Жан Франсуа Ницерон
Жан-Франсуа Ницерон (5 июля 1613 — 22 сентября 1646) был французским математиком , монахом-минимом и художником анаморфного искусства , о котором он написал новаторскую книгу «La Perspective Curieuse» («Любопытные перспективы»).
Биография
[ редактировать ]
Жан-Франсуа Ницерон был математическим гением. Он учился у отца Марина Мерсенна , знаменитого математика и монаха-минима, в Колледже Невера . В 1632 году, в возрасте девятнадцати лет, он вступил в Орден Минимов . [ нужна ссылка ]
Ницерон также был художником, проявлявшим особый интерес к использованию анаморфоз в религиозном искусстве . Он был знаком с ведущими учёными Франции и Италии, такими как Ферма , Декарт , Кавальери и Кирхер , и был в курсе последних теоретических разработок. Намереваясь найти научное решение проблем, связанных с перспективой , Ницерон разработал геометрические алгоритмы создания анаморфного искусства и в 1638 году, в возрасте 25 лет, опубликовал трактат под названием « La Perspective Curieuse, ou Magie Artificielle des effets merveilleux» (примерно перевод как «Любопытная перспектива или искусственная магия чудесных эффектов»). [ нужна ссылка ]
По мере образования ряда научных обществ в начале 1630-х годов Ницерон стал членом Круга Мерсенна, названного в честь его наставника , отца Марина Мерсенна. Его связи с этими обществами привели к связям с некоторыми из ведущих интеллектуалов Парижа и Рима. Эти отношения с академическим миром помогли ему идти в ногу с интеллектуальными достижениями. Он внимательно следил за оптикой и геометрией и использовал эти знания для создания анаморфных картин, которыми он известен. [ нужна ссылка ]
Он умер в 1646 году в Экс-ан-Провансе в возрасте 33 лет. [1] Его портрет был выгравирован Ласном . [ нужна ссылка ]
Лексикограф Жан-Пьер Нисерон был его родственником. [2]
Публикации
[ редактировать ]- Любопытная перспектива, или искусственная магия чудесных эффектов (Париж, 1638, см., переиздано вместе с «L'Optique and Catoptrique» П. Мерсенна , там же, 1652, см.)
- Никерон переработал «Курьерскую перспективу» , дополнил ее новыми наблюдениями и перевел на латынь под названием Thaumaturgus opticus, sive amiranda optices и т. д. (Париж, 1646 г., след.). За этим должны были последовать еще два издания: но Никерон умер, не успев завершить их. Издания 1638 и 1663 годов доступны в Интернете. [1] [2]
- La Perspective Curieuse , богато иллюстрированное руководство по перспективе, впервые раскрыло секреты анаморфозы и обманки . Он содержал первую опубликованную ссылку на вывод Декарта закона преломления . Работа Ницерона, впервые опубликованная в 1638 году на 25 листах, была расширена Робервалем и переиздана в 1663 году вместе с первым, посмертно опубликованным изданием научной работы по оптике и катоптрике Мерсенна (1588–1648). В своей оригинальной работе Никерон сосредоточился прежде всего на практическом применении перспективы, катоптрики и диоптрики , а также на иллюзорных эффектах оптики, которые в то время традиционно ассоциировались с природной магией. В первой книге работы (из четырех) кратко представлены фундаментальные геометрические теоремы, а затем развивается общий метод перспективы, во многом заимствованный у Альберти и Дюрера. Во второй книге рассматривается проблема определения перспективы для картин, выполненных на изогнутых или неровных поверхностях, таких как своды и ниши, и представлена общая техника анаморфозы. Здесь Ницерон показывает, например, как построить на внутренней поверхности конуса искаженное изображение, которое, если смотреть от конца через основание, выглядит в правильной пропорции. В третьей книге обсуждаются и объясняются анаморфозы фигур, которые рассматриваются путем отражения от плоских, цилиндрических и конических зеркал. Четвертая книга посвящена искажениям, создаваемым рефракцией. Добавленная работа Мерсенна по оптике содержала последний вклад автора в оптику, включая экспериментальные исследования остроты зрения и бинокулярного зрения, а также критическое обсуждение современных гипотез о природе света.
- Толкование фигур, или Правило для понимания и легкого объяснения всякого рода простых фигур, взятое из итальянского и дополненное, в частности, для употребления французского и испанского языков (Париж, 1641, в -8°). Эта работа была частично переведена Ант.-Марией Коспи .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Любопытные перспективы» . БиблиоОдиссея . Проверено 30 апреля 2015 г.
- ^ Мишо, Луи-Габриэль (1843). Древняя и современная универсальная биография (на французском языке). Полет. 30 (2-е изд.). Париж: у мадам К. Деплас. п. 430.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Луи Габриэль Мишо . "имя". Древняя и современная универсальная биография: история общественной и частной жизни всех людей в алфавитном порядке при сотрудничестве более 300 французских и зарубежных ученых и писателей (на французском языке) (2-е изд.).
- П.Дж.С. Уитмор: Орден минимов во Франции семнадцатого века [3]
- А. Де Роза, под редакцией: Жан Франсуа Нисерон. Перспектива, катоптрическая и искусственная магия , с критическими изданиями La Perspective Curieuse (Париж, 1638 г.) и Thaumaturgus Opticus (Париж, 1646 г.), Aracne edizioni, ISBN 978-88-548-6032-2 , 24 x 28 см, 488 стр., Рим, 2013 г. [4] .
- А. Де Роза, Сквозь темное стекло: жизнь и творчество Минима Жана Франсуа Нисерона , в «Bollettino Ufficiale dell'Ordine dei Minimi», № 5, год LI, январь – март 2005 г.
- А. Де Роза, Апокалипсис Оптика. Анаморфозы-близнецы Эммануэля Меньяна и Жана-Франсуа Нисерона в «Ихносе» , Сиракузы, 2006 г.
- А. Борто, К. Боскаро, А. Де Роса, К. Монтелеоне, Э. Тревизан, Память и забвение. Открытие и цифровая съемка Ж.-Ф. Анаморфоза фрески Ницерона в «Актах XVI Национальной конференции ASITA», ISBN 978-88-903132-7-1 , Виченца, 2012 г. [5]
- Дж. Д'Акунто, Thaumaturgus opticus Жана-Франсуа Нисерона: между научной точностью и естественной магией , в «Bollettino Ufficiale dell'Ordine dei Minimi», № 2, год LII, апрель – июнь 2006 г.
- И. Риццини, «Thaumaturgus opticus» Жана-Франсуа Нисерона: примечания к переводу с латыни , в «Bollettino Ufficiale dell'Ordine dei Minimi», № 4, год LI, октябрь – декабрь 2004 г.
- А. Де Роза, Дж. Д'Акунто, Головокружение взора. Очерки анаморфного представления , Кафоскарина, ISBN 8888613315 , Венеция, 2002 г. [6] .
Другие источники
[ редактировать ]- Картина в Музее истории науки во Флоренции [7]
- Проект Галилео [8]
- «Катоптрика» Мерсенна содержит пластины Никерона.
- Первая Всемирная выставка Жана Франсуа Ницерона в Венецианском университете Юава с 22 апреля по 31 мая 2013 г. [9]
- «Жан Франсуа Ниерон и Эммануэль Меньян: два отца-минима, между наукой и верой», выставка под кураторами Алессио Борто, Агостино Де Роза и Imago rerum, с 7 октября 2023 г. по 6 января 2024 г. и с 27 марта по 8 сентября 2024 г., в Выставочный зал святилища Сан-Франческо ди Паола в Паоле (CS). Выставка предлагает беспрецедентный опыт, который посредством физических работ и цифровых реконструкций позволит посетителям совершить путешествие между наукой, искусством и верой. [10]
- Джо Фроули, «Любопытные перспективы», Joe Frawley Music (ок. 476) (7 ноября 2011 г.). Музыка написана Джо Фроули [11] для выставки «Жан Франсуа Ницерон: перспектива, катоптрика и искусственная магия», Университет Юав, Венеция, Италия, 22 апреля – 31 мая 2013 г. [12] .