Конституционный переворот
Конституционный переворот происходит, когда человек или группа захватывает политическую власть способом, соответствующим конституции своей страны, в отличие от традиционного насильственного государственного переворота , часто путем использования лазеек или двусмысленностей в указанной конституции. [ 1 ] Сторонники конституционных переворотов используют свою политическую власть, чтобы полулегально захватить еще больше. [ 2 ] Конституционные перевороты могут осуществляться разными способами, включая отмену сроков или возрастных ограничений, изменение правил выборов, чтобы помешать оппозиционным кандидатам, а также отсрочку выборов на неопределенный срок. [ 3 ]
Конституционным переворотам часто способствуют слабые демократические институты и отсутствие «демократической культуры» внутри стран. [ 4 ] Борьба между соперничающими фракциями, особенно между этнокультурными или религиозными группами, часто способствует конституционным переворотам. [ 4 ] В конституционных переворотах часто участвуют парламенты, желающие и участвующие, а изменения ограничений на срок полномочий часто сопровождаются другими конституционными изменениями, которые призваны ослабить политическую оппозицию и обеспечить победу на выборах. [ 3 ] Эти перевороты считаются относительно недавним явлением в глобальных демократиях. [ 2 ]
Примеры
[ редактировать ]В Африке
[ редактировать ]В Африке конституционные перевороты обычно влекут за собой расширение исполнительной власти за счет продления или отмены конституционных ограничений на срок полномочий . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Другая распространенная стратегия заключается в том, что действующий президент признает недействительной кандидатуру своего оппонента, делая себя фактическим победителем. [ 3 ] С начала 1990-х годов, когда многие африканские страны начали демократизацию, около 30 глав африканских государств пытались продлить свои мандаты путем внесения конституционных изменений. [ 3 ]
Главы африканских государств отдали предпочтение конституционным переворотам военным, отчасти потому, что они с меньшей вероятностью вызовут гнев иностранных партнеров по оказанию помощи . [ 6 ] Кроме того, существуют более строгие меры защиты от традиционных переворотов, которые стимулируют политических лидеров удерживать власть посредством конституционных переворотов. Например, Африканский союз и его предшественник, Организация африканского единства , разработали эффективную политику борьбы с военными переворотами, но до сих пор оказались неэффективными в предотвращении конституционных переворотов. [ 3 ] Документы, опубликованные АС/ОАЕ с целью создания основы для вмешательства после переворотов, включая Ломейскую декларацию, Африканскую хартию о демократии, выборах и правительстве и Учредительный акт Африканского союза , рассматривают только неконституционную смену режима, а не конституционные перевороты. [ 3 ]
Многие президенты африканских стран внесли изменения в конституции своих стран, чтобы продлить срок своих полномочий. В их число входят президенты Гнассингбе ( Того ), Мусевени ( Уганда ), Деби ( Чад ), Бия ( Камерун ), Кагаме ( Руанда ), Нкурунзиза ( Бурунди ) и эль-Сиси ( Египет ). [ 4 ]
В 2005 году президент Фасо Буркина - Блез Компаоре воспользовался особенностью конституции 1991 года, чтобы остаться у власти после истечения срока полномочий. Компаоре утверждал, что, поскольку он был избран на эту должность до того, как в 2000 году были впервые установлены ограничения на сроки полномочий, они к нему не распространялись. Конституционный совет Буркина-Фасо, который контролировался Компоаре и его политической партией Конгресс за демократию и прогресс , вынес решение в его пользу. Затем Компаоре баллотировался и выиграл третий срок. [ 3 ]
Пакистан, 1953 год.
[ редактировать ]Генерал-губернатор Гулам Мохаммад распустил правительство премьер-министра Пакистана Хаваджи Назимуддина в 1953 году, несмотря на то, что премьер-министр пользовался поддержкой Учредительного собрания , и впоследствии распустил первое учредительное собрание Пакистана в 1954 году. [ 7 ]
Финляндия, 1973 г.
[ редактировать ]В 1973 году финский парламент продлил Урхо Кекконена президентский срок на четыре года, приняв закон об отступлениях . [ 8 ]
Малайзия, 1976 г.
[ редактировать ]15 апреля Берсату Ракьят Джелата Сабах ( Объединенный народный фронт Берджая-Сабах ) одержал победу на выборах штата над правящей партией Альянс Сабах, убедив несогласных членов партии Альянс Сабах отказаться от своего лидера Тун Мустафы бин Дату Харуна . [ 9 ]
Тунис, 1987 г.
[ редактировать ]7 ноября Туниса премьер- министр Зин эль-Абидин Бен Али сверг пожизненного президента Хабиба Бургибу и занял пост главы исполнительной власти. [ 10 ]
США, 2000 г.
[ редактировать ]Во время провала президентских выборов в США во Флориде тогдашний губернатор Джеб Буш призвал законодательный орган штата просто проигнорировать оспариваемый подсчет голосов и отдать голоса коллегии выборщиков Флориды кандидату Джорджу Бушу , коллеге-республиканцу и брату Джеба Буша. Теоретически это конституционно, поскольку конституция США не гарантирует право голоса на президентских выборах. Скорее, он уполномочивает каждый штат определять, как следует выбирать своих избирателей, хотя неясно, сможет ли законодательный орган, уже выбрав избирателей путем голосования в соответствии с законодательством штата, отменить это решение. Однако в конечном итоге этот шаг был заблокирован Верховным судом США . [ 11 ]
Отказ Верховного суда в конституционном перевороте может показаться противоречивым, поскольку сам по себе переворот больше не кажется конституционным. Однако важно отметить, что «конституционный» элемент конституционных переворотов больше относится к эксплуатации двусмысленности внутри демократического верховенства закона, а не к подлинно легальному процессу. Эта двусмысленность в сочетании с достаточной политической властью позволяет осуществлять антидемократические захваты власти под прикрытием конституционности.
Непал, 2020 г.
[ редактировать ]Кхадха Прасад Шарма Оли , премьер-министр Непала , пытался распустить непальский парламент. Роспуск оспаривался по трем различным петициям в Верховном суде, и оспаривалось, действительно ли премьер-министр имеет право распускать парламент. К.П. Оли предпринял попытку захвата власти во время кризиса легитимности, поскольку соперничающие фракции добивались его отставки из-за плохого управления и авторитарных импульсов. [ 12 ]
Таиланд, 2024 г.
[ редактировать ]Роспуск партии «Движение вперед»
[ редактировать ]Увольнение Среты Тависина
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шеппеле, Он (2014). «Конституционные перевороты и судебный контроль: как транснациональные институты могут укрепить высшие суды во время кризиса (с особым упором на Венгрию)» . Транснациональное право и современные проблемы . 23:51 – через Hein Online.
- ^ Jump up to: а б Ньюман, Катя (7 мая 2011 г.). «Конституционные перевороты: развитие исполнительной власти в латиноамериканских демократиях» (PDF) . Кафедра политологии Калифорнийского университета в Ирвайне .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Мбаку, Джон Мукам. «Конституционные перевороты как угроза демократическому управлению в Африке» (PDF) . Обзор международной и сравнительной политики и этического права : 78–129.
- ^ Jump up to: а б с д Мбаку, Джон Мукум (30 октября 2020 г.). «Угрозы демократии в Африке: рост конституционного переворота» . Брукингс .
- ^ Ярвуд, Джанетт (июль 2016 г.). «Сила протеста» . Журнал демократии . 27 (3): 51–60. дои : 10.1353/jod.2016.0041 . S2CID 156790577 – через MUSE.
- ^ Jump up to: а б Овед, Марко (2015). «Искусство конституционного переворота». Торонто Стар .
- ^ Конституционное начало Пакистана ПАКИСТАН - Страновое исследование
- ^ «Хронология 1973 года». Всемирный книжный ежегодник 1974 года . Чикаго: Образовательная корпорация Field Enterprises . 1974. с. 8. ISBN 0-7166-0474-4 . LCCN 62-4818 .
- ^ Хан, Син Фонг (1979). «Конституционный государственный переворот: анализ рождения и победы партии Берджая в Сабахе, Малайзия» . Азиатский опрос . 19 (4): 379–389. дои : 10.2307/2643858 . JSTOR 2643858 – через JSTOR.
- ^ Уэр, Л.Б. (1988). «Конституционный переворот Бен Али в Тунисе» . Ближневосточный журнал . 42 (4): 587–601. JSTOR 4327834 – через JSTOR.
- ^ Акерман, Брюс (2001). «Анатомия конституционного переворота» (PDF) . Юридический отчет Йельского университета . 48 (2).
- ^ Нанджаппа, Вики (22 декабря 2020 г.). «Конституционный переворот: решение Оли о роспуске парламента Непала оспорено в Верховном суде» . www.oneindia.com . Проверено 16 марта 2021 г.