Марк Антокольский
Марк Антокольский | |
---|---|
Марк Антокольский | |
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 9 июля 1902 г. | ( 58 лет
Образование | Член Академии художеств (1871). Профессор по званию (1880) Действительный член Академии художеств (1893 г.) [ 1 ] |
Альма-матер | Императорская Академия Художеств [ 1 ] |
Известный | Скульптура |
Mark Matveyevich Antokolsky ( Russian : Марк Матве́евич Антоко́льский ; 2 November 1840 – 9 July 1902) was a Russian sculptor of Lithuanian–Jewish descent. [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]
Мордух Матысович Антокольский [ 3 ] родился в Вильнюсе ( Антоколь городской округ ), Литва (в то время входившая в состав Российской империи ). Учился в Императорской Академии художеств (1862–68) в Петербурге . Сначала он начал с еврейских тем, статуй: «Еврейский портной», «Натан Мудрый», «Нападение инквизиции на евреев», «Талмудические дебаты».
В 1868–1870 годах Марк Антокольский жил в Берлине . Его статуя Ивана Грозного (1870 г.) была приобретена для Эрмитажа императором российским Александром II . Последний одобрил его работу и присвоил скульптору звание академика. Антокольский считал скульптуру социальным и гуманным идеалом. Чтобы поправить свое пошатнувшееся здоровье, в 1871 году он переехал на итальянские поселился в Париже курорты, а шесть лет спустя .
Ежегодно Антокольский возвращался в родной Вильнюс на летние каникулы. Именно здесь во время летних каникул 1864 года он создал свою первую значительную работу — горельеф «Еврейский портной».
Работы молодого скульптора вызвали дискуссию в Академии в Петербурге. 28 октября 1864 года Совет Академии большинством голосов постановил наградить Антокольского Малой серебряной медалью «Портной».
Находясь в Вильнюсе в следующем году, Антокольский создал еще один горельеф - «Скупой человек», который иногда называют «Скупой еврей, пересчитывающий свои монеты». Художник родился в бедной семье и видел, как улучшалось материальное положение отца. Скульптура могла отразить чувства Антокольского к родному городу Вильнюсу и в первую очередь к отцу. Эту работу, как и первую скульптуру, положительно оценил Василий Стасов , который увидел в творчестве художника «черты простой истины, того, о чем раньше никто не смел думать в скульптуре». В 1865 году горельеф «Скупой человек» был награжден Большой серебряной медалью Академии. В последующие годы скульптор продолжал работать над еврейской тематикой, которая вылилась в сложные, но незавершенные композиции: «Спор о Талмуде» (1866–1868) и «Инквизиция нападает на евреев» (1868–1869). «Инквизиция» была последней работой М. Антокольского на еврейскую тему в студенческие годы.
По отзыву Академии художеств, 7 апреля 1870 года Антокольскому было присвоено личное имя почетного гражданина «за прекрасные познания в искусстве». Этот факт также был занесен в архивный учет. Более того, сохранилась запись о том, что Мордухас исключен из ревизионного реестра еврейской общины Антакальниса как лицо, удостоенное звания почетного гражданина.
В 1871 году Антокольский приступил к своей первой «русской» скульптуре «Иван Грозный», произведшей огромное впечатление на всех ценителей и ценителей искусства. Когда император Александр II увидел скульптуру, он попросил изготовить ее бронзовую копию и выделил скульптору аванс в размере 4000 рублей. Павел Третьяков заказал мраморную копию для своей галереи. Полученные средства позволили артисту решить свои личные проблемы. В 1871 году (в Вильнюсе) Антокольский познакомился с Еленой (Геной), дочерью богатого виленского купца Юделиса Гиршовичюса Апатоваса. Они поженились 6 сентября 1872 года.

Антокольский на 4000 рублей «Ивану Грозному» купил половину большого дома в Вильнюсе, другая часть которого ранее принадлежала его жене. В 1876 году, во время своих регулярных приездов в Вильнюс, Антокольский перестроил дом. После 1876 года Антокольский был редким гостем в родном городе из-за болезней, работы и выставок в Париже и Италии, отнимавших почти все его время. Однако связи с еврейской жизнью художник не порвал. Обеспокоенность за свой народ побудила Антокольского вернуться к работе «Инквизиция нападает на евреев», начатой 30 лет назад в Вильнюсе.
В Риме Антокольский выполнил в 1872 году статую Петра Великого для Петергофского дворца , ее копии для Таганрога и Архангельска . В 1878 году Антокольский выставил большую часть своих работ на Парижской универсальной выставке и получил Гран-при. прошла персональная выставка художника В 1880 году в Санкт-Петербурге , ему было присвоено звание профессора. Антокольский в том же году уехал в Париж и оставался во французской столице до конца жизни, за исключением периодов на озере Маджоре , в северной Италии . Здесь он осуществил следующие произведения: «Спиноза» (1881), «Мефистофель» (1884), «Ярослав Мудрый» (1889), «Нестор Летописец» (1889) и «Ермак Тимофеевич» (1891). Несколько его скульптур небольшого размера находятся в коллекции европейского искусства Музея Израиля в Иерусалиме.
Он также планировал поставить памятник Екатерине II в Вильнюсе. Однако из-за обострения хронической болезни желудка художник внезапно скончался 9 июля (27 июня по старому стилю) во Франкфурте (Германия). Последняя работа была завершена И. Гинзбургом уже после смерти скульптора. Памятник не сохранился.
Антокольский был похоронен в Петербурге. Поезд со специальным вагоном проследовал через Вильнюс. Антокольский был похоронен 18-го (6-го по старому стилю) июля 1902 года на еврейской части Преображенского кладбища в Петербурге. Его могилу и надгробие до сих пор можно найти там, недалеко от входных ворот, но они не содержались в должном порядке, по крайней мере, до 1990-х годов.
Галерея
[ редактировать ]-
Иван Грозный , 1871 год.
-
Смерть Сократа , 1875 г.
-
Христос перед народом, 1878 г.
-
Ангел
-
Alexander Polovtsov , 1880s
-
Спиноза , 1882 г.
-
Мефистофель , 1884 г.
-
Нестор Летописец, 1890 г.
-
Памятник Петру Великому в Таганроге . , 1898 год
-
Русалка, 1900 год.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б С. Н. Кондаков (1915). Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914 (in Russian). Vol. 2. p. 243.
- ^ Ирена Вейсайте: Толерантность и участие Ив Плассеро , Брилл | Родопи, 2015, стр.196.
- ^ Борис Шац: Отец израильского искусства Игаль Залмона, Музей Израиля, 2006, подписанное письмо из Парижа, стр.18.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ольга Литвак, «Рим и Иерусалим: образ Иисуса в творении Марка Антокольского», в книге Барбары Киршенблатт-Гимблетт и Джонатана Карпа (редакторы), « Искусство быть евреем в современные времена» (Филадельфия, University of Pennsylvania Press, 2007). (Еврейская культура и контекст)

Внешние ссылки
[ редактировать ]- Коллекция Марка Антокольского в Музее Израиля. Проверено в сентябре 2016 г.
- Члены Императорской Академии Художеств
- Академический состав Императорской Академии Художеств
- Действительные члены Императорской Академии Художеств.
- Выпускники Императорской Академии Художеств
- 1840 рождений
- 1902 смерти
- Художники из Вильнюса
- Жители Виленского уезда.
- Литовские евреи XIX века
- Скульпторы Российской Империи.
- Художники-мужчины XIX века из Российской империи.
- Русские скульпторы ХХ века.
- Русские скульпторы-мужчины
- Художники Российской Империи
- Еврейские скульпторы
- Литовские скульпторы ХХ века.
- Скульпторы-мужчины
- Русские художники-мужчины ХХ века