Роберт де Клари
Робер де Клари (или Клери, современное название места, в коммуне Пернуа). [1] ) был рыцарем из Пикардии . Он участвовал в Четвертом крестовом походе вместе со своим сеньором графом Петром Амьенским и братом Аломом и оставил хронику событий в Старом Пикарде « De la Conquête de Constantinople» . [2] Рассказ Роберта о крестовом походе особенно ценен из-за его статуса низшего вассала; большинство других свидетельств очевидцев принадлежат лидерам крестового похода, таким как Виллардуэн . Описания Роберта часто проливают свет на некоторые действия крестоносцев, которые в противном случае замалчиваются источниками более высокого уровня.
Брат Аломес
[ редактировать ]Брат Роберта, Аломес, был вооруженным священнослужителем, отличившимся во время последней осады Константинополя , когда император-узурпатор Алексей V «Мурзуфл» Дука был разгромлен крестоносцами. Робер включил в свою хронику краткий отчет о явно безрассудной храбрости своего брата во время окончательного захвата города, когда Аломес был первым человеком, оказавшимся в стенах, а позже упомянул спор о разделе добычи, которую Алом заслужил. Один из видных дворянских лидеров крестового похода, граф Хью Сен-Поль , вынес решение в пользу Алома.
Туринская плащаница
[ редактировать ]Роберт может быть одним из немногих задокументированных свидетелей Туринской Плащаницы до 1358 года. Он сообщает (1204 год или позже), что ткань находилась в Константинополе, во Влахернской церкви: «Где была Плащаница, в которую был завернут наш Господь , который каждую пятницу поднимали вертикально, чтобы на нем можно было увидеть фигуру нашего Господа. Никто, ни грек, ни француз, никогда не знал, что стало с Плащаницей после взятия Города». [3] Историки Мэдден и Квеллер описывают эту часть рассказа Роберта как ошибку: Роберт действительно видел или слышал о судариуме , носовом платке святой Вероники (который также якобы содержал изображение Иисуса), и спутал его с погребальным покрывалом ( синдон ). [4] Поскольку ни в одном другом источнике нет упоминания об этой «плащанице», историк Андреа Николотти предполагает, что рассказ Роберта представляет собой довольно запутанное описание знаменитого чуда, которое происходило каждую пятницу во Влахернской церкви: так называемого «обычного чуда». , заключавшийся в вознесении полотнища перед иконой Богородицы. [5]
Завоевание Константинополя
[ редактировать ]Клари написал отчет о Четвертом крестовом походе, который последовал за крестовым походом до 1205 года. Клари, который был бедным рыцарем, дает представление о рядовых и, хотя он не был причастен к дискуссиям с руководством, он все же передает лагерные слухи и реальность боя. [6] Клари считала византийцев предателями и благосклонно относилась к венецианцам. [7]
Ссылки
[ редактировать ]- Робер де Клари. Завоевание Константинополя (1924) под редакцией Филиппа Лауэра
- Завоевание Константинополя (переиздание 1996 г.) переводчик Эдгар Холмс МакНил
- Кристиан Брату, «Я, автор этой книги»: Самоутверждение среди историков, от Античности до конца Средневековья. Серия «Поздняя средневековая Европа» (том 20). Лейден: Брилл, 2019 ( ISBN 978-90-04-39807-8 ).
- Кристиан Брату, « Je, aucteur de ce livre : Авторская личность и авторитет во французских средневековых историях и хрониках». В органах власти в средние века. Влияние, легитимность и власть в средневековом обществе . Сини Кангас, Миа Корпиола и Туйя Айнонен, ред. (Берлин/Нью-Йорк: Де Грюйтер, 2013): 183–204.
- Кристиан Брату, « Клерк, кавалер, аукционист : авторские личности французских историков Средневековья XII-XV веков». Власть и пол в хрониках Средневековья и Возрождения . Юлиана Дресвина и Николас Спаркс, ред. (Ньюкасл-апон-Тайн: издательство Cambridge Scholars Publishing, 2012): 231–259.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Жан Лонгнон, Les Compagnons de Villehardouin , стр.202
- ^ Отчет Роберта Клари о Четвертом крестовом походе
- ↑ отправил Что касается местонахождения плащаницы: после Четвертого крестового похода, в 1205 году, Теодор Ангелос , племянник одного из трех византийских императоров, свергнутых во время Четвертого крестового похода, Папе Иннокентию III следующее письмо с протестом против нападения. по столице. Из документа Codex Chartularium Culisanense, л. CXXVI (копия), Национальная библиотека Палермо, датировано 1 августа 1205 года: «Венецианцы разделили сокровища из золота, серебра и слоновой кости, в то время как французы сделали то же самое с мощами святых и самым священным из всех — льном, в котором Господь наш Иисус Христос был завернут после Его смерти и перед воскресением. Мы знаем, что священные предметы сохраняются их хищниками в Венеции, во Франции и в других местах, священное полотно в Афинах». [1] Но было доказано, что письмо Теодора и другие документы, содержащиеся в Картулярии, являются современной подделкой: А. Николотти, « О некоторых свидетельствах из Chartularium Culisanense, о ложном происхождении Константиновского Ангельского Ордена Святой Софии и о некоторых его документах, сохранившихся в Государственном архиве Неаполя » . , в «Giornale di storia» 8 (2012).
- ^ Мэдден, Томас и Дональд Квеллер. Четвертый крестовый поход: завоевание Константинополя . Издательство Пенсильванского университета, 1997. Второе издание. стр. 139.
- ^ А. Николотти, « Константинопольская реликвия погребальной одежды Иисуса согласно хронике крестоносца Робера де Клари » . , в «Греческое средневековье» 11 (2011), с. 151-196.
- ^ Андреа, Альфред (1997). «Очерк первоисточников», Д. Квеллер, Т. Мэдден, «Четвертый крестовый поход: завоевание Константинополя» . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. п. 302.
- ^ Андреа, Альфред (1997). «Очерк первоисточников», Д. Квеллер, Т. Мэдден, «Четвертый крестовый поход: завоевание Константинополя» . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. п. 303.