Дивьопадеш
![]() Обложка первого книжного издания, 1952 г. | |
Автор | Притхви Нараян Шах |
---|---|
Язык | непальский |
Дата публикации | 1952 |
Место публикации | Непал |
Дивьопадеш ( англ . Divyopadesh , букв. «Божественный совет»; [1] Божественные учения [2] '), также Дивья Упадеш , представляет собой сборник учений Притхви Нараян Шаха , монарха-основателя Королевства Непал , переданных им своим придворным и королевским священникам ближе к концу своей жизни, около 1774–75. [3] Он также считается автобиографическим, поскольку содержит отчеты о его мотивах и действиях. [4] Впервые оно было посмертно опубликовано в виде книги почти 180 лет спустя, в 1952-53 годах. С тех пор были опубликованы и другие версии книги, по крайней мере одна из них с реорганизацией высказываний по разным категориям. Политические обозреватели и политики регулярно цитируют его как моральный авторитет, определяющий поведение людей и правительства, а также руководство по внутренней и внешней политике. [1] [4] Сборник высказываний, написанных на старом непальском диалекте той эпохи, также считается имеющим литературное значение и был включен в учебный план магистра искусств ( непальский ) программы Университета Гувахати , Индия. Это также считается первым эссе непальской литературы.
Этимология
[ редактировать ]Дивьопадеш — сложное санскритское слово, состоящее из слов Дивья ( перевод «божественный» ) и Упадеша ( перевод «Совет» ), что означает «Божественный совет» на санскрите, а также на ряде производных языков, включая непальский . Поскольку Дивья – прилагательное, а Упадеш(а) – существительное, слова также употребляются без соединения, как Дивья Упадеш , без изменения значения.
Фон
[ редактировать ]Заболев перед смертью 11 января 1775 г., [5] Сообщается, что Притхви Нараян Шах был обезумел от возможности того, что его империя рухнет, а его работа будет отменена, что, вероятно, следует из примеров из истории. Поэтому он попросил своих придворных, братьев и двоюродных братьев, а также королевских священников и писцов собраться и изложить свой последний совет своим преемникам и стране в целом. [6] Эти послания были пропитаны темами национального единства, отвращения к коррупции, жадности и политических ссор, а также советами относительно политики, которую следует проводить, чтобы держать соседние огромные Британскую и Китайскую империи на расстоянии . Эти учения были записаны в рукописной форме, но в основном передавались устно. Примерно в начале 1950-х годов в доме одного из потомков известного дворянина при дворе Притхви Нараян Шаха была найдена изношенная рукопись, а еще одна рукопись также находилась во владении потомка одного из служащих другого дворянина. Эти рукописи были объединены в одну книгу, отредактированную и опубликованную Бабурамом Ачарьей и Йоги Нарахаринатхом в 1952–53 годах. [7] [6]
Историки считают произведение поздней рукописью. Предполагается, что первая рукопись была написана во время правления Раджендры Бикрам Шаха или Раны Бахадур Шаха . По некоторым данным, на момент обнаружения рукопись не имела названия, и хотя Бабурам Ачарья назвал ее Притхви Нараян Шахко Вьякьян , Йог Нарахаринатх позже назвал ее Дивьопадеш . [8]
Учения
[ редактировать ]Шах назвал Непал садом всех племен и каст и далее поручил людям из разных каст по очереди руководить учреждениями, а людям разных каст брать на себя подходящие для них роли в управлении страной согласно Ньяяшастрам . [1] [4]
Непал — это сад четырех каст и тридцати шести подкаст.
— —Дивьопадеш [2]
Он поддержал меритократию , а не кумовство . [1] Он предостерег политиков от участия в прибыльных коммерческих предприятиях. Он всегда рекомендовал военную готовность, а также меры по обеспечению экономических потребностей военнослужащих, а также семей погибших солдат. Он просил, чтобы во всех судах был назначен ученый священник, который будет толковать правовые положения и принципы. [4]
Не позволяйте им (солдатам и крестьянам) играть в фаворитов и брать взятки, а пусть они будут лояльными. …Деньги, собранные в суде, никогда не должны использоваться для дворца…
— —Дивьопадеш [9]
Он считал взяточничество самым большим врагом справедливой правовой системы и поддерживал самое суровое наказание. [4]
И взяткодатель, и взяткодатель являются врагами страны.
— —Дивьопадеш [10]
Он упомянул, что делом всей его жизни было обеспечение защиты Непала от иностранных имперских сил. [6] хотя его мотивацией, когда он впервые решился на завоевание, было желание стать правителем весьма заманчивой долины Непала . [8] Он поручил правительству с осторожностью относиться к крупным соседним империям, действовать осторожно и поддерживать сбалансированную внешнюю политику. Он поддерживал протекционистскую политику в торговле и промышленности и предостерег от притока международных инвестиций, одновременно поощряя производственную и экспортную промышленность. [1] [4]
Публикация
[ редактировать ]Он был посмертно опубликован в виде книги почти 180 лет спустя, в 1952–53 годах, под названием « Горкха Самрат Бадамахараджа Шри 5 Притхви Нараянко Дивья Упадеш» ( перевод: « Божественный совет императора гуркхов Его Величества Шри Пять Притхви Нараяна »). [11] Он был опубликован под названием Шри 5 Притхви Нараян Шахко Упадеш ( перевод Шри 5 Притхви Нараян Шахко Упадеш ) в 1996–97 годах и снова как Бадамахараджадхирадж Притхви Нараян Шахко Дивьопадеш ( перевод « Божественный совет Его Величества Притхви Нараян Шаха ») в 2002–03 годах. . [11]
Прием и наследие
[ редактировать ]Это считается первым очерком непальской литературы. Он был включен в учебную программу магистра искусств (непальский) Университета Гувахати , Индия. [11]
Некоторые комментаторы выразили сомнение относительно подлинности сообщений, приписывающих эту работу Притхви Нараян Шаху, и утверждали, что это, скорее, агиографическая попытка дальнейшего прославления Притхви Нараян Шаха и действующая как пропаганда для достижения короля Махендры националистических целей . , за счет маргинализированных групп в стране. [7] Но, по словам Йогеша Раджа, никаких надежных доказательств такого утверждения найдено не было. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Дхунгель, Прабинн. «Актуальность Дивьяпадеша» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б Сатьял, Пошендра (июль 2011 г.). «ИЗМЕНЕНИЕ КОНЦЕПЦИЙ СОЦИАЛЬНОЙ (НЕ)СПРАВЕДЛИВОСТИ В НЕПАЛЕ». Непальский журнал социальных наук и государственной политики . 1 (1). Сеть политических исследований Непала: 49–64.
- ^ Субеди, Раджарам (2008). Непалко Татья Итихас . Катманду. ISBN 978-9993324065 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж «Притхвинараянко Дивьяпадешма Независимость, инклюзивность и хорошее управление» . Новости онлайн . Проверено 27 августа 2019 г.
- ^ «Был ли Притхви Нараян Шах «съеден тигром»» . 11 января 2019 г. Проверено 27 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Карки, Сваямбунатх (2018). «Автобиография Земли: Божественная проповедь » Получено 27 августа.
- ^ Jump up to: а б «Проповеди и житие» . ekantipur.com (на непальском языке) . Проверено 27 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Сетопати, Судип Шреста. «Ссора двух историков длиной в четыре десятилетия» . Сепатия . Проверено 27 августа 2019 г.
- ^ Стиллер, Людвиг Ф. (1989). Притхви Нараян Шах в свете Дивья Упадеша .
- ^ Ханал, Дилли Радж; Раджкарникар, Пушпа Радж; Карки, Бхарат Бахадур (2007). Институциональное строительство по контролю над коррупцией: пример эффективности Комиссии по расследованию злоупотреблений властью и Национального центра бдительности в Непале (Отчет). Катманду: Институт политических исследований и разработок.
- ^ Jump up to: а б с Луинтель, Кхагендра Прасад, Идеология и литература в божественной проповеди , получено 27 августа 2019 г. - через samakalinsahitya.com