Раннехристианские лампы

В раннем христианстве лампы, огонь и свет воспринимались как символы, если не как видимые проявления божественной природы и божественного присутствия.
В христианском мировоззрении Христос есть истинный Свет, [ 1 ] а христиане рассматриваются как дети Света, находящиеся в вечной войне с силами тьмы.
Нет никаких свидетельств какого-либо церемониального использования огней в христианском богослужении в течение первых двух столетий его существования. Это записано, [ 2 ] что по случаю проповеди св. Павла в Александрии Троадской в горнице было много огней; но это было ночью. И самое большее, на что можно рисковать, это то, что особенно большое их количество было зажжено как праздничная иллюминация, как на современных церковных праздниках. [ 3 ] Что касается чисто церемониального использования, то ранние свидетельства, которые существуют, говорят об обратном. Тертуллиан [ 4 ] пишет о христианской практике II века; «В дни радости, — говорит он, — мы не затеняем косяки наших лаврами и не посягаем на дневной свет ламповыми лаврами» ( die Lacto Non Laurels Pastes obumbramus nec lucernis diem infringimus ). Лактанций , писавший в начале IV века, еще более саркастичен в своих ссылках на языческую практику. Они зажигают свет , говорит он, как бы для того, кто находится во тьме. Можно ли считать здравомыслящим того, кто предлагает свет светильников и свечей Автору и Подателю всякого света? . [ 5 ] В первую очередь это нападки на вотивные фонари, что не обязательно исключает их церемониальное использование другими способами. Действительно, есть свидетельства того, что они использовались таким образом до того, как написал Лактанций. Современное ему 34-е правило Эльвирского Синода (305 г.) запрещало зажигать свечи на кладбищах в дневное время, что указывает как на установившийся обычай, так и на возражение против него; а в римских катакомбах были найдены лампы II и III веков, которые, по-видимому, носили церемониальный или символический характер. [ 6 ]

Опять же, согласно Acta святого Киприана (ум. 258), его тело было перенесено в могилу praelucentibus cereis , а Пруденций в своем гимне 2-го числа и мученической кончине святого Лаврентия [ 7 ] говорит, что во времена святого Лаврентия, т. е. в середине III века, в церквях Рима стояли свечи на золотых подсвечниках. Дар, упомянутый Анастасием, [ 8 ] сделанный Константином для базилики Ватикана из золотого фарума, украшенного 500 дельфинами, каждый из которых держит лампу, для сжигания перед гробницей Святого Петра, также указывает на обычай, устоявшийся еще до того, как христианство стало государственной религией.
Трудно определить раннехристианские обычаи в отношении светильников, поскольку службы проводятся преимущественно ночью. К концу IV века церемониальное использование огней прочно и повсеместно утвердилось в Церкви. Это ясно, если не считать многих других свидетельств, из спора святого Иеронима с Вигиланцием.
Вигилантий , пресвитер Барселоны , по-прежнему занимал в этом вопросе позицию Тертуллиана и Лактанция. Мы видим , писал он, обряд, свойственный язычникам, введенный в церкви под предлогом религии, и, пока еще светит солнце, зажглась масса восковых свечей. … Великая честь блаженным мученикам, которых они думают проиллюстрировать презренными свечками (de pilissimis cereolis). Иероним, самый влиятельный богослов того времени, взял в руки дубинки против Вигиланция, который, несмотря на отеческие увещевания, осмелился вновь открыть сквернословие и испустить грязное зловоние на мощи святых мучеников. [ 9 ] Если перед их гробами зажигают свечи, не являются ли они знамениями идолопоклонства? В своем трактате contra Vigilantium [ 10 ] он отвечает на вопрос с большим здравым смыслом. Не может быть никакого вреда, если невежественные и простые люди или религиозные женщины зажгут свечи в честь мучеников. Мы не рождаемся, а возрождаемся христианами, и то, что делалось ради идолов, было отвратительно, приемлемо, когда делалось ради мучеников. Как и в случае с женщиной с драгоценной коробочкой с миром, награды заслуживает не дар, а вера, вдохновляющая его. Что касается светильников в церквях, то он добавляет, что во всех церквях Востока, когда нужно читать Евангелие, светильники зажигаются, хотя солнце и встает (jam Sole Rutilante), не для того, чтобы разогнать тьму, а для того, чтобы разогнать тьму. как видимый знак радости (ad Signum ketitiae DemonStrandum). В связи с заявлением, которое почти непосредственно предшествует этому Cereos autem non clara luce accendimus, sicut frustra Calumniaris: sed ut noctis tenebras hoc solatio tempemus , это, кажется, указывает на тот факт, что ритуальное использование света в церковных службах до сих пор как уже установлено, возникло из той же консервативной привычки, которая определила развитие богослужебных облачений, т. е. светильников, которые были необходимы на ночных собраниях. были сохранены после изменения часов службы и наделены символическим значением.
Они уже использовались при большинстве заметных функций Церкви. Паулин, епископ Нолы (ум. 431), описывает алтарь при Евхаристии как увенчанный множеством светильников , и даже упоминает о вечной лампаде . Об их использовании при крещениях мы имеем, среди многих других свидетельств, свидетельства Зенона Веронского на Западе и Григория Назианзина на Востоке. Их использование на похоронах иллюстрируется описанием Евсевием погребения Константина и рассказом Иеронима о погребении святой Павлы . При рукоположениях они употреблялись, как показывает 6-е правило Карфагенского Собора (398 г.) , которое постановляет, что аколит должен вручить вновь рукоположенному диакону ceroferarium cum cereo . Эта символика не была языческой, т. е. светильники не ставились в могилах как часть снаряжения умерших; в катакомбах они встречаются только в нишах галерей и аркосолиях и не могут быть вотивными в том смысле, который популяризировался позже. Clara coronantur densis altaria lychnis . [ 11 ] Непрерывная чашка серебристого цвета, пригодная для использования. Соль, огонь и масло. [ 12 ] Пока одни понтифики выносили лампы и свечи, другие руководили танцами. . [ 13 ]
Лампы были найдены во всех центрах древнего христианства. [ 14 ]
Литургическое использование
[ редактировать ]Существует очень мало свидетельств того, что светильники использовались в строго литургических целях в первые века христианства . Тот факт, что многие службы происходили ночью и что по прошествии одного или двух поколений собрания христиан с целью поклонения проводились в Риме и других местах в подземных покоях катакомб , ясно показывает это. что лампы должны были использоваться для обеспечения необходимых средств освещения. Из этих ламп, в основном терракотовых и небольших размеров, сохранилось множество экземпляров: некоторые из них простые, некоторые украшены различными христианскими символами.
Они допускают классификацию по периоду и местоположению, причем более тонкие работы, как и во многих других отраслях христианского искусства, как правило, являются более ранними (см., например, Леклерк, «Manuel d'archeologie chretienne», II, 557 след.). О больших металлических паникадилах с их «дельфинами» — то есть маленькими ручками, выполненными в такой форме и поддерживающими лампу, — которые вошли в моду со свободой Церкви во времена Константина, кое-что уже было сказано в разделе «Подсвечники». Такая «поликандела» долгое время оставалась заметной чертой византийского богослужения.
Для связи светильников с литургией в более раннем возрасте, возможно, будет достаточно процитировать несколько предложений из проповеди сирийца Нарсая , умершего в 512 году нашей эры, с описанием литургии. «Священники, — говорит он, — молчат, и диаконы стоят в молчании, весь народ тих и спокоен, смирен и спокоен. Алтарь стоит увенчанный красотой и великолепием, и на нем Евангелие жизни и прелестное дерево [то есть крест]. Тайны приведены в порядок, кадильницы дымятся, лампады сияют, и дьяконы парят и размахивают [веерами] в подобии наблюдателей». (Конолли «Литургические проповеди Нарсая », стр. 12).
Почти во всех самых ранних изображениях Тайной вечери лампа изображена висящей над столом. Паломник, писавший около 530 г. н.э. [ 15 ] : iv в так называемом «Бревиариусе» утверждается, что видел в Иерусалиме то, что якобы было настоящей лампой, которая висела в комнате Тайной Вечери и хранилась там как драгоценная реликвия. Он называет это место Базиликой Святого Сиона. [ 15 ] : 16 хотя существует неопределенность относительно точного места, на которое он ссылается. [ 15 ] : 42
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джон И. 9.
- ^ Деяния XX. 7, 8.
- ^ Мартиньи, Дид. антиквариат~. С/лад.
- ^ Приятель. хххв.
- ^ В силу Божественных установлений . об истинном поклонении, гл. 2, в Мине , Patrologia Latina vi. 637
- ^ Ж. Тутэн, в Даремберге и Сальо, Diaionnaire, sv.
- ^ Перистеф. ii. 71, в Мине, вв. Отец лат. лк. 300
- ^ в Сильве.
- ^ Вчера Эп. шесть ал. 53 в Ripuarium Presbyt., в Мине, Патр. лат. п. 906
- ^ Патр. лат. т. е. xxiii
- ^ Поэма. О рождении святого Феликса, xiv. ~, в Мине, Патр. лат. лкси. 467
- ^ Либ. я. Тракт xiv. 4, в Мине, xi. 358. Я В свят. Песах в. 2; Минь, Греческая Патрология , xxxvi. 624; Жизнь Константина, iv. 66.
- ^ Эп. ciii. деве Евстохии в Мине.
- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ Jump up to: а б с Изложение С. Евхерия О некоторых святых местах: И Бревиарий или Краткое описание Иерусалима . Лондон: Текстовое общество палестинских паломников. 1896.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Раннехристианские светильники ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Лампа и Лампадарии ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.