сделали прославленными, были вынуждены, поскольку дело Церкви того требовало, прибегнуть к подобным крайним мерам против мятежных королей и князей, которые были виновны только в одном или двух преступлениях, которые каноны осуждают анафемой ; не должны ли Мы бояться последовать их примеру после того, как стали свидетелями стольких злых дел и святотатств, столь отвратительных и столь общеизвестных, не можем ли мы, напротив, бояться скорее быть справедливо обвиненными в слабости и промедлении, чем в особенно опрометчивости или безрассудстве? теперь, когда недавнее возмущение, более дерзкое, чем все остальные, что касается нашей мирской власти, предупреждает Нас, что впредь Мы больше не будем иметь свободу исполнять самый важный и необходимый долг нашего Апостольского служения.
По этим причинам, авторитетом Всемогущего Бога, авторитетом Святых Апостолов Петра и Павла и нашим, Мы заявляем, что все те, кто после вторжения в Рим и на церковную территорию и кощунственного нарушения св. Петра французскими войсками совершили либо в Риме, либо в государствах Церкви против церковных иммунитетов и против простых временных прав Церкви и Святого Престола все или некоторые из безобразий, которые вызвали наши жалобы; все авторы, покровители, консультанты или сторонники подобных действий; наконец, все те, кто способствовал осуществлению этих насильственных действий или совершил их; Мы заявляем, что все таковые отменили каноническое отлучение, порицание и наказание, как это установлено святыми канонами и апостольскими конституциями , декретами Вселенских соборов и номинально Святым Тридентским собором , а в случае необходимости Мы вновь отлучаем их от церкви и предаем анафеме, объявляя их по факту лишенными каких-либо привилегий или индультов, которые могли быть дарованы либо нами, либо нашими предшественниками». [3]
Последствия
[ редактировать ]Отношения между Империей и Святым Престолом только еще больше ухудшились. Вскоре французские военные власти решили похитить Папу с намерением лучше обеспечить контроль над Римом. После первоначальных колебаний генерал Секстий Миоллис , командующий французским гарнизоном в городе, разрешил операцию продолжить, поскольку полковник Этьен Раде утверждал, что Римом больше нельзя управлять, если не сила будет продемонстрирована . Рано утром 6 июля, менее чем через месяц после издания меморандума Quum , французское подразделение под командованием Раде штурмовало Квиринальский дворец и арестовало Пия, который затем был посажен в карету и покинул город. После непродолжительного пребывания в Генуе и Гренобле большой дом в Савоне был выбран подходящим местом для поселения Пия в изгнании, при этом ему по-прежнему разрешалось проводить церемонии и принимать посещения местного населения. [4]
Примирение Наполеона
[ редактировать ]Когда он позже примирился с католической церковью, отлучение Наполеона от церкви было отменено. Во время ссылки на остров Святой Елены он говорил с генералом Монтолоном Папы Пия VII как «старика, полного терпимости и света», добавляя, что «фатальные обстоятельства спутали наши кабинеты. Я чрезвычайно сожалею об этом». После того, как бывший император попросил капеллана , сказав, что «моя душа успокоится, если выслушает мессу», Пий успешно обратился к Британии с просьбой принять его просьбу и отправил аббата Виньяли на остров Святой Елены. [5] Наполеон умер 5 мая 1821 года в Лонгвуд-Хаусе , приняв в свои последние дни Евхаристию и последние обряды . [6]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Альцог, Иоганн Баптист (1878). Руководство по всемирной церковной истории . Том. 3. Перевод Ф. Дж. Пабиша. Цинциннати : Роберт Кларк и компания . 667.
- ^ Война и мир в эпоху потрясений, 1793-1830 гг . Новая Кембриджская современная история . Том. 9. Издательство Кембриджского университета . 1957. с. 156. ИСБН 9780521045476 .
- ^ Jump up to: а б Союзники, Мэри (1875). Жизнь папы Пия Седьмого . Лондон : Бернс и Оутс . стр. 159–163.
- ^ Тьер, Адольф (1852). История консульства и Французской империи при Наполеоне . Том. 11. Лондон: Colburn & Co., стр. 154–156.
- ^ «Наполеон I (Бонапарт)» . Католическая энциклопедия .
- ^ Эбботт, Джон С.К. (1871). Наполеон на острове Святой Елены . Нью-Йорк : Харпер и братья . стр. 648–649.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Полный текст (на итальянском языке) на сайте Святого Престола.