НПОизация
НПОизация (или «неправительственизация») относится к профессионализации, бюрократизации и институционализации социальных движений, поскольку они принимают форму неправительственных организаций (НПО). [ 1 ] Это привело к деполитизации дискурсов и практики общественных движений со стороны НПО . Этот термин был введен в контекст западноевропейских женских движений, но с конца 1990-х годов стал использоваться для оценки роли организованного гражданского общества в глобальном масштабе. [ 2 ] Его также использует индийская писательница Арундати Рой , говорящая об неправительственности сопротивления. [ 3 ] и, в более общем плане, о неправительственности политики. Во всем мире число международных НПО составляет около 40 000. Число национальных НПО в странах выше: около 1-2 миллионов НПО в Индии и 277 000 НПО в России. [ 4 ]
История
[ редактировать ]НПОизация – это процесс, возникший в результате неолиберальной глобализации. [ 5 ] Он состоит из процветания НПО, основанных на конкретных проблемах. [ 6 ] связано с растущей центральной ролью гражданского общества [ 7 ] где НПО отвечают за социальные услуги, которые раньше предоставлялись государственным сектором. [ 5 ] В результате некоторые описывают этот процесс как разработку внешней политики (стран Глобального Севера), которая переопределяет отношения (на Глобальном Юге) между обществом, государством и внешними игроками. [ 8 ]
С политической точки зрения НПО иногда называют третьим сектором, способным сбалансировать власть государства. Расширение политической конфигурации предполагает лучшее управление [ 7 ] где НПО обеспечивают настоящую «демократию снизу вверх» [ 9 ] что способствует плюрализму [ 8 ] и развитие гражданского общества. [ 9 ] Джозеф Стиглиц назвал этот процесс появлением «пост-Вашингтонского консенсуса». [ 10 ] С экономической точки зрения некоторые утверждают, что НПО способны предоставлять услуги социального обеспечения наиболее уязвимым слоям населения «с меньшими затратами и более высокими стандартами качества, чем правительство». [ 8 ] Однако многие ученые очень критически относятся к процессу неправительственной организации, о чем свидетельствуют приведенные ниже тематические исследования. Действительно, некоторые утверждают, что обездоленные сообщества, которые предположительно получают выгоду от услуг НПО, являются в первую очередь «продуктами неолиберальной политики, выраженной в приватизации и децентрализации государственных институтов». [ 7 ]
Кроме того, некоторые ученые утверждают, что НПО представляют собой новый вид зависимости от стран Глобального Севера и представляют собой форму неоколониализма по отношению к странам Глобального Юга . [ 9 ] Точно так же продолжаются дебаты относительно реальных интересов и легитимности НПО, учитывая их связи с финансирующими их государствами на Глобальном Севере. [ 9 ] С этой целью социолог Сангита Камат отметила, что «зависимость НПО от внешнего финансирования и соблюдение целей финансирующих агентств вызывают сомнения относительно того, лежит ли их ответственность перед людьми или перед финансирующими агентствами». [ 11 ]
Латиноамериканские женские движения
[ редактировать ]В Латинской Америке политолог Соня Э. Альварес отмечает, что НПО создаются уже давно. В 1970-х годах многие НПО сосредоточили свое внимание на правах женщин в различных областях, таких как политическая мобилизация, народное образование, расширение прав и возможностей рабочего класса или бедных женщин . Однако за последние два десятилетия деятельность этих НПО сместилась (вместе с процессом НПОизации) в сторону других специализаций, таких как оценка гендерной политики, предоставление социальных услуг и реализация проектов. [ 12 ] Тот факт, что феминистским НПО все чаще отводится другая роль (межправительственными организациями или местными властями), имеет важные последствия. По словам Альвареса, «эта тенденция грозит свести культурно-политическое вмешательство феминистских НПО в публичные дебаты о гендерном равенстве и женском гражданстве к чисто техническим». [ 13 ]
В дополнение к этому, Альварес утверждает, что феминистские НПО, с которыми проводятся консультации по вопросам гендерно-ориентированной политики, тщательно отбираются неолиберальными государствами. Таким образом, даже несмотря на то, что отдельные феминистские НПО играют роль посредника между общественными группами, Альварес утверждает, что «другие участники обширного латиноамериканского женского движения – особенно популярные женские группы и феминистские организации, которые публично критикуют Новую (гендерную) политику Повестка дня – лишены прямого доступа к дебатам по гендерной политике и, таким образом, эффективно замалчиваются политически». [ 13 ]
Арабские женские движения
[ редактировать ]Как утверждает исследовательница-феминистка Исла Джад , появление женских НПО с очень конкретными целями привело к радикальному сдвигу в активности арабских женщин. В начале 20-го века женщины собирались в литературных салонах, благотворительных обществах и женских политических союзах и достигли большой аудитории в деревнях, а также в лагерях палестинских беженцев (после 1948 года), где женщины были членами и частью общего общества. сборки. Успех этих низовых организаций зависел от качеств их кадров, которые мобилизовали людей благодаря своим социальным навыкам. Кроме того, Ислах Джад отмечает, что они «твердо верили в политические формирования, к которым они принадлежали», и люди знали их на личном уровне благодаря многочисленным часам, которые они потратили на организацию и общение. [ 14 ]
С другой стороны, способы организации и работы НПО сильно различаются. Полномочия по принятию решений обычно полагаются на высококвалифицированного директора совета, а его или ее успех зависит не от способности мобилизовать местное население, а, скорее, от «его или ее способности собирать средства, быть убедительными, презентабельными и способными предоставлять хорошо написанные отчеты, необходимые донорам», часто на английском языке. [ 9 ]
Вместо личного контакта между людьми общение часто устанавливается с помощью глобализированных и современных инструментов, таких как средства массовой информации (включая социальные сети, такие как социальные сети и блоги), конференции и семинары. Таким образом, он является скорее абстрактным и восприимчивым, чем интерактивным, и ориентирован на конкретную группу людей, которые являются частью проекта. Как отмечает Ислах Джад, эти проекты редко основаны на волонтерстве и убежденности в цели мобилизации населения, а скорее выполняются профессионалами, нанятыми НПО «для выполнения работы». [ 14 ]
Различия между НПО и общественными движениями считаются важными, которые следует учитывать, чтобы оценить способность каждого из них добиться социальных изменений, а также экономического прогресса. С этой точки зрения подход «снизу вверх», подразумевающий «местное видение и более устойчивую основу для социальных изменений», имеет больше шансов на успех. [ 15 ]
Обедневшие городские сообщества
[ редактировать ]Аналогичным образом, Асеф Баят утверждает, что «профессионализация НПО имеет тенденцию уменьшать мобилизационную особенность низового активизма , одновременно создавая новую форму клиентелизма ». [ 16 ] С этой целью Майк Дэвис заявил, что «истинными бенефициарами» того, что иногда называют «поворотом к участию», стали тысячи НПО, работающих в трущобах Глобального Юга, а не местное население. По словам Дэвиса, результатом неправительственной организации «привелась бюрократизация и дерадикализация городских социальных движений». [ 10 ] Чтобы проиллюстрировать свою позицию, Дэвис рассматривает регуляризацию земель и утверждает, что «покупка земли и формализация прав собственности привели к вертикальной социальной дифференциации и ожесточенной конкуренции внутри некогда воинственных движений скваттеров». [ 17 ]
Система помощи в Африке
[ редактировать ]Джули Хирн сравнила «Новую политическую программу», применяемую в африканских странах, с новой формой вмешательства и зависимости Глобального Юга от Глобального Севера. [ 18 ] С этой целью Хирн исследовал последствия участия НПО в системе помощи в таких странах, как Кения.
Во-первых, Хирн обнаружил, что через (финансово зависимые) НПО западные государства расширили свое влияние в Африке от нескольких африканских государств до остального общества. [ 18 ] В результате НПО следует рассматривать как политических субъектов, а не просто «нейтральных гуманитарных организаций». Во-вторых, Хирн утверждает, что в процессе неправительственной организации единица развития сместилась от общества к местным сообществам. Таким образом, в то время как некоторые сообщества могут извлечь выгоду из услуг, предоставляемых НПО, те, кто остался в стороне, останутся бедными в застойном обществе. В связи с этим Хирн утверждает, что это приводит к фрагментированному процессу развития «без предоставления универсальных услуг и, следовательно, без попыток достижения равенства». [ 19 ]
Кроме того, эта модель развития подвергается сомнению на предмет ее способности преодолевать периферийное состояние зависимости. С этой целью Хирн отмечает, что если проекты крупных социальных преобразований не дополнят проекты продовольственной безопасности и здравоохранения, предоставляемые НПО, в мире возникнут две противоположные модели развития: «своего рода выживание в Африке и прогресс для остальных стран». Мира». [ 19 ]
Всемирный социальный форум
[ редактировать ]Всемирный социальный форум подвергался критике за замену народных движений бедных неправительственными организациями . [ 20 ] Движения бедняков в более бедных частях мира, таких как Африка, утверждают, что они почти полностью исключены из форума. [ 20 ] а в таких странах, как Кения и Южная Африка, они протестовали против финансируемых донорами НПО, которые, по их мнению, определяют и доминируют в представительстве Африки на форуме. Также утверждалось, что НПО иногда конкурируют с популярными массовыми движениями за доступ на форум и за влияние на нем. [ 21 ]
Всемирный социальный форум 2007 года в Найроби, Кения, в частности, подвергся критике как «ярмарка НПО» из-за того, что на нем присутствовало большое количество НПО , вытеснивших менее формальные группы активистов. Кроме того, утверждалось, что на Форуме не все участники были должным образом представлены: у более крупных и богатых НПО было гораздо больше места для переговоров и проведения мероприятий, в то время как другие были маргинализированы. [ 22 ]
Рауль Зибечи утверждает, что существует «кризис» Всемирного социального форума, поскольку он «ослаблен», поскольку его «захватили» «те, кто был наиболее способен «руководить» собраниями, профессионалы из университетов и НПО». . [ 23 ]
См. также
[ редактировать ]- Критика неправительственных организаций
- Европоцентризм
- Неоколониализм
- ориентализм
- Структурная перестройка
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сабина Лэнг (1997) «НПОизация феминизма», в: Джоан В. Скотт/Кора Каплан/Дебора Китс (ред.), Переходы, Окружающая среда, Переводы. Феминизмы в международной политике, Лондон: Routledge, стр. 101–120.
- ^ Сабина Ланг, НПО, гражданское общество и общественная сфера . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2013.
- ^ Арундати Рой (4 сентября 2014 г.). «НПО-изация сопротивления» . Проверено 10 февраля 2018 г.
- ^ «Государственная власть в эпоху Империи: Арундати Рой о войне, сопротивлении и президентстве» , Демократия сейчас! , 23.08.2004.
- ^ Перейти обратно: а б Эрик Шеппард и др., Мир различий, встреча и борьба с развитием , The Guilford Press, 2-е издание, 2009 г., стр. 104.
- ^ Пол Стаббс, «Аспекты общественного развития в современной Хорватии: глобализация, неолиберализация и неправительственная организация», в «Возрождении сообществ» , октябрь 2006 г., стр.1.
- ^ Перейти обратно: а б с Хаим Якоби, «НПО в космосе: дилеммы социальных изменений, политика планирования и общественная сфера Израиля», в журнале « Окружающая среда и планирование D: Общество и космос», 2007 , том 25, стр.745.
- ^ Перейти обратно: а б с Джули Хирн, «НПО» кенийского общества: USAID и реструктуризация здравоохранения», в «Обзоре африканской политической экономии» , №: 75:89-100, ROAPE Publications Ltd., 1998, стр.90.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ислах Джад, «НПО в арабских женских движениях», в Бюллетене Института исследований развития , 35.4, 2004 г., стр.34.
- ^ Перейти обратно: а б Майк Дэвис , Планета трущоб , Версо, 2007, стр.76.
- ^ Сангита Камат, «НПО и новая демократия», в Harvard International Review , весна 2003 г., 25:1, стр.65.
- ^ Соня Э. Альварес, «Пропаганда феминизма: латиноамериканская феминистская неправительственная организация «Бум»», в Международном феминистском журнале политики , 1:2, 1999, стр.182.
- ^ Перейти обратно: а б Соня Э. Альварес, «Пропаганда феминизма: латиноамериканская феминистская НПО «Бум»», в Международном феминистском журнале политики , 1:2, 1999, стр.183.
- ^ Перейти обратно: а б Ислах Джад, «НПО в арабских женских движениях», в Бюллетене Института исследований развития , 35.4, 2004 г., стр. 38.
- ^ Ислах Джад, «НПО в арабских женских движениях», в Бюллетене Института исследований развития 35.4, 2004 г., стр. 40.
- ^ Майк Дэвис, Планета трущоб , Версо, 2007, стр.77.
- ^ Майк Дэвис, Планета трущоб , Версо, 2007, стр.82.
- ^ Перейти обратно: а б Джули Хирн, «НПО» кенийского общества: USAID и реструктуризация здравоохранения», в «Обзоре африканской политической экономии» , №: 75:89-100, ROAPE Publications Ltd., 1998, стр.98.
- ^ Перейти обратно: а б Джули Хирн, «НПО» кенийского общества: USAID и реструктуризация здравоохранения», в «Обзоре африканской политической экономии» , №: 75:89-100, ROAPE Publications Ltd., 1998, стр.99.
- ^ Перейти обратно: а б Другой мир возможен: размышления и критика Всемирного социального форума, 2009 г., в Белеме , Мзонке Пони, 2009 г.
- ^ База Абахлали Мьондоло (06 марта 2007 г.). «Статья Дэвида Нценга об НПО и массовых движениях на форуме» . Абахлали.орг . Проверено 10 мая 2009 г.
- ^ Всемирный социальный форум: просто еще одна ярмарка НПО? Архивировано 7 мая 2013 г. в Wayback Machine , Фирозе Манджи, Pambazuka News , 2007 г.
- ^ Рауль Зибечи, Территории в сопротивлении , (AK Press: Окленд), 2012, стр. 310.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Полная статья Арундати Роя
- Блог о неправительственной организации (на испанском языке)
- Пропаганда феминизма: латиноамериканская неправительственная организация «Бум» , Соня Э. Альварес.
- НПО в местной общественности Германии , Сабина Ланг
- НГОизация женских движений и ее последствия для феминистской организации