Fedot Sychkov
Fedot Vasilevich Sychkov ( Russian : Федот Васильевич Сычков ), March 13, 1870, Kochelaevo , Russian Empire – August 3, 1958, Saransk ) was a Russian painter.
Первые годы (1870–1900)
[ редактировать ]Федот Васильевич Сычков родился в Пензенской губернии , в деревне Кочелаево Наровчатского уезда , ныне Ковылкинского района Мордовии , в 1870 году. Семья его была бедной, в детстве он потерял родителей. Федот Сычков начал свое образование в трехклассной школе. Через несколько лет после ее окончания и совместного обучения в иконописной мастерской Сычков начал работать художником, писал иконы и портреты крестьян. Одной из известных работ этого периода является картина «Основание станции Арапово» (1892), выполненная для Ивана Арапова, петербургского генерала, жившего в своем имении близ Кочелаево. С его помощью молодой художник Сычков в 1892 году был направлен в Петербург для продолжения художественного образования.
В Рисовальной школе Петербурга он продолжал совершенствовать свое мастерство и создавать картины. Одна из лучших картин того периода — «Портрет младшей сестры художника Екатерины Сычковой» (1893). Также Сычков писал портреты на заказ.
В 1895 году начал обучение в Высшей школе искусств при Императорской Академии художеств . В годы учебы Сычков написал несколько автопортретов.
Как и многие молодые люди того времени, он хотел учиться в мастерской Ильи Репина , с которым был знаком.
Несмотря на то, что в эти годы Сычков изучал батальную живопись, после окончания учебы он нашел свое призвание как портретист и жанрист.
После завершения учебы в Петербурге Сычков вернулся на родину. Основные темы его произведений касались народных гуляний, свадеб и других торжеств. Его также очень интересовало рисование повседневной деревенской жизни. Например «На холмах» (1910), «Карнавал на коньках» (1914).
Юность художника (1900–1930).
[ редактировать ]1900–1910 годы были для Сычкова периодом художественной зрелости. В это время он написал «Возвращение ярмарки», «Деревенскую свадьбу», «Освящение вод», «Христопевцы», «Трудный переход», «Лночесатели», «Возвращение с сена» и ряд других. Сычков старался рассказать различные стороны сельской жизни, не приукрашивая быт. Его работы привлекают яркостью портретных характеристик, умением точно выстраивать пластическую многослойность, находить выразительные позы и жесты, придающие особую эмоциональную открытость изображениям.
В 1900-е гг. Разрабатывал парадные портреты. В то время Сычков был очень популярным портретистом в Петербурге . Заказчиков привлекает его умение рисовать быстро и точно, улавливая особенности внешности. Среди его «моделей» были банкиры, государственные чиновники и светские дамы. Прекрасным образцом лицевой части портрета является «Портрет в черном» (1904).
Детские портреты стали интересной страницей в творчестве живописца. Впервые он консультировался с ними в 900-х годах, за исключением нескольких студенческих занятий, где его ставили в качестве образца дети. Среди них «Друзья» (1911), «Подруги. Дети» (1916), «Гринко» (1937). Поездка за границу в 1908 году стала одним из самых ярких жизненных впечатлений. Знакомство с шедеврами западноевропейского искусства стало мощным импульсом для дальнейшей творческой деятельности живописца, подняло ее на качественно новый художественный уровень. Он привез из Италии и Франции множество пейзажей. Грандиозные здания Древнего Рима – Арка Константина , Форум, Колизей предстают в них символами былого величия античной империи.
Цветовая гамма, построенная на сочетаниях светлых желто-зеленых и голубых тонов, передает знойную дымку южного воздуха, в которой словно тают очертания памятников древности.Однако при несомненных художественных достоинствах этих пейзажей наиболее полно раскрывается душа художника. в произведениях, посвященных родным местам. Неутомимо рисовал он родную деревню, кривые заборы, вросшие в землю избы, весенние паводки, разливающие Мокшу. Интимность и теплота чувств, пронизанная небольшими зимними этюдами, выполнена в серо-голубоватом цвете. В основе пейзажей – глубокое поэтическое чувство, преклонение перед мастером перед красотой русской природы, волнующей своим скромным очарованием.
Творческий диапазон Сычкова был достаточно широк. Кроме портретов, пейзажей, жанровых полотен, на протяжении всей жизни он писал натюрморты: из классически понятных по манере исполнения, как, например, «Натюрморт. Фрукты», созданный в 1908 году во время путешествия по Италии, более характерны для него натюрморты с пейзажным подходом — «Клубника» (1910), «Огурцы» (1917) и др., в которых в несколько ином преломлении один и тот же сюжет звучит жизнь и деревенская жизнь. Сычков любил работать в саду, на кухне. Он всегда с гордостью говорил: «Я мужик!»
Конец 1910-1920-х годов – это время, когда Сычков создавал, в основном варианты или повторы ранних произведений, продолжая развивать излюбленную и характерную для него тему праздников, варьируя сюжеты дореволюционных картин – «Подруги» (1920). ), «Праздник» (1927), «Праздник. Подруги. Зима» (1929) и ряд других. За это время его стиль живописи развился в сторону большей яркости цвета.
Зрелость (1930–1958)
[ редактировать ]В 1930 году новые власти пытались его раскулачить, причислить к единоличникам. Это было трудное время в жизни Сычкова. Сычков продолжал активно участвовать в это время в выставочной жизни Москвы и Ленинграда , но в Мордовии об этом мало кто знал. В 1937 году в Мордовии был создан Союз художников. Картины Сычкова произвели настоящий фурор. В 1930-е годы, когда образовалась Мордовская автономия, особое место в творчестве живописца занимала национальная тема. Однако обращение к этой теме нельзя рассматривать как вежливость по отношению к властям, поскольку мордовская этно-культура давно вызывала интерес у мастера, о чем свидетельствуют многочисленные фотографии из архива Сычкова.
В отличие от русских крестьян, мордва продолжала носить национальную одежду и в советский период. Десятки зарисовок, этюдов мордовского национального костюма, предшествовавшие созданию таких известных картин, как «Учитель-мордва» (1937), «Тракторист-мордва» (1938). Во второй половине 30-х годов тема искусства Сычкова расширилась за счет обращения к советской действительности. На этот раз он создал картины «Выходной в хуторе» (1936), «Колхозный рынок» (1936), они выделяются многофигурностью композиций, умением художника выделять среди массы отдельных характеров людей. Эти произведения по своей идеологической направленности вполне соответствовали официальному искусству сталинской эпохи.
Некоторые следы влияния соцреализма можно обнаружить в заказных панно «Праздник урожая» (1938) и «Представление о вечном акте бесплатного пользования землей» (1938), напыщенно восхваляющих трудолюбивого советского человека. Эти два полотна большого формата были созданы автором в кратчайшие сроки для выставочного зала « Волга » к Государственной сельскохозяйственной выставке в Москве.
Среди произведений 1940–50-х годов, созданных художником на восьмом десятилетии жизни, выделяются «Возвращение из школы» (1945) и «Встреча с героем» (1952). Известно, что у него были серьезные проблемы с глазами, но он продолжал работать.
Последние два года жизни художник провел в Саранске , продолжая работу до последних дней.
Особенности стиля Федота Сычкова
[ редактировать ]Федот Сычков наиболее известен своими композициями, содержащими всего одну или две фигуры. Несмотря на схожесть типов изображенных людей, картины выглядят по-разному. В основном это чистый портрет, где модель изображена на нейтральном фоне. Но со временем оно становится более развитым. В центре всех картин – сосуществование человека с миром природы. В его портретах пейзаж всегда сочетается с эмоциональным состоянием персонажей или контрастирует с ним. Композиционных новаций в творчестве Сычкова не так много. Есть некоторые сюжеты, проходящие через все творчество мастера, например – «у забора», «едем с горки». Однако его нельзя упрекнуть в однообразии и шаблонности. Сычков никогда не стремился к изображению людей со сложным, противоречивым характером.
Феномен Сычкова-живописца – это верность одной теме – теме жизни русской деревни, пропущенной через призму его художественного видения крестьянской жизни и традиций. Современники Федоту Сычкову крестьяне отказались от традиционной одежды в повседневной жизни, но он изображал своих моделей в традиционных русских сарафанах, ярких платках, бусах.
Наиболее известные произведения Сычкова:
- «Портрет Анны Ивановны Сычковой, матери художника» (1898 г.)
- «Вести с войны» (1900)
- «Женский портрет» (1903)
- «Портрет в черном» (1904)
- «Чесалочесатели льна» (1905)
- «Подруги» (1909)
- «С холмов» (1910)
- «Возвращение с сена» (1911)
- «Карнавал конькобежцев» (1914)
- «Возвращение ярмарки»
- «Деревенская свадьба»
- «Благословение вод»
- «Христоспевцы»
- «Трудный переход»
- «Праздник» (1927)
- «Праздник. Подруга. Зима» (1929)
- «День на ферме» (1936)
- «Колхозный рынок» (1936)
- «Учитель-мордва» (1937)
- 'Тракторист, мордва' (1938)
- «Праздник урожая» (1938)
- «Вручение Вечного Акта о свободном пользовании землей» (1938 г.)
- «Возвращение из школы» (1945)
- «Встреча с героем» (1952).
-
С холмов
-
Возвращение с сена
-
Трудный переход
С 1960 года в Мордовском музее изобразительных искусств имени Эрьзи действует постоянная выставка его работ (в собраниях музея находится крупнейшая коллекция живописи и графики Сычкова; насчитывается около 600 работ, включая эскизы и рисунки). .
В 1970 году к 100-летию со дня рождения выдающегося живописца вышел приказ Министерства культуры Мордовии об открытии мемориального музея художника. Дом-музей Федота Сычкова был открыт 11 марта 1970 года в Кочелаево после реконструкции помещения.