Трактат против богомилов

Проповедь против ереси ( церковнославянский : Бесѣда на ересь , латинизировано: Besěda na eresϐ ) — полемическое и дидактическое произведение древнебулгарской литературы , написанное Космой Священником , церковным писателем, близким к I. царю Петру болгарскому Проповедь носит полное название «Слово недостойного пресвитера Космы на новоявленную богомильскую ересь» (церковнославянский: недостоинаѥго козмꙑ презвѵтера бесеѣда на новоѩвивъшѫѭ сѧ ересь богоумилоу , romanized: nedostoinajego kozmy prezvütera beseěda na novojęvivǔšǫjǫ sę eresǐ bogumilu ), or, in other manuscripts, Sermon of Saint Cosmas Presbyter Against the Heretics, A Discussion and an Instruction from the Books of God . [ 1 ]
Трактат признан самым ранним [ 2 ] и самая полная работа [ 3 ] рассказать о природе богомильства , его истоках и дуалистическом учении. Поскольку катаризм произошел от богомильства, «Проповедь против еретиков» ценна как понимание балканского предшественника катара. [ 2 ] Это также важный источник о жизни и обществе в Болгарии X века. [ 4 ] который описывается как переживающий серьезный кризис: славные дни отца Петра Симеона Великого (годы правления 893–927) давно прошли. [ 5 ]
Рукописи
[ редактировать ]Он сохранился в 25 полных экземплярах, все из восточнославянских источников, и в 116 отрывках или сборниках, некоторые из которых имеют южнославянское происхождение. [ 6 ] Самая ранняя из дошедших до нас копий была изготовлена в 15 веке. [ 3 ] Особой популярностью, о чем свидетельствует большое количество экземпляров, творчество Космы пользовалось в средневековой России и Сербии . Там его даже использовали как основу для сочинений против других ересей. [ 4 ]
Содержание
[ редактировать ]оучѧтъ же своꙗ си не повиновати сѧ властелемъ своимъ; хоулѧще богатꙑѩ, царь ненавидѧтъ, рѫгаѭтъ сѧ старѣишинамъ, оукарꙗѭтъ болꙗрꙑ, мрьзькꙑ богоу мьнѧтъ работаѭщѧѩ цѣсарю, и вьсꙗкомоу рабоу не велѧтъ работати господиноу своѥмоу.
učętϔ уже свои, если не убеждены собственным авторитетом; xulęšte bogatyję, carǐ nętętǔ, rīgajītǔ sę sěišinamĔm, ukarjajītǔ boljary, mrīzĐky velgu mĐnętī rabotajīštębotu и rabusętǐ cę мои собственные дни.
Они учат своих последователей не подчиняться своим хозяевам; они презирают богатых, ненавидят царей, высмеивают начальство, упрекают бояр, верят, что Бог с ужасом смотрит на тех, кто трудится на царя, и советуют всякому крепостному не работать на своего господина. [ 7 ]

«Проповедь против еретиков» разделена на два раздела, которые можно рассматривать как отдельные произведения из-за их несколько разных тем. [ 4 ] [ 8 ] В первой части подробно излагаются различные аспекты богомильской ереси и указывается некий священник по имени Богомил. ее основателем [ 3 ] (хотя, утверждает Косма, на самом деле это было действие самого дьявола). Первый раздел трактата представляет собой яростную критику богомильства и его непокорных последователей. [ 4 ] [ 9 ] которого Косма обвиняет в содействии деградации болгарского общества. [ 10 ] Поскольку Косма целенаправленно использовал около 70 цитат из апостола Павла , чтобы развенчать верования богомилов, он, скорее всего, знал о наследственных связях секты с павликианством . [ 9 ]
Вторая часть трактата содержит критику Космы современного болгарского общества с особым вниманием к религиозным и социальным проблемам того времени. Хотя Косма был стойким сторонником политики Болгарской православной церкви против богомильства, во втором разделе он не жалеет критики в отношении других практик этой религиозной организации. Косма обвиняет болгарских игуменов и епископов в жадности, чревоугодии и пренебрежении к пастве. [ 4 ] Он также критикует отшельников , чью популярность и влияние в то время Косма считал неуместными. [ 11 ] [ 12 ] Косма намекает, что в возникновении богомильства следует хотя бы частично винить современное состояние Болгарской Православной Церкви. [ 4 ] [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Андреев, с. 210
- ^ Перейти обратно: а б Питерс, с. 109
- ^ Перейти обратно: а б с Этериано, с. 35.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Kazhdan, p. 1153
- ^ Лоос, стр. 50–51
- ^ Сампимон, с. 1
- ^ Косма Пресвитер: Слово против Богумилов
- ^ Лоос, с. 50
- ^ Перейти обратно: а б Андреев, с. 209
- ^ Коротко, с. 236
- ^ Коротко, с. 234
- ^ Лоос, с. 52
- ^ Страйер, с. 185
Источники
[ редактировать ]
- Курта, Флорин (2006). Юго-Восточная Европа в средние века, 500–1250 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-81539-0 .
- Этериано, Хью; Джанет Гамильтон; Сара Гамильтон; Бернард Гамильтон (2004). Контра Патаренос . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-14000-4 .
- Каждан, Александр (1991). Оксфордский словарь Византии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-504652-6 .
- Лоос, Милан (1974). Дуалистическая ересь в средние века . Том. 10. Спрингер. ISBN 978-90-247-1673-9 .
- Оболенский, Дмитрий (2004). Богомилы: исследование балканского неоманихеизма . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-60763-6 .
- Питерс, Эдвард (1980). Ересь и власть в средневековой Европе: документы в переводе . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0-8122-1103-0 .
- Сампимон, Джанетт; Сара ван Халсема (2005). "Косьма Пресвитер. Слово против Богумилов. Оперативное издание" (PDF) . Университет штата Огайо. Архивировано из оригинала (PDF) 15 июля 2007 года . Проверено 1 декабря 2010 г.
- Страйер, Джозеф Риз (1992). Альбигойские крестовые походы . Издательство Мичиганского университета. ISBN 978-0-472-06476-2 .
- Андреев, Иордания; Лазаров Иван; Павлов, Пламен (1999). Кто есть кто в средневековой Болгарии на ( болгарском языке). Питер Берон. ISBN 978-954-402-047-7 .