Гозинеш
В Иране Закон Гозинеш (принятый в 1985 году) запрещает ряду религиозных и этнических меньшинств полноценно участвовать в гражданской жизни. Этот закон и другие положения гозинеша обусловливают доступ к трудоустройству, образованию и ряду других сфер строгой идеологической проверкой, основным условием которой является преданность принципам ислама . [ 1 ]
Эти законы регулярно применяются для дискриминации религиозных и этнических групп, которые официально не признаны, таких как мандеи , Ахль-э Хак и последователи Веры Бахаи . [ 2 ] Организация Объединенных Наций неоднократно выражала обеспокоенность такой практикой в докладах Генерального секретаря ООН , в докладах МОТ и так далее. Некоторые недавние примеры таких проблем приведены ниже:
28. Комитет по ликвидации расовой дискриминации после рассмотрения объединенных восемнадцатого и девятнадцатого периодических докладов Исламской Республики Иран в августе 2010 года выразил обеспокоенность по поводу ограниченного осуществления политических, экономических, социальных и культурных прав, в частности , Арабские , азербайджанские , белуджские и курдские общины и некоторые общины неграждан, в частности, в отношении жилья, образования, свободы выражения мнений и религии, здравоохранения и занятости, несмотря на экономический рост в страна. Комитет обратил особое внимание на сообщения о применении критерия «гозинеш» — процедуры отбора, требующей от потенциальных государственных чиновников и служащих продемонстрировать верность Исламской Республике Иран и государственной религии, и выразил обеспокоенность тем, что это может ограничить возможности трудоустройства и политическое участие членов арабской , азербайджанской , белуджской , еврейской , армянской и курдской общин (см. CERD/C/IRN/CO/18-19). [ 3 ]
Что касается нынешней позиции правительства Ирана относительно закона Гозинеш , МОТ отмечает следующее:
Дискриминация по признаку религии и этнической принадлежности
Комитет отмечает, что этот Комитет и Комитет Конференции неоднократно подчеркивали серьезность положения непризнанных религиозных меньшинств , в частности бахаи , и безотлагательность принятия решительных мер по борьбе с дискриминацией против них. <...> Комитет также отмечает, что EI выразила обеспокоенность по поводу религиозной дискриминации бахаи в плане доступа к образованию, университетам и определенным профессиям в государственном секторе.
Что касается практики гозинеш , процедуры отбора, требующей от потенциальных государственных чиновников и служащих продемонстрировать верность государственной религии, правительство заявляет, что в отношении Закона об отборе, основанного на религиозных и этических стандартах 1995 года, были выдвинуты две позиции: одна группа предложил отменить его, при этом решения об отборе будут основываться исключительно на квалификации; вторая группа предложила внести изменения в некоторые положения Закона. Оба предложения были отклонены: первое большинством членов парламента, второе — Советом стражей .
Правительство заявляет, что Закон признает не только ислам , но и религии, официально признанные в Конституции. Однако Комитет отмечает, что непризнанные религиозные меньшинства по-прежнему подвергаются практике гозинеш . [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Идеологический отбор
- ^ Годовой отчет по Ирану. Архивировано 18 февраля 2011 г. в Wayback Machine , 2005 г., Amnesty International .
- ^ Шестьдесят шестая сессия Генеральной Ассамблеи ООН, пункт 69 (c) предварительной повестки дня: Поощрение и защита прав человека: ситуации с правами человека и доклады специальных докладчиков и представителей. Ситуация с правами человека в Исламской Республике Иран. Доклад Генерального секретаря. Ссылка: А/66/361 .
- ^ Международная конференция труда, 100-я сессия, 2011 г. Отчет Комитета экспертов по применению конвенций и рекомендаций. ILC.100/III/1А .