Сэм Льюис (пилот)

Сэм Льюис (5 февраля 1912 – 18 февраля 1992) был американским пилотом, который управлял транспортными самолетами в качестве иностранного добровольца в войне Израиля за независимость и в качестве главного пилота национальной авиакомпании Израиля « Эль-Аль» .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Сэм Льюис родился Сэмюэл Рифкин 5 февраля 1912 года на Манхэттене в Нью-Йорке , штат Нью-Йорк . Он был вторым ребенком Луи Рифкина, меховщика актрисы и поэтессы- любительницы , и Анны Рифкин, идишской , которые иммигрировали в США из Могилева , Россия (ныне Беларусь) в 1910 году. [ 1 ]
В 1925 году, когда Льюису было 13 лет, он сопровождал своего дядю, раввина Гершона Эпштейна, в поездке в Лос-Анджелес , штат Калифорния , чтобы рассмотреть возможность присоединения к старым членам общины раввина, переехавшим туда из России, где он был их раввином. Поскольку дядя говорил только на идиш, Льюис присоединился к нему в качестве переводчика с английского. Льюис должен был вернуться в Нью-Йорк на поезде после того, как оставил своего дядюшку в Лос-Анджелесе, но, увидев там широкие зеленые просторы, отказался возвращаться на цементированные улицы Нью-Йорка. Когда за ним приехали родители, им тоже понравилось это место, и они решили остаться. Семья поселилась в районе Бойл-Хайтс в Лос-Анджелесе. [ 2 ]
Хотя Сэм вырос, помогая отцу в его меховом магазине, у него были другие интересы. Он был спортивным боксером-любителем и с раннего возраста любил все, что связано с самолетами. Во время учебы в старшей школе Льюис ездил в Клевер-Филд, ныне аэропорт Санта-Моники , в поисках разной работы в обмен на поездку на самолете.
В 1935 году, когда Льюису было 22 года, он совершил свой первый самостоятельный полет всего после четырех летных уроков. Сразу после этого он вступил в Еврейский аэроклуб (позже Калифорнийский аэроклуб). [ 3 ] [ 4 ] в Лос-Анджелесе, где участники на выходные арендовали самолеты и наслаждались полетами.
Ранняя авиационная карьера
[ редактировать ]Налетав 200 часов, Льюис стал сертифицированным летным инструктором. В 1937 году он ушел из меховой мастерской своего отца, чтобы работать летным инструктором. Он работал в Morton Air Services , а затем в Тихоокеанском авиационном колледже в Майнс-Филд (ныне Лос-Анджелес ) в Лос-Анджелесе. [ 1 ]
В 1939 году, когда в Европе назревала война, компания Cal Aero , имевшая военный контракт, наняла Льюиса. Эта работа заключалась в подготовке летных инструкторов для обучения курсантов пилотажу для боевых маневров сначала в аэропорту Глендейла, а затем (в будущем) в аэропорту Онтарио в Калифорнии. Он был командиром звена, а затем стал главным летным инструктором. [ 1 ]
Позже Льюис покинул Western Airlines и присоединился к TWA в Вашингтоне, округ Колумбия , в качестве капитана. Во время войны у TWA был контракт с ВВС — Contract Carrier Twelve, а Льюис присоединился к Air Transport Command (ATC) — перевозил грузы для военных сначала на B-24 , а затем перешел на Boeing 307 — Stratoliner . По его оценкам, он совершил более 100 перелетов через океан для ВВС через TWA в Европу , Южную Африку , Южную Америку и Азию . [ 1 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Карьера израильской авиации
[ редактировать ]
В 1947 году Эл Швиммер , бывший бортинженер TWA, завербовал Льюиса и других пилотов в Махал. [ 8 ] для операции «Зебра». Группа контрабандой провозила оружие через Чехословакию , чтобы помочь Израилю во время войны за независимость , и участвовала в воздушных атаках на местных арабов . Их действия нарушили американское эмбарго на поставки оружия в Палестину и на Ближний Восток , и в 1949 году Льюис и его друзья вернулись в США, чтобы предстать перед судом. [ 1 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Их подвиги во время операции «Зебра» были задокументированы в фильме 2015 года «Крыло и молитва» . [ 9 ]
В 1949 году Льюис стал первым главным пилотом израильской авиакомпании «Эль-Аль». Он проработал там до своего обязательного выхода на пенсию в возрасте 60 лет в 1972 году. [ 1 ] [ 6 ] [ 7 ]
В конце 1948 года израильское правительство с помощью «Джойнта» , американской еврейской организации по оказанию помощи, наняло авиакомпанию Alaska Airlines для перевозки еврейских беженцев из Йемена в Израиль. В начале 1949 года Льюис взял отпуск на своей работе в Эль-Але, чтобы присоединиться к Alaska Airlines и принять участие в этой воздушной перевозке, которая позже была признана операцией «Ковер-самолет» или «На крыльях орлов». Воздушный транспорт из Йемена завершился в сентябре 1950 года, после того как в Израиль было доставлено по воздуху 49 000 йеменских евреев. [ 5 ] [ 10 ]

После обязательного выхода на пенсию с должности пилота Эль-Аль в возрасте 60 лет Льюис, который еще не был готов отказаться от полетов, присоединился к своему другу Элу Швиммеру в Израильской авиационной промышленности (IAI). Он работал там пилотом и консультантом и помог открыть несколько авиакомпаний в Европе, Азии и Южной Америке. Он оставался в IAI до 1980 года. [ 1 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Пробный
[ редактировать ]В конце 1948 года Льюис и девять его американских друзей в ходе операции «Зебра» узнали, что их действия повлекли за собой обвинения США в нарушении американского эмбарго на поставки оружия в Палестину и на Ближний Восток. В 1949 году Льюис и его друзья вернулись в США, чтобы предстать перед судом. [ 1 ] [ 11 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Суды над Льюисом и некоторыми участниками операции «Зебра» проходили в Лос-Анджелесе, и Еврейское агентство оказывало им юридические услуги. Суд закончился в начале 1950 года. Льюис был единственным обвиняемым, признанным невиновным, поскольку один из присяжных настаивал на том, что Льюис был всего лишь наемным пилотом, а не заговорщиком. Остальные получили штрафы в размере 10 000 долларов, которые заплатило Еврейское агентство, и только один - Чарли Уинтерс, который не был евреем, суд над которым проходил в Нью-Йорке, был приговорен к 18 месяцам тюремного заключения. Трое осужденных по делу операции «Зебра» в конечном итоге были помилованы различными президентами США. [ 11 ] [ 6 ] [ 7 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]5 мая 1931 года, когда ему было 19 лет, Льюис женился на своей школьной возлюбленной и ближайшей соседке Дженни (Джин) Копф. В 1933 году у пары родился первенец Сандра (Браун), а позже, в 1941 году, у них родилась вторая дочь Элейн (Аронофф). Во время Второй мировой войны они жили в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке и Вашингтоне, округ Колумбия. Когда Сэм смог присоединиться к «Эль-Алю» после суда, они начали свою жизнь в Израиле в 1950 году и несколько лет прожили в Лондоне. После ухода Льюиса из IAI пара вернулась в Лос-Анджелес. [ 1 ] [ 2 ] в 1982 году и оставался там до самой смерти. 18 февраля 1992 года Льюис умер в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, от случайного огнестрельного ранения. [ 7 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Льюис выступил неофициальным консультантом фильма «Отбрось гигантскую тень» (1966), изображающего события войны за независимость Израиля в 1948 году. [ 2 ]
Подвиги Льюиса и его друзей Махала во время войны за независимость Израиля были задокументированы в фильмах:
- Они были всем, что у нас было (1988) Джонатана Паза
- Крыло и молитва (2015) Боаза Двира,
И книги
- Тайная битва за Израиль (1966) Бенджамина Кагана
- Обещание (1970) Леонарда Слейтера
- Секретная армия (1984) Дэвида Дж. Беркусона
- Звезда Эль-Аль в небе (1990) Марвина Г. Голдмана
- Ангелы в небе (2017) Роберта Гандта
- Saving Israel (2020) by Boaz Dvir
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Льюис, Сэмюэл, 1992–2009 гг . Коллекция Мачал/Алия Бет (I-501). Коробка 13, папка 13. Центр еврейской истории, 15 West 16th St, Нью-Йорк. Нью-Йорк 10011
- ^ Перейти обратно: а б с Родман, Эдмон Дж. (26 апреля 2017 г.). «Поскольку вопрос выживания Израиля находился в воздухе, пилот Сэм Льюис сделал все возможное» . Еврейский журнал .
- ^ «КАЛИФОРНИЙСКИЙ АЛЕТКЛУБ» . Посланник Бнай Брит . 1 сентября 1939 года.
- ^ «ЛЕТАЮЩИЙ КЛУБ В ВОСКРЕСЕНЬЕ ОТКРЫТ НОВОЕ СОРЕВНОВАНИЕ ПО ПОСАДКЕ НА ТОЧКУ» . Посланник Бнай Брит . 17 ноября 1939 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гольдман, Марвин Г. (1990). Эль-Аль Звезда в НЕБЕ .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Гандт, Роберт (2017). Ангелы в небе .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Двир, Вооз (2020). Спасение Израиля .
- ^ «Израильская война за независимость: американские и канадские добровольцы Махала» . Еврейская виртуальная библиотека .
- ^ Двир, Боаз (2015). «Крыло и молитва» . ПБС .
- ^ Лонг, Элген М. (2016). На крыльях орла .
- ^ Перейти обратно: а б Слейтер, Леонард (1970). Обещание .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1912 рождений
- 1992 смертей
- Случайные смерти в Калифорнии
- Американские эмигранты в Израиле
- Американские эмигранты в Соединенном Королевстве
- Американский народ белорусско-еврейского происхождения
- Американский народ во время арабо-израильской войны 1948 года
- Американские сионисты
- Авиаторы из Нью-Йорка (штат)
- Смерти от огнестрельного оружия в Калифорнии
- Жертвы несчастных случаев с огнестрельным оружием в США
- Американские военнослужащие-евреи
- Пилоты ВВС США времен Второй мировой войны
- Люди из Манхэттена
- Авиаторы из Вашингтона, округ Колумбия
- Люди из Лос-Анджелеса