Против мачехи за отравление
« Против мачехи за отравление » ( древнегреч . Φαρμακείας κατὰ τῆς μητρυιᾶς ) — одна из пятнадцати дошедших до нас речей афинского оратора Антифона . Это речь обвинения по делу женщины, обвиняемой пасынком в организации убийства отца, ее мужа. Речь защиты, произнесенная, по-видимому, сыновьями обвиняемой, не сохранилась.
Речь не содержит никаких доказательств утверждений обвинения, а вместо этого пытается апеллировать к эмоциям присяжных, проводя параллель между предполагаемым заговором мачехи и в убийством Агамемнона Клитемнестрой греческой мифологии. Как и в случае с большинством сохранившихся юридических речей классических Афин, исход дела неизвестен. Ученые в целом считают дело пасынка слабым, хотя некоторые, например Михаил Гагарин, утверждают, что речь все же могла привести к успешному судебному преследованию.
Фон
[ редактировать ]
Речь была произнесена в рамках суда над женщиной, убившей своего мужа несколько лет назад. [ 1 ] Муж посетил своего друга Филонея и обедал с ним; оба умерли: Филоней за обедом, а муж двадцать дней спустя. [ 2 ] Любовница Филонея была подвергнута пыткам и казнена за убийство. [ 3 ] После того, как сын друга Филонея достиг совершеннолетия, он привлек к ответственности свою мачеху за смерть отца; «Против мачехи» — речь обвинения на этом процессе. [ 3 ] Защиту вел сводный брат истца, сын подсудимой. [ 4 ]
Обвинение, предъявленное мачехе, вероятно, было убийством ( φόνος , phonos ). [ 5 ] Если бы это было так, дело рассматривалось бы в Ареопаге , который рассматривал дела об убийствах, включая смертельные случаи, вызванные фармаком ( φάρμακα , «наркотики»). [ 6 ] Альтернативно это мог быть boúleusis ( βούλευσις , «планирование») убийства, и в этом случае его судили бы в «Палладионе». [ 7 ]
Точная дата речи неизвестна, хотя, вероятно, она была написана в последнее десятилетие жизни Антифона (421–411 до н. э.). [ 8 ] К.Дж. Довер предполагает, что «Против мачехи» был снят после того, что сейчас известно как шестая речь Антифона, но до пятой. [ 9 ] Таким образом, Дувр датирует эту речь периодом между 419 и 414 годами до нашей эры. [ 10 ] Другие ученые считают, что «Против мачехи» была самой ранней из сохранившихся речей Антифона, при этом Майкл Эдвардс утверждает, что эта речь датируется где-то до 421 года. [ 11 ]
Речь
[ редактировать ]
«Против мачехи» — единственная сохранившаяся речь Антифона в пользу обвинения. [ 12 ] Истец обвиняет свою мачеху в убийстве его отца, когда он был ребенком. [ 13 ] В речи делается попытка доказать, что мачеха организовала введение своему мужу наркотика с намерением убить его. [ 14 ] Дело строится на том, что мачеха подговорила другую женщину, любовницу друга ее мужа Филонея, отравить ее мужа. Оратор никогда не объясняет, как он узнал об этом заговоре, а Виктория Воль говорит, что он, возможно, полностью его выдумал. [ 15 ]
Помимо утверждения о том, что мачеха ранее пыталась отравить мужа, спикер не приводит никаких доказательств своих утверждений. Вместо этого он апеллирует к страху присяжных перед предательством со стороны их жен и сравнивает действия своей мачехи с действиями Клитемнестры , убивающей Агамемнона . [ 1 ] Эстер Эйдинов отмечает, что речь также напоминает историю Медеи . [ 6 ] в то время как Виктория Воль проводит сравнение с мифом о Деянире, рассказанным в Софокла » « Женщинах Трахиса . [ 16 ] В речи также подчеркивается контраст между говорящим и его сводной семьей, утверждая, что он возбудил дело из благочестия, в то время как его мачеха вела себя «безбожно» ( atheos ) и «нечестиво» ( anosios ), убивая своего мужа. [ 17 ]
Поскольку в классических Афинах женщинам не разрешалось представлять себя в суде, мачеху, похоже, представляли ее сыновья. [ 13 ] Речь в защиту не сохранилась, но, возможно, в ней утверждалось, что мачеха намеревалась не убивать своего мужа, а просто дать ему приворотное зелье. [ 13 ] В Magna Moralia обсуждается аналогичный случай, когда женщина была оправдана на том основании, что она не пыталась убить своего мужа, а действовала из любви. [ 1 ] Кроме того, Михаил Гагарин предполагает, что защита могла попытаться изобразить мачеху сочувствующей, а покойного - плохо с ней обращавшимся. [ 18 ]
Обвинение, выдвинутое спустя много лет после этого события, возможно, было мотивировано спором о наследстве. [ 19 ] Как и в случае большинства сохранившихся афинских юридических речей, исход дела неизвестен. [ 20 ] Ученые в целом считают версию обвинения крайне слабой. [ 21 ] Патрисия А. Уотсон отмечает, что оратор не может объяснить мотивы мачехи, отравившей ее мужа. [ 22 ] Однако Гагарин утверждает, что, хотя версия обвинения в целом считается слабой, речь является лучшим повествованием Антифона. [ 23 ] и все же могло привести к успешному судебному преследованию. [ 21 ] Хотя Гагарин считает использование в речи ссылок на трагедию «особенно эффективным», [ 12 ] Воль предполагает, что эта стратегия могла бы иметь неприятные последствия, если бы трагические намеки в речи Антифона вместо этого напомнили о более симпатичном персонаже, таком как Деянира. [ 24 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Гагарин и Макдауэлл 1998 , с. 9.
- ^ Гагарин 2002 , с. 147.
- ^ Jump up to: а б Эйдинов 2016 , с. 34.
- ^ Гагарин 2002 , с. 146.
- ^ Гагарин 1997 , с. 104.
- ^ Jump up to: а б Эйдинов 2016 , с. 35.
- ^ Кэри 1997 , с. 36.
- ^ Гагарин 2002 , с. 139.
- ^ Дувр 1950 , с. 53.
- ^ Дувр 1950 , с. 44.
- ^ Эдвардс 2000 , с. 236.
- ^ Jump up to: а б Гагарин 1997 , с. 105.
- ^ Jump up to: а б с Вероятно, 2010 г. , с. 43.
- ^ Возможно, 2010 г. , с. 44.
- ^ Возможно, 2010 г. , с. 45.
- ^ Возможно, 2010 г. , с. 51.
- ^ Эйдинов 2016 , с. 41, н. 11.
- ^ Гагарин 1997 , с. 106.
- ^ Вероятно, 2010 г. , №54.
- ^ Возможно, 2010 г. , с. 64.
- ^ Jump up to: а б Гагарин 2003 , с. 205.
- ^ Уотсон 1995 , с. 55.
- ^ Гагарин 1997 , стр. 104–105.
- ^ Возможно, 2010 г. , с. 63.
Ссылки
[ редактировать ]- Кэри, Кристофер (1997). Испытания из классических Афин . Лондон: Рутледж.
- Довер, KJ (1950). «Хронология речей Антифона». Классический ежеквартальный журнал . 44 (1): 44–60. дои : 10.1017/S0009838800027981 . S2CID 170244774 .
- Эдвардс, Майкл Дж. (2000). «Антифон и начало афинского литературного ораторского искусства». Риторика: Журнал истории риторики . 18 (3).
- Эйдинов, Эстер (2016). Зависть, яд и смерть: женщины на суде в классических Афинах . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Гагарин, Михаил (1997). Антифон: Речи . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Гагарин, Михаил (2002). Антифон Афинянин . Остин: Издательство Техасского университета.
- Гагарин, Михаил (2003). «Рассказывание историй в афинском праве». Труды Американской филологической ассоциации . 133 (2): 197–207. дои : 10.1353/apa.2003.0015 . S2CID 159972377 .
- Гагарин, Михаил; Макдауэлл, Дуглас М. (1998). Антифон и Андокид . Остин, Техас: Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-292-72808-0 .
- Уотсон, Патрисия А. (1995). Древние мачехи: миф, женоненавистничество и реальность . Лейден: Брилл.
- Воль, Виктория (2010). «Трагический случай отравления: намерение между трагедией и законом». Труды Американской филологической ассоциации . 140 (1): 33–70. дои : 10.1353/apa.0.0046 . S2CID 159697583 .