Система эмпирической оценки Ахенбаха
Система эмпирической оценки Ахенбаха | |
---|---|
Цель | оценить адаптивное и дезадаптивное поведение |
Система эмпирически обоснованной оценки Ахенбаха ( ASEBA ), созданная Томасом Ахенбахом , представляет собой набор анкет, используемых для оценки адаптивного и дезадаптивного поведения и общего функционирования людей. Система включает в себя формы отчетов для нескольких информаторов: Контрольный список поведения ребенка (CBCL) используется для тех, кто обеспечивает уход, для заполнения оценок поведения своего ребенка, Форма самоотчета для молодежи (YSR) используется для детей, чтобы оценить свое поведение, а учитель Форма отчета (TRF) используется учителями для оценки поведения своих учеников. ASEBA стремится выявить согласованность или различия в поведении в разных ситуациях и с разными партнерами по взаимодействию. [1]
ASEBA используется в различных сферах, включая психическое здоровье, школу, исследования и судебно-медицинскую экспертизу.
ASEBA существует для нескольких возрастных групп, включая детей дошкольного и школьного возраста, взрослых и пожилых людей. Оценки лиц в каждой возрастной группе привязаны к норме . ASEBA переведена на сто языков и имеет множество мультикультурных применений. [2] Каждая форма отчета в системе ASEBA содержит 113 позиций, но между каждым отдельным элементом в различных формах отчета нет однозначного соответствия.
История
[ редактировать ]ASEBA была создана Томасом Ахенбахом в 1966 году как ответ на « Руководство по диагностике и статистике психических расстройств» (DSM-I) . [3] Это первое издание DSM содержало информацию только о 60 расстройствах; единственными двумя рассматриваемыми детскими расстройствами были реакция адаптации в детстве и шизофреническая реакция детского типа. [3] [4]
Ахенбах использовал машинное обучение и анализ главных компонентов при разработке ASEBA, чтобы сгруппировать симптомы при формировании восьми категорий оценки. Этот подход игнорировал кластеры синдромов, обнаруженные в DSM-I, вместо этого полагаясь на закономерности, обнаруженные в историях болезни детей с выявленными психопатологиями. В результате ASEBA смогла идентифицировать больше синдромов, чем первоначально было идентифицировано в DSM-I. [5] Кроме того, использование реальных историй болезни позволяет ASEBA интерпретировать баллы в зависимости от возраста, пола и этнических/расовых норм, поскольку тяжесть и значение симптомов/расстройств различаются в зависимости от культуры. [6]
Компоненты
[ редактировать ]ASEBA состоит из множества самооценок людей в возрасте от 18 месяцев до 90 лет. Ниже приведен список предлагаемых в настоящее время самооценок: [7]
Оценки дошкольного возраста:
- Контрольный список поведения детей в возрасте от 1½ до 5 лет (CBCL/1½-5) – заполняется родителем или опекуном ребенка, поскольку ребенок слишком незрелый, чтобы самостоятельно пройти оценку.
- Исследование языкового развития (LDS) – подраздел CBCL/1½-5. Эта форма заполняется родителем или опекуном ребенка и оценивает, задерживается ли словарный запас ребенка по сравнению с нормами.
- Форма отчета воспитателя-учителя (C-TRF) – заполняется воспитателем детского сада или учителем дошкольного учреждения.
- Форма наблюдения за тестом (TOF) – для детей от 2 до 18 лет.
Оценки школьного возраста:
- Контрольный список поведения детей в возрасте 6–18 лет (CBCL/6–18)
- Форма отчета учителя (TRF)
- Самоотчет молодежи (YSR)
- Краткий монитор проблем для детей в возрасте 6–18 лет (БПМ-П/6–18, БПМ-Т/6–18 или БПМ-Y/6–18, в зависимости от того, заполняется ли форма учителем, родителем или подростком)
- Полуструктурированное клиническое интервью для детей и подростков (SCICA)
- Форма прямого наблюдения (DOF) – для детей от 6 до 11 лет.
Оценки взрослых:
- Самоотчет взрослого (ASR) – заполняется взрослым. Это оценивает адаптивное функционирование, сильные стороны и проблемы взрослого.
- Контрольный список поведения взрослых (ABCL) – должен быть заполнен известным взрослым человеком и предназначен для отражения ответов, представленных в ASR.
- Краткий монитор проблем для детей в возрасте 18–59 лет (BPM/18–59)
Оценки пожилых людей:
- Самоотчет пожилых людей 60–90+ (OASR)
- Контрольный список поведения пожилых людей 60–90+ (OABCL)
ASEBA также предоставляет мультикультурные дополнения к предоставленным самоотчетным оценкам, позволяющие сравнивать выбранные баллы с нормами нестандартной культуры. [6] Кроме того, формы ASEBA переведены более чем на 110 языков, хотя не все формы доступны на каждом языке. [8]
Шкалы и подсчет очков
[ редактировать ]Каждая оценка ASEBA состоит из 113 пунктов, которые используются для составления отчета о результатах по 7–8 шкалам. Каждый пункт не коррелирует напрямую с конкретной шкалой, поскольку в оценках распознаются закономерности синдромов, принадлежащие к определенной шкале. К ним относятся:
CBCL/1½-5 | C-TRF | CBCL/6-18 | ТРФ | ЯСР | АБКЛ | АСР | ОАБКЛ | ОАСР | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Эмоционально реактивный | х | х | |||||||
Тревожный/депрессивный | х | х | х | х | х | х | х | х | х |
Соматические жалобы | х | х | х | х | х | х | х | х | х |
снято | х | х | х | х | х | х | х | ||
Проблемы с вниманием | х | х | х | х | х | х | х | ||
Агрессивное поведение | х | х | х | х | х | х | х | ||
Проблемы со сном | х | ||||||||
Социальные проблемы | х | х | х | ||||||
Проблемы с мышлением | х | х | х | х | х | х | х | ||
Поведение, нарушающее правила | х | х | х | х | х | ||||
Навязчивый | х | х | х | х | |||||
Беспокойства | х | х | |||||||
Функциональные нарушения | х | х | |||||||
Проблемы с памятью/познанием | х | х | |||||||
Раздражительный/Расторможенный | х | х |
В отчетах о результатах указывается общий балл человека, а также его t -показатель и соответствующий процентиль. Отчеты об оценках также включают шкалы «Интернализация», «Экстернализация» и «Общие проблемы». [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ахенбах, Томас М .; Рескорла, Лесли А. (2001). Руководство по формам и профилям школьного возраста ASEBA . Берлингтон, Вирджиния: Университет Вермонта, Исследовательский центр детей, молодежи и семьи. стр. 16–17. ISBN 978-0-938565-73-4 . OCLC 53902766 .
- ^ "Дом" . ASEBA: Система эмпирической оценки Ахенбаха . Томас Ахенбах . Проверено 1 сентября 2016 г. [ самостоятельный источник ]
- ^ Jump up to: а б «Основные ссылки» . АСЭБА . Проверено 11 июля 2020 г.
- ^ «Происхождение ASEBA» . АСЭБА . Проверено 11 июля 2020 г.
- ^ Ахенбах, Томас (01 июля 2015 г.). «Мультикультурная доказательная оценка с использованием системы эмпирической оценки Ахенбаха (ASEBA) для детей в возрасте от 1½ до 90+» . Психология . 9 (2): 13–23. дои : 10.21500/19002386.1810 . ISSN 2665-4202 .
- ^ Jump up to: а б «Мультикультурные приложения» . АСЭБА . Проверено 11 июля 2020 г.
- ^ «Каталог ASEBA 2020» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 11 мая 2020 г. Проверено 11 июля 2020 г.
- ^ «Переводы» . АСЭБА . Проверено 11 июля 2020 г.