Теория гендерной схемы
Теория гендерной схемы — это когнитивная теория, объясняющая, как люди становятся гендерными в обществе и как характеристики, связанные с полом, сохраняются и передаются другим членам культуры. Теория была официально представлена Сандрой Бем в 1981 году. Информация, связанная с гендером, преимущественно трансмутируется в обществе посредством схем или сетей информации, которые позволяют одной информации усваиваться легче, чем другой. Теория утверждает, что существуют индивидуальные различия в степени, в которой люди придерживаются этих гендерных схем. Эти различия проявляются в степени половой принадлежности индивидов. [ 1 ]
Секс-типирование
[ редактировать ]Типирование по полу — это практика присвоения определенных навыков и личностных качеств одному из двух полов в рамках бинарной классификации пола. Таким образом, эти навыки и личностные качества классифицируются как женские или мужские. Согласно теории гендерной схемы, ребенок подвергается половой типизации по мере того, как он формулирует свою основную гендерную идентичность . Например, ребенок может заметить, что его мать постоянно моет посуду. Затем этот ребенок придет к выводу, что мытье посуды должно быть «женским» действием, добавив это убеждение к своей гендерной схеме. Если на этом этапе ребенок сможет идентифицировать свой пол как женский, он включит эту наблюдаемую «женскую» активность в свою Я-концепцию, решив, что, будучи женщиной, он тоже должен мыть посуду просто потому, что он женский. Таким образом, самооценка становится гендерно-типизированной. Как только гендерная схема начинает формироваться, ребенок ищет другую соответствующую информацию, развивая и развивая свою гендерную схему. Они обрабатывают новую информацию и свое собственное поведение через призму своей гендерной схемы, что приводит к половому типированию себя и других во взрослой жизни, что, в свою очередь, может привести к предрассудкам и стереотипам.
Согласно опроснику половых ролей Бема, существует четыре категории, к которым может относиться человек: по полу, кросс-полу, андрогинный и недифференцированный. Люди с половым типом обрабатывают и интегрируют информацию, соответствующую их полу. Их оценки женственности и мужественности выше медианы по шкале конгруэнтности пола и ниже медианы по шкале неконгруэнтности пола. Люди кросс-полового типа обрабатывают и интегрируют информацию, соответствующую противоположному полу. Их оценки женственности и мужественности поменялись местами — ниже медианы по шкале конгруэнтности пола и выше медианы по шкале неконгруэнтности пола. Андрогинные люди обрабатывают и интегрируют черты и информацию обоих полов. Их оценки женственности и мужественности выше среднего. Наконец, недифференцированные особи не демонстрируют эффективной обработки информации, связанной с полом. Их оценки женственности и мужественности ниже среднего . [ 1 ]
Гендерные стереотипы
[ редактировать ]Поскольку теория гендерных схем представляет собой теорию процесса, а не содержания, эта теория может помочь объяснить некоторые процессы, благодаря которым гендерные стереотипы психологически укореняются в нашем обществе. В частности, наличие сильных гендерных схем обеспечивает фильтр, через который мы обрабатываем поступающие стимулы из окружающей среды. Это приводит к более легкой способности усваивать информацию, соответствующую стереотипам, что еще больше укрепляет существование гендерных стереотипов. [ 2 ] В рамках развития подростков предполагается, что детям приходится выбирать среди множества измерений, но гендерные схемы приводят к регулированию поведения, которое соответствует культурному определению того, что значит быть мужчиной или женщиной. [ 3 ] Кроме того, утверждается, что существует также подсхема гетеросексуальности , которая, вероятно, способствовала развитию гендерных схем. Большинство обществ рассматривают исключительную гетеросексуальность как эталон надлежащей мужественности и женственности , то есть гетеросексуальность является нормой. Более того, подсхема гетеросексуальности утверждает, что мужчины и женщины должны отличаться друг от друга. Предполагается, что именно поэтому межполовые взаимодействия могут быть сексуально закодированы. Лица с половым типом в целом готовы использовать подсхему гетеросексуальности в социальных взаимодействиях , ведя себя по-разному по отношению к лицам противоположного пола, которых они считают привлекательными или непривлекательными. [ 4 ]
Доказательство
[ редактировать ]Некоторые из первых тестов теории гендерных схем проводились в форме задач на память и других когнитивных задач, предназначенных для оценки облегченной обработки информации, связанной с полом. Большая часть этого раннего исследования показала, что участники, которые были по половому типу, запоминали больше черт, связанных с их полом, а также более эффективно обрабатывали информацию, соответствующую половому типу, что позволяет предположить, что гендерные схемы, которыми обладают люди по половому типу, помогают ассимилировать связанную с полом информацию. информацию в свою самооценку. [ 5 ] [ 1 ] Когда есть возможность группировать слова либо по семантическому значению, либо по полу, люди с половым типом с большей вероятностью будут использовать систему гендерной кластеризации, за которой следуют недифференцированные люди. У людей с перекрестной типизацией был самый низкий процент слов, сгруппированных по полу. [ 1 ]
Социальные изменения
[ редактировать ]Важным источником половой типизации является практика воспитания родителей. Теория предлагает убедительные предложения по предотвращению половой типизации детей, включая предотвращение доступа к средствам массовой информации, пропагандирующим половую типизацию, изменение средств массовой информации и историй для устранения информации о половой типизации, а также моделирование равных ролей для матерей и отцов в семье. [ 6 ] Например, в своем оригинальном исследовании Бем редактировала книги, которые читают ее дети, чтобы создать более андрогинный взгляд. Это включало, например, изображение длинных волос и женских черт тела на мужских фигурах. Однако в конечном итоге это несколько ограничено, поскольку дети будут подвергаться некоторой информации о половых типах, особенно когда они начнут ходить в школу. Поэтому Бем предлагает обучать детей альтернативным схемам, чтобы они с меньшей вероятностью создавали и поддерживали гендерную схему. [ 5 ] Некоторые примеры включают схему индивидуальных различий, где дети учатся обрабатывать информацию индивидуально, а не делать общие предположения о группах на основе информации от отдельных лиц. Кроме того, предоставление детям схемы сексизма, в которой дети учатся обрабатывать информацию, связанную с полом, через фильтр, который вызывает моральное возмущение при пропаганде сексистской информации, может помочь в предоставлении детям ресурсов, которые не только не позволят им стать сексистскими, но и также способствовать позитивным социальным изменениям . [ 4 ]
Бем хотел привлечь внимание к тому, что дихотомия мужчины и женщины используется в качестве организующей основы, часто без необходимости, особенно в школьной программе. Она подчеркнула, что всеобщая значимость гендера оказывает негативное влияние на общество и что гендерная схема должна быть более ограниченной по своему охвату. С феминистской точки зрения андрогинность недостаточно радикальна, поскольку андрогинность означает, что «мужское» и «женское» все еще существуют. Скорее, общество должно уменьшить использование гендерной дихотомии как функциональной единицы и быть асхематичным. [ 4 ]
Наследие
[ редактировать ]Наследие теории гендерных схем не оказало очевидного долговременного влияния на психологию гендера. Теория Бема, несомненно, была основана на когнитивной революции 1970-х и 1980-х годов и возникла в то время, когда гендерная психология резко возрастала, поскольку все больше и больше женщин приходили в академические области . Хотя теория гендерных схем действительно обеспечивает когнитивную основу для того, как гендерные стереотипы могут продолжать поддерживаться в современном обществе, она утеряна, поскольку более широкие социологические теории стали доминирующей силой в психологии гендера. В 2017 году Кристин Старр и Эйлин Зурбигген опубликовали продолжение оригинального исследования Бема под названием «Теория гендерной схемы Сандры Бем через 34 года: обзор ее охвата и воздействия». Они обнаружили, что, хотя цитирование теории гендерных схем за год снизилось, развитие ее теории также стало «крупным вкладом в психологию, и что ее порождающий охват простирался далеко за пределы области науки». [ 4 ] Другое исследование показало, что теория «слаба в своем описании», и пришло к выводу, что процесс определения пола «требует уточнения и разработки». [ 7 ]
Самым продолжительным вкладом в эту область стал опросник половых ролей Бема . Первоначально разработанный как инструмент для идентификации людей по половому типу, многие исследователи используют этот показатель для рассмотрения других компонентов пола, включая поддержку гендерных стереотипов, а также в качестве меры мужественности/женственности. Следует проявлять осторожность при изучении исследований, в которых используется опросник половых ролей Бема для измерения конструктов, для измерения которых он не был создан. [ 8 ]
Сама Бем призналась, что была плохо подготовлена к разработке опросника половых ролей Бема и никогда не ожидала, что он будет использоваться так широко, как сегодня. [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Бем, Сандра (1981). «Теория гендерной схемы: когнитивное описание половой типизации» . Психологический обзор . 88 (4): 354–364. дои : 10.1037/0033-295X.88.4.354 . Проверено 8 июля 2023 г.
- ^ Дэниелс, Элизабет А.; Липер, Кэмпбелл (2011). «Гендерные роли». Гендерные проблемы . Энциклопедия подросткового возраста . Академическая пресса . стр. 99–108. дои : 10.1016/B978-0-12-373951-3.00017-X . ISBN 9780123739513 . Проверено 9 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Старр, Кристина; Цурбригген, Эйлин (май 2017 г.). «Теория гендерной схемы Сандры Бем спустя 34 года: обзор ее охвата и воздействия» . Сексуальные роли . 76 (9–10): 566–578. дои : 10.1007/s11199-016-0591-4 . S2CID 255011542 . Проверено 8 июля 2023 г.
- ^ Бем, Сандра (1983). «Теория гендерной схемы и ее значение для развития детей: воспитание гендерно-асхемных детей в гендерно-схемном обществе» . Знаки . 8 (4): 598–616. дои : 10.1086/493998 . S2CID 145131062 . Проверено 8 июля 2023 г.
- ^ Пайк, Юго-Запад; Грэм, Дж. М. (1983). «Теория гендерной схемы и андрогинность: критика и разработка» . Международный журнал женских исследований . 6 (1): 3–17 . Проверено 9 июля 2023 г.
- ^ Хоффман, Роуз Мари; Бордерс, Л.Д. (2001). «Двадцать пять лет после опроса половых ролей Бема: переоценка и новые проблемы, касающиеся изменчивости классификации» . Измерение и оценка в консультировании и развитии . 34 (1): 39–55. дои : 10.1080/07481756.2001.12069021 . S2CID 42974558 . Проверено 8 июля 2023 г.
- ^ Бем, Сандра (11 августа 2001 г.). Нетрадиционная семья . Издательство Йельского университета . ISBN 9780300090925 . Проверено 8 июля 2023 г.