Теории Лемноса
Теорис Лемносская ( древнегреческий : Θεωρίς ) (умерла до 323 г. до н.э.) была древнегреческой женщиной с Лемноса , которая жила в Афинах в четвертом веке до нашей эры и работала ведьмой или народной целительницей. Где-то до 323 года ее судили и казнили вместе со своими детьми. Точные детали преступления Теорис неясны: современные ученые по-разному предполагают, что она была признана виновной в умышленном убийстве, планировании совершить убийство или асебейе (неблагочестии). О ее судебном преследовании сохранились три древних отчета, которые представляют собой наиболее подробный отчет о суде над ведьмами, сохранившийся в классической Греции .
Счета
[ редактировать ]
Суд над Теорис Лемносской - самый известный из нескольких классических афинских процессов над женщинами, практиковавшими магию; [ 1 ] это также наиболее засвидетельствовано и встречается в трех древних источниках. [ 2 ] Самый ранний и подробный источник — Демосфен . [ а ] речь Против Аристогитона , [ 3 ] которое было адресовано присяжным на процессе над Аристогитоном , афинским оратором. В речи упоминается Теорис из-за ее связи с Евномом, братом Аристогитона. Оратор пытается убедить присяжных, что показания Юномуса следует игнорировать, отчасти из-за его собственного сомнительного прошлого и его причастности к делу, которое, по словам спикера, привело к осуждению и казни Теориса. [ 6 ]
Именно этот человек [Эвном, брат Аристогитона] взял зелья и заклинания у служанки Теориды Лемносской, грязной волшебницы, которую вы казнили за эти вещи, и ее, и всю ее семью. Служанка донесла на свою госпожу, и этот злодей родил от нее детей, и с ее помощью совершает свои трюки и козни, и говорит, что лечит тех, кого одолевают припадки, тогда как сам уличен в злодеяниях всякого рода. добрый. [ 7 ]
Краткий отчет о суде над Теорисом, приведенный в речи Демосфена, по-видимому, предполагает, что присяжные были знакомы с процессом, а это позволяет предположить, что дело Теориса было хорошо известно. [ 8 ] Сохранились также две более поздние версии истории Теориса, обе основанные на версии « Против Аристогитона» . [ 9 ] Один принадлежит эллинистическому аттидографу Филохору , цитируемому Гарпократионом во втором веке нашей эры; другой взят из Плутарха , которая также датируется вторым веком нашей эры. биографии Демосфена [ 10 ] Рассказ Плутарха об этом случае, кажется, объединяет историю Теориды с историей другой женщины, упомянутой в речах Демосфена, Нинос , которая была казнена в 350-х или 340-х годах до нашей эры – очевидно, за совершение обрядов, высмеивающих дионисийские мистерии . [ 11 ]
Жизнь
[ редактировать ]Теорис был родом с острова Лемнос , но жил в Афинах. [ 12 ] Лемнос находился под контролем Афин с 390 г. до н.э., поэтому Теорис мог быть афинским гражданином; [ 13 ] с другой стороны, она могла быть одной из «обездоленных» лемнианцев, которые не были выходцами из афинских поселений на острове. [ б ] [ 16 ] У Теориды были дети, но о муже в древних источниках нет упоминаний. [ 17 ] Ее дети, возможно, были отцом Евнома, брата Аристогитона. [ 18 ] хотя в тексте Демосфена это неясно. [ 19 ] В ее доме также была служанка, которая, по словам Демосфена, осуждала Теориду, что предполагает, что она имела определенный уровень богатства. [ 8 ]
Теорис, очевидно, был своего рода магом. Демосфен описывает ее как фармацевта , буквально поставщика лекарств и зелий, но в данном контексте означает ведьму или волшебницу. [ 20 ] а Филохор называет ее богомолом или «провидицей». [ 20 ] Эти два описания не обязательно несовместимы: хотя оба термина «фармакис» и «богомол» имеют определенное значение, маги в Древней Греции не обязательно ограничивали себя одним типом сверхъестественной деятельности, и один и тот же человек мог и предсказывать судьбу, и поставлять фармаку . [ 21 ] По словам Демосфена, Евном, который приобрел зелья и заклинания Теорис после ее смерти, утверждал, что способен вылечить эпилепсию, а Теорис, возможно, также утверждала, что ее фармака может исцелять. [ 13 ] Плутарх описывает Теорис как иерею или жрицу, хотя, что необычно для Плутарха, не называет божество, которому она служила. [ 20 ] – но, возможно, он путает ее с Нинос. [ 22 ]
Незадолго до 323 [ с ] Теорис предстала перед судом в Афинах, была осуждена и казнена вместе со своими детьми. [ 7 ] Плутарх утверждает, что обвинение было возбуждено Демосфеном. [ 24 ] Неизвестно, в каком именно преступлении был обвинен Теорис, поскольку сохранившиеся древние источники расходятся. [ 25 ] По словам Демосфена, это было за заклинания и употребление вредных снадобий; [ 23 ] Филохор сообщает, что ее обвинили в асебее (неблагочестии); [ 12 ] а Плутарх говорит, что она была осуждена за «совершение многих проступков и обучение рабов обману». [ 26 ]
Преступление
[ редактировать ]Большая часть внимания ученых к делу Теорис была сосредоточена на определении точного обвинения, выдвинутого против нее, что осложняется краткостью и несоответствиями между тремя древними источниками, в которых она обсуждается. [ 27 ]
В классических Афинах использование магии само по себе не считалось преступлением. [ 28 ] хотя использование зелий или наркотиков для убийства было. [ 29 ] Дерек Коллинз предполагает, что Теорису, вероятно, было предъявлено обвинение в этом преступлении - умышленном убийстве путем отравления. Если бы это было так, ее бы судили в Ареопаге . [ д ] [ 30 ] Альтернативно, ее могли обвинить в булезе (планирование [ 31 ] ) совершить убийство, и его судили в « Палладионе» . [ и ] [ 32 ] Поскольку семья Теорис была казнена вместе с ней, Коллинз утверждает, что первый сценарий более вероятен. [ 32 ]
По словам Филохора, Теорис был привлечен к ответственности за асебею . В классических Афинах закон против асебеи потенциально применялся к очень широкому спектру возможных действий: [ 33 ] закон, вероятно, не определял, что представляет собой нечестие, и обязанностью прокурора было доказать, что действия обвиняемого подпадали под действие закона. [ 34 ] Майкл Ринелла утверждает, что колдовство может преследоваться по закону против нечестия. [ 35 ] Однако Коллинз утверждает, что это было не так, поскольку, кроме Теориса, нет никаких доказательств преследования ведьм в классических Афинах. [ 36 ]
Мэтью Дики утверждает, что Филохор прав, определив преступление Теориса как асебею . [ 37 ] Он отмечает, что только в самых серьезных случаях, таких как asebeia , рабов поощряли доносить на своих владельцев; Тот факт, что, согласно «Против Аристогитона», служанка Теорис сообщила против нее, предполагает, что ее преступлением была асебея, а не простое убийство. [ 37 ] Эстер Эйдинов предполагает, что преступления Теориса были больше связаны с оскорблением религиозных или социальных чувств. Она утверждает, что, если бы Теорис был привлечен к ответственности за убийство, обвинение было бы более подробно описано в «Против Аристогитона» – как это происходит в Антифона речи «Против мачехи за отравление» , в которой слово phonos («убийство») используется для описания аналогичного преступления. преступление. [ 38 ] По мнению Эйдинова, обвинение в нечестии лучше объяснило бы нежелание конкретизировать обвинение против нее в «Против Аристогитона» и объяснило бы описание ее в этой речи как miaros («оскверненная»). [ 39 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Дерек Коллинз говорит, что речь «обычно считается фальшивой». [ 3 ] и повсюду называет его псевдодемостеническим . Однако Эстер Эйдинов считает эту речь демостенической. [ 4 ] точку зрения, поддержанную Дугласом Макдауэллом в его комментарии к речам Демосфена. [ 5 ]
- ^ Ученые разделились во мнениях, что более вероятно: Дерек Коллинз говорит, что она, скорее всего, метик ; [ 14 ] Мэтью Дики описывает ее как «очевидно афинскую гражданку». [ 15 ]
- ^ Коллинз датирует Теориса периодом до 338 г. до н. э.; [ 23 ] Эйдинов до 323 г. [ 20 ]
- ↑ Ареопаг — название скального выступа в Афинах и находившегося там двора; он отвечал за судебные процессы по делам об умышленных убийствах, ранениях и поджогах.
- ↑ Суд, заседавший перед Палладионом, культовым изображением Афины на Акрополе, нес ответственность за случаи непреднамеренного ранения, убийства неафинянина и булевзиса .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Монтесано 2018 , с. 27.
- ^ Эйдинов 2010 , с. 11.
- ^ Jump up to: а б Коллинз 2001 , с. 485.
- ^ Эйдинов 2016 .
- ^ Макдауэлл 2009 , с. 312.
- ^ Коллинз 2001 , стр. 485–486.
- ^ Jump up to: а б Эйдинов, 2016 г. , стр. 11–12.
- ^ Jump up to: а б Дикки 2003 , с. 78.
- ^ Коллинз 2001 , стр. 490–1.
- ^ Эйдинов 2016 , с. 11.
- ^ Коллинз 2008 , с. 138.
- ^ Jump up to: а б Коллинз 2008 , с. 137.
- ^ Jump up to: а б Эйдинов 2016 , с. 13.
- ^ Коллинз 2000 , с. 268.
- ^ Дики 2003 , с. 79.
- ^ Эйдинов 2016 , с. 64.
- ^ Кеннеди 2014 , с. 144.
- ^ Кеннеди 2014 , с. 145.
- ^ Кеннеди 2014 , с. 159, н. 81.
- ^ Jump up to: а б с д Эйдинов 2016 , с. 12.
- ^ Эйдинов 2016 , стр. 16–17.
- ^ Коллинз 2001 , с. 491.
- ^ Jump up to: а б Коллинз 2001 , с. 477.
- ^ Эйдинов 2016 , с. 15.
- ^ Коллинз 2008 , с. 136.
- ^ Коллинз 2008 , стр. 137–8.
- ^ Эйдинов 2010 , с. 9.
- ^ Коллинз 2000 , с. 251.
- ^ Коллинз 2000 , с. 266.
- ^ Коллинз 2001 , с. 488.
- ^ Макдауэлл 1999 , с. 60.
- ^ Jump up to: а б Коллинз 2001 , с. 489.
- ^ Коллинз 2000 , с. 261.
- ^ Паркер 2005 , с. 65.
- ^ Ринелла 2010 , с. 183.
- ^ Коллинз 2000 , н. 43.
- ^ Jump up to: а б Дикки 2003 , с. 50.
- ^ Эйдинов 2016 , с. 43.
- ^ Эйдинов 2016 , с. 42.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Коллинз, Дерек (2000), «Суд над Теорисом Лемноса: ведьма 4-го века или народный целитель?», Western Folklore , 59 (3): 251–278, doi : 10.2307/1500236 , JSTOR 1500236
- Коллинз, Дерек (2001), «Теория Лемноса и криминализация магии в Афинах четвертого века», The Classical Quarterly , 5 (1): 477–493, doi : 10.1093/cq/51.2.477 , JSTOR 3556523
- Коллинз, Дерек (2008), Магия в древнегреческом мире , Молден: Блэквелл, ISBN 978-1-4051-3238-1
- Дики, Мэтью (2003), Магия и волшебники в греко-римском мире , Лондон: Routledge, ISBN 0-203-45841-9
- Эйдинов, Эстер (2010), «Схемы преследования: судебные процессы над «колдовством» в классических Афинах», Прошлое и настоящее , 208 : 9–35, doi : 10.1093/pastj/gtq001
- Эйдинов, Эстер (2016), Зависть, яд и смерть: женщины на суде в древних Афинах , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-956260-2
- Кеннеди, Ребекка Футо (2014), Женщины-иммигранты в Афинах: пол, этническая принадлежность и гражданство в классическом городе , Нью-Йорк: Routledge, ISBN 978-0-415-73786-9
- Макдауэлл, Дуглас М. (1999), Афинский закон об убийствах в эпоху ораторов , Манчестер: Издательство Манчестерского университета, ISBN 9780719057427
- Макдауэлл, Дуглас М. (2009), Демосфен Оратор , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN 9780199287192
- Монтесано, Марина (2018), Классическая культура и колдовство в средневековой Италии и Италии эпохи Возрождения , Лондон: Пэлгрейв, ISBN 9783319920788
- Паркер, Роберт (2005), «Закон и религия», Кембриджский справочник по древнегреческому праву , Кембридж: Издательство Кембриджского университета
- Ринелла, Майкл А. (2010), Фармакон: Платон, культура наркотиков и идентичность в древних Афинах , Lexington Books, ISBN 978-0-7391-4686-6