Да здравствует мама Тайра Путаири!
Тирипоне Мама Тайра Путаири , SS.CC. , (1846–1881) с рождения получил образование у французских миссионеров и стал первым коренным римско-католическим священником, рукоположенным в Восточной Полинезии . Он был членом местной королевской семьи Мангарева , а его отец Бернардо Путаири был последним правящим регентом острова.
Жизнь
[ редактировать ]Тирипоне родился в семье королевских вождей тогоити с острова Мангарева на островах Гамбье . Считалось, что его семья происходила из младшей или падшей ветви основной королевской линии. Его родителями были Гертруда Тоатегару и Бернардо Путаири (в некоторых источниках также называемый Маохомоту), которые стали последним правящим регентом Мангаревы. [ 1 ] [ 2 ]
До его рождения христианство было представлено на островах Гамбье французскими священниками Пикпюс , Оноре Лавалем и Франсуа Каре при поддержке короля Мапутеоа и его дяди Матуа , первосвященника. [ 3 ] Брат Урбен де Флорит де ла Тур де Кламуз , один из этих первых миссионеров, основал и возглавил семинарию Реэ (также известную как Колледж Анаотики) на Аукене , одно из первых высших учебных заведений в южной части Тихого океана . где местных мангареванских мальчиков обучали латыни и французскому языку как будущих священнослужителей. Тирипоне был среди местных мальчиков, получивших образование в колледже Аукена вместе с молодым королем Джозефом Грегорио II . В 1869 году отец Николя Блан отправил его заниматься духовным образованием на остров Таити . Он был пострижен 21 сентября 1869 года и вернулся к Гамбье, чтобы работать с отцом Лавалем. [ 2 ] [ 4 ] [ 5 ]
24 декабря 1873 года он был рукоположен в священники в Папеэте епископом Тепано Яуссеном , апостольским викарием Таити . Примерно в это же время он принял христианское имя Тирипоне (в честь раннехристианского святого Трифона Кампсадского ). Отец Тирипоне стал первым коренным жителем Восточной Полинезии, рукоположенным в сан римско-католического священника. [ 4 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Есть признаки того, что его религиозное начальство не полностью доверяло ему, поскольку не отправило его обратно в его родной Гамбье. Ему было поручено заниматься прозелитизмом в Фааоне, деревне в современной таитянской коммуне Тайарапу -Эст . Отец Тирипоне работал под руководством отца Лаваля на пенсии, вместе с которым он написал традиционную историю Мангаревы. Они написали «E atoga no te ao eteni no Magareva» («Описание языческих времен Мангаревы»), которое было передано на хранение в архивы Конгрегации Святого Сердца в Брэн-ле-Конте , Бельгия . [ 7 ] Точные подробности его работы в Фааоне неизвестны. Ему, как священнику-катехизатору, не разрешалось исповедоваться, и его начальство опасалось, что в личной жизни он вернется к своему полинезийскому наследию. его отправили в дом Пикпу в Вальпараисо Учитывая эти обстоятельства, в 1879 году , где он умер от пневмонии 27 декабря 1881 года. [ 2 ] [ 4 ]
После того, как Бернардо Путаири стал регентом Мангаревы в 1873 году, французские миссионеры под руководством отца Блана и епископа Жоссена думали, что регентство перейдет от него к его сыну Тирипоне - как священник он передаст архипелаг Гамбье во владение Конгрегации Священных Писаний. Сердца Иисуса и Марии . [ 9 ] Однако Тирипоне умер раньше своего отца, и вместо этого в 1881 году острова были аннексированы Францией. [ 10 ]
После смерти Тирипоне католические церкви Французской Полинезии продолжали полагаться на священников-иностранцев. Переведенная в Папеэте, а затем в Паматаи, семинария, построенная для обучения местного духовенства, была закрыта епископом Яуссеном 30 мая 1874 года из-за того, что она не смогла подготовить больше местных послушников . Лишь в 1954 году был рукоположен следующий священник Французской Полинезии Мишель-Гаспар Коппенрат . [ 6 ] [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «РП МАМА ТАЙРА ПУТАИРИ Трифон, ум.» Приход кафедрального собора Папеэте . Проверено 27 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Лаваль, Ньюбери и О'Рейли, 1968 , с. 622.
- ^ Гарретт 1982 , стр. 88–96.
- ^ Jump up to: а б с «Таити 1834–1984 – Глава VIII. ЧАСТЬ ВТОРАЯ ЗОВ ДАЛИХ ОСТРОВОВ» . Приход кафедрального собора Папеэте . Проверено 27 июля 2015 г.
- ^ Лаваль, Ньюбери и О'Рейли 1968 , стр. 106–107.
- ^ Jump up to: а б Ланге 2006 , стр. 53–54.
- ^ Jump up to: а б Бак 1938 , с. 13.
- ↑ Некоторые источники утверждали, что Тирипоне был первым рукоположенным полинезийцем, но тонгинец Соакими Гатафахефа был рукоположен итальянским кардиналом в архбазилике Св. Иоанна Латеранского 10 июня 1865 года ( Lange 2006 , стр. 110–111).
- ^ Дешанель 1888 , с. 60.
- ^ Дешанель 1888 , стр. 70–71.
- ^ «Таити 1834–1984 – Глава XII. ЧАСТЬ ВТОРАЯ ЗОВ ДАЛИХ ОСТРОВОВ» . Приход кафедрального собора Папеэте . Проверено 27 июля 2015 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бак, Питер Генри (1938). Этнология Мангарева . Бюллетень музея Бернис П. Бишоп. Том. 157. Гонолулу: Издательство музея Бернис П. Бишоп.
- Дешанель, Поль Эжен Луи (1888). Интересы Франции в Тихом океане . Париж: Бергер-Левро и др.
- Гаррет, Джон (1982). Жить среди звезд: христианские истоки в Океании . Сува, Фиджи: Институт тихоокеанских исследований Южно-Тихоокеанского университета . ISBN 978-2-8254-0692-2 .
- Ланге, Реберн (2006). Островные министры: лидерство коренных народов в христианстве тихоокеанских островов девятнадцатого века (PDF) . Крайстчерч, Новая Зеландия: Центр тихоокеанских исследований Макмиллана Брауна, Кентерберийский университет. ISBN 978-1-74076-176-5 .
- Лаваль, Оноре ; Ньюбери, штат Вашингтон; О'Рейли, Патрик (1968). Мемуары по истории Мангаревы: христианская эпоха, 1834–1871 гг . Париж: Музей человека.