Венецианские игры

Jeux vénitiens (по-французски Венецианские игры ) — композиция 1961 года польского композитора Витольда Лютославского , написанная по заказу Краковской филармонии . Премьера состоялась 24 апреля 1961 года в Венеции . Еще одно выступление произошло в Варшавской осени в 1961 году.
Вдохновленный Джоном Кейджем , Jeux vénitiens отличается использованием ограниченных алеаторных техник. В произведении Лютославский определил общую форму и гармонические границы, однако оставил реализацию точных контрапунктических и гармонических деталей на случай исполнения. Неопределенный характер образует алеаторический контрапункт , являющийся разновидностью звуковой массы .
Партитура первой части содержит восемь музыкальных событий в коробочках, обозначенных ABCDEFGH. Разделы A, C, E и G функционируют как припев. Четыре ударных инструмента сигнализируют о начале этих разделов, состоящих из живых безразмерных партий, исполняемых деревянными духовыми инструментами. Каждый последующий рефрен добавляет инструментовку. Таким образом, в разделе C используются деревянные духовые инструменты и 3 литавры; в разделе E используются деревянные духовые инструменты, 3 литавры и 3 духовых инструмента; а в разделе G используются деревянные духовые инструменты, 3 литавры, 3 духовых инструмента и фортепиано. За исключением раздела E, каждый последующий рефрен увеличивает длительность, кратную 6 секундам. Таким образом, продолжительность каждого раздела составляет: А-12″, С-18″, Е-6″ и G-24″.
Разделы B, D, F и H функционируют как контрастные интермедии. Подобно припевам, ударные инструменты сигнализируют о начале этих разделов, которые состоят из статических групп мягких струн.
Еще одна примечательная особенность этой композиции - характерное использование Лютославским двенадцатитонового аккорда . Двенадцатитоновые аккорды Лютославского симметричны и часто используют ограниченное количество интервалов. Например, звуки деревянных духовых инструментов раздела А содержат 12 нот (два симметричных гексахорда) и имеют следующую интервальную структуру снизу вверх, выраженную в интервалах (в полутонах): 23222 / 5 / 22232. Таким образом, такой алеаторический контрапункт создает особый вид звуковой массы, в которой не охвачен полный хроматический спектр. Вместо кластера тонов слушатели могут слышать двенадцатитоновые аккорды как симметрично расположенные аккорды. (Ройг-Франколи 2008, 287–91)
Источники
[ редактировать ]- Ройг-Франколи, Мигель (2008). Понимание посттональной музыки (Первое изд.). Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. стр. 287–292. ISBN 9780072936247 .