Удержание и защита
Удержание и протенция ( нем . Retention und Protention являются ключевыми аспектами Эдмунда Гуссерля феноменологии темпоральности ) .
Обзор
[ редактировать ]Наше восприятие мира не состоит из серии несвязанных моментов. Действительно, было бы невозможно познать мир, если бы у нас не было чувства временности . То, что наше восприятие производит впечатление в нашем сознании, зависит от удержания и продолжения.
Удержание — это процесс, при котором фаза перцептивного акта сохраняется в нашем сознании. Это представление того, чего больше нет перед нами и отличного от непосредственного опыта. Простым примером может служить наблюдение за броском мяча. Мы помним, где находился мяч, чтобы понять импульс мяча, как мы воспринимаем его в ближайшем настоящем. Удержание — это не представление или память, а представление расширенного во времени настоящего. То есть настоящее, которое выходит за рамки нескольких коротких миллисекунд, регистрируемых в момент чувственного восприятия.
Протенция (а не «защита», как написано во французском переводе) — это наше предвкушение следующего момента. Момент, который еще предстоит осознать. Опять же, на примере мяча, наше внимание смещается на ожидаемый путь, по которому пойдет мяч.
Согласно Гуссерлю, восприятие имеет три временных аспекта: ретенцию, непосредственное настоящее, протенцию и поток, посредством которого каждый момент протенции становится ретенцией следующего. [1]
Морис Мерло-Понти описывает временную феноменологию восприятия в « Феноменологии восприятия» следующим образом:
«Гуссерль использует термины «протенции» и «ретенции» для обозначения интенциональности, которые привязывают меня к окружающей среде. Они исходят не из центрального «Я», а, так сказать, из самого моего поля восприятия, которое тянет за собой собственный горизонт ретенций, и вгрызается в будущее своими устремлениями, я не прохожу через ряд примеров настоящего, образы которых я сохраняю и которые, расположенные один за другим, составляют линию, с наступлением каждого момента претерпевает его предшественник. изменение: оно все еще у меня в руках, и оно все еще здесь, но оно уже опускается ниже уровня настоящего; чтобы удержать его, мне нужно проникнуть сквозь тонкий слой времени. Это все еще предшествующий момент. и у меня есть сила воссоединиться с ним таким, каким оно было сейчас; мое настоящее, тогда как мгновение назад оно было моим настоящим. Когда наступает третий момент, второй претерпевает новую модификацию; из удержания оно становится удержанием удержания, и слой времени между ним и мной утолщается». [2]
Интересные связи с этой теорией возникают в современной нейробиологии, которая показывает, что настоящее, прошлое и будущее всегда переплетаются, в том числе и в памяти. Соответственно, «память касается не только прошлого, но и будущего. Действительно, хотя память служит способностью вспоминать предыдущий опыт, само воспоминание не направлено исключительно на прошлое, но направляется настоящим для служения будущему». [3]
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Йохберг, Николаус Йозеф (2005). Протенция (на немецком языке). ISBN 3-935185-36-7 .
- Суэлцис, Никос (16 мая 2021 г.). Протенция в феноменологии Гуссерля . Спрингер. ISBN 978-3-030-69520-0 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Варела, Франциско (1997), Обманчивое настоящее: нейрофеноменология сознания времени , Stanford University Press
- ^ Мерло-Понти, Морис (2005), Феноменология восприятия , Рутледж
- ^ Офенгенден, Цофит (2014). Формирование памяти и убеждений. Диалоги в философии, психических и нейронауках , 7 (2): 34–44.