Минона Фриб-Блюмауэр
Минона Фриб-Блюмауэр (родившаяся Йоханна Блюмауэр ; 11 мая 1816 — 31 июля 1886) — немецкая актриса и певица.
Жизнь
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2024 г. ) |
Минона родилась в Штутгарте и была дочерью актера Карла Блюмауэра , у которого она получила свои первые уроки. Уже в детстве она выступала в Нойштрелице- ин-дер-Фрайшютце и в 1828 году в Готе в роли мальчика, играющего на Волшебной флейте . Она три года училась пению в Пражской консерватории и сразу же была приглашена на гастроли в Дармштадт. Она пробыла там три года, а затем переехала в Кельн и Аахен, где успешно выступала под руководством Юлиуса Мюлинга , особенно в операх Джоаккино Россини , например, в роли Розины в «Севильском цирюльнике» .
Поскольку ее голос в конечном итоге не соответствовал требованиям, она переключилась на разговорный театр. Карл Иммерманн привез ее в Дюссельдорф, и под его руководством она превратилась в выдающуюся актрису. После того, как она поработала молодой и энергичной любовницей в Майнингене и, наконец, в Брно, в 1839 году она вышла замуж за инженера Эмануэля Фриба. Их дочь, Каролина «Лина» Фриб (1845–1876), стала оперной певицей. После перерыва она снова появилась только в 1841 году в Видене и Карлтеатре в Вене, куда Мориц Готлиб Сапфир ее рекомендовал .
Гастрольное выступление Фридриха Бекмана стало причиной того, что еще молодая женщина перешла к исследованиям персонажей и взяла на себя роли зрелых женщин. Во время гастролей в Вене Теодор Дёринг увидел актрису в нескольких старых и комических ролях. После своего возвращения он организовал приглашение Фриб-Блюмауэр на репетицию гастрольного выступления в Берлине, которое она исполнила с большим успехом. В 1854 году она получила десятилетний, а затем и пожизненный контракт с королевским театром. Среди ее учениц были Анита Аугспург , Ольга Арендт , Агнес Фройнд и Анна Хаверланд .
Густав Генрих Ганс цу Путлиц охарактеризовал актрису следующим образом: [ 1 ]
В то же время она впервые вышла на королевскую сцену в Берлине, где ее имя в то время почти не было известно, это было, должно быть, около 20 лет назад, она вызвала большой резонанс из-за подходящих характеристик, с которыми она рисовала своих персонажей, и особенно потому, что богатой и оригинальной изобретательности за обилие комически пикантных и острых деталей, которыми она оживляла свою игру. И все же, несмотря на сразу определившееся предпочтение зрителей, ей пришлось медленно завоевывать свою почву, а именно свои роли. Но длилось это недолго, и Фриб-Блюмауэр сыграла целый ряд ролей в пьесах, написанных специально для нее; ибо какому комедийному поэту не хотелось бы приобрести к своему делу талант, который уже благодаря его участию гарантировал часть успеха. Было бы неправильно называть госпожу Фриб-Блюмауэр специальностью актрисы, ибо это ограничивало бы поле ее выступлений, значило бы приписывать ей особенности, лишь указывающие на ту или иную исключительную роль. Напротив, она в самой широкой степени владеет своим предметом, который называется «комическая старуха»; Ибо если исключить старые, серьезные роли, для которых органу не хватает своего, но с которыми художник все же достаточно часто умело мирился, то матери в пьесе, вплоть до фарса, комического роли и партии персонажей принадлежат ее ролевому кругу, и столь же часто, как и задачи, которые ставит перед ней этот субъект, ей все же удается приобрести или создать какую-то особенность в каждой из них.
Аналогично описывает Готхильф Вайсштайн характер и влияние актрисы: [ 2 ]
Так называемые «комические старики», как их называют на актерском жаргоне, представляли собой художественные достижения, которые часто превосходили литературную ценность натурщика; Кто видел их «злую мачеху», их «Рэтина Зеефельда» и т. д., тот не сможет забыть эти миниатюрные картины благороднейшего реализма, мастерски выполненные до мельчайших деталей. Когда она играла Коцебу, она всегда стояла намного выше его несколько поверхностного и слабого юмора; когда она впоследствии стала единоличной властительницей жанра Бенедикса в нашей стране, она вдохнула и его мещанские шутки, его флегматичный утешающий дух и живо и живо подняла его фигуры с низкого барельефа, на котором они высечены. Ее игра всегда была характерной и в ансамбле, когда ей приходилось играть роль второго плана, но при этом приличная и сдержанная. Она владела всеми жанрами юмора, играла ли она кухарку («слугу»), знатную старушку (фрау фон Гюзен), появлялась ли она в современной комедии (мадам Мишо в Бюст ) или в классической комедии (Марта Швертлейн) — ее победоносный, юмористический темперамент сметал с собой все, как на сцене, так и в зале.
Вскоре после пребывания на курорте в Висбадене , из которого она вернулась, по-видимому, выздоровевшей, Фриб-Блюмауэр неожиданно скончалась 31 июля 1886 года в возрасте 70 лет в Берлине. [ 3 ] Панихида, которую провел Теодор Хоссбах , пастор Немецкого дома на Жандарменмаркте , состоялась 4 августа в квартире покойного на Циммерштрассе. При большом участии представителей берлинской и зарубежной театральной жизни, а также местного населения гроб затем был доставлен во Friedhöfe vor dem Halleschen Tor перед Hallesches Tor , где состоялись похороны, недалеко от последнего упокоившегося. место его покровителя Теодора Дёринга, умершего восемью годами ранее. Похвальную речь на могиле произнес Артур Дитц , директор Königliches Schauspielhaus. [ 4 ] Сохранившееся место захоронения отмечено плитой с надписью и орнаментом. [ 5 ]
Студенты
[ редактировать ]- Анита Аугспург , Ольга Арендт , Агнес Фройнд , Анна Хаверланд , Кэтрин Якоби , Лаура Фридманн , Хедвиг Мейер , Аманда Черпа
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Людвиг Айзенберг: Большой биографический лексикон немецкой сцены XIX века. век . Список, Лейпциг, 1903 г., стр. 284–286 ( нумеровано ).
- Ильза Курцрок (1961), «Фриб-Блюмауэр, Йоханна Минона» , Новая немецкая биография (на немецком языке), том. 5, Берлин: Duncker & Humblot, с. 440 ; ( полный текст онлайн )
- Герман Артур Лиер (1904), « Фриб-Блюмауэр, Минона », Общая немецкая биография (на немецком языке), том. 48, Лейпциг: Duncker & Humblot, стр. 772–773.
- Немецкий театральный лексикон. Том 1: А – Херк . Кляйнмайр, Клагенфурт, 1953 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Густав Генрих Ганс цу Путлиц : Театральные воспоминания. Берлин: Патель, 1874.
- ^ Готхильф Вайсштайн : Минона Фриб-Блюмауэр † . В газете Berliner Tageblatt от 1 августа 1886 г., утренний выпуск, стр. 2
- ↑ Berliner Tageblatt , 1 августа 1886 г., утренний выпуск, стр. 2.
- ^ Похороны госпожи Фриб-Блюмауэр . В газете Berliner Tageblatt , 4 августа 1886 г., вечерний выпуск, стр. 2.
- ^ Ханс-Юрген Менде : Лексикон берлинских захоронений . План Фарус, Берлин, 2018 г.; ISBN 978-3-86514-206-1 , с. 241