Улей каменный
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на венгерском языке . (Август 2011 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |

Камни-ульи или скалы-ульи в Венгрии представляют собой скальные образования, часто естественно конические башни, с вырезанными по бокам нишами или полостями. Ограниченное количество скал с нишами можно найти даже недалеко от Будапешта , в районе гор Пилис и холмов Будай-хедьшег , особенно на его плато Тетеньи-Феннсик. Однако городом, наиболее плотно окруженным такими образованиями, является Эгер , в районе Бюккаля (который лежит между долиной ручья Тарна и долинами ручьев Хейё и Синва ). [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Охрана природы, охраняемое наследие
[ редактировать ]Один из участков близ Сомоли в 1961 году был объявлен национальной охраняемой территорией под названием «Заповедник ульевых камней в Сомоле». [ 4 ]
Согласно определению в постановлении 17/2014 министра сельского хозяйства [ 5 ] (о создании мест памяти природы и о планах управления природопользованием для защиты ульевых камней), вступивших в силу 4 ноября 2014 года, «каптаркё» (улейный камень) — это естественное или искусственно измененное каменное образование, которое, его поверхность, одна или несколько видимых резных ниш - и в некоторых случаях подобные артефакты - имеющие значение в истории культуры, поэтому представляющие ценность для сохранения как ландшафта / природы, так и культурного наследия. . Целью объявления охраняемого статуса является сохранение ульевых камней, а также их непосредственного природного окружения с учетом их природной и культурной значимости, а также содействие их исследованию и экспонированию в целях охраны природы. [ 6 ]
Некоторые ключевые ограничения, касающиеся посетителей, заключаются в следующем: Вы не должны вырезать/изменять камни. На них нельзя даже залезать. На них нельзя класть предметы. На таких территориях запрещены занятия техническими видами спорта и экстремальными видами спорта. Если вы хотите провести исследовательскую деятельность на участках с камнями-ульями, обратитесь в дирекцию соответствующего национального парка. [ 7 ]
Камни-ульи и каменная культура региона Бюккаля были объявлены венгерской ценностью (так называемым « Hungarikum ») из-за своей уникальной природной природы – на заседании комитета, занимающегося венгерскими ценностями ( Hungarikum Bizottság ). , 17 июня 2016 г. [ 8 ] [ 9 ]
Источник
[ редактировать ]Бюккаля преимущественно состоит из вулканических туфов , образовавшихся в результате интенсивной вулканической деятельности (серии взрывных извержений) в миоцене . Особые конические породы и группы пород Бюккаля были сформированы из земной поверхности, состоящей в основном из пепловых туфов и игнимбритов с риолитовыми ингредиентами, под воздействием ключевых факторов ландшафтообразования в ледниковый период, а именно: опускания и боковой эрозии. , истирание , выветривание , смывание ветром и осадками и морозная эрозия. Этим породам в дальнейшем была придана искусственная форма. Таким образом, ульевые камни представляют ценность как с точки зрения природы, так и с точки зрения культурной истории.
-
Фургал-вёлги [Долина с отверстиями] возле Черепварали
-
Ниши 7, 6, 5 на Большом сидении акушерки, Черепваралья.
-
Конус 1, Фургал-вёлги [Долина с отверстиями], Черепваралья
-
Конус 2, Чордаш-волги [Долина пастухов], Черепваралья
Мы
[ редактировать ]Скалы с нишами жители Сомоли впервые назвали ульевыми камнями (единственное число: «каптаркё», множественное число: «каптаркёвек»), возможно, в честь луга, примыкающего к группе камней, где можно было хранить ульи (Каптар-рет = Улейный луг ). Около города Эгера такие скалы называли камнями с фиктивными окнами. Известны и другие названия: камни с маслобойками, идол-камни, митры. Информативны и названия некоторых конкретных скал: Дьявольская башня, Дьявольский камень, Сиденье повивальной бабки, Оседланный, Царское сиденье, Каменный дракон. Наиболее последовательно употребляемой формулировкой первого известного тщательного исследователя и знатока скал с нишами (Дьюла Барталос, 1839–1923) была мемориальная скала или мемориальный камень (emlékszikla или emlékkő), но он использовал и другие названия: каменная пирамида (sziklalobor) , резная группа камней, мемориальная скала с фиктивными окнами, камни-мегалиты и камень с маслобойками (желудочный камень). Позже, во многом благодаря исследованиям Андора Саада, термин «улейный камень» стал самым распространенным и распространенным термином. Это название было применено в более поздних исследованиях исследователей, работавших над разгадкой тайны таких камней: Ференц Кубиньи , Дьюла Барталос , Гаспар Кляйн, Андор Саад , Петер Михай и Чаба Бараз .
Наиболее спорными аспектами были происхождение и назначение ниш, высеченных в стенах скальных образований.
-
Северо-восточная сторона Великого трона акушерки возле Черепварали.
-
Надькуп [Большой конус] на холме Манго-тето, Черепваралья.
-
Надькуп [Большой конус] на холме Манго-тето, Черепваралья.
-
Дьявольская башня на холме Мес-хедь, Черепфалу.
-
Дьявольская башня, Черепфалу
Ниши
[ редактировать ]В среднем ниши имеют высоту 60 см, ширину 30 см и глубину от 25 до 30 см. В хорошо сохранившихся нишах еще заметны углубленные кромки по краям (некоторые с отверстиями по бокам). Это могут быть признаки перекрытий ниш, закрепленных с помощью вбитых в отверстия колышков или клиньев. Ниши с еще видимыми отметками кромок были расположены по склонам скал весьма неравномерно. Исключительное разнообразие форм ниш потребовало индивидуальных размеров и форм покрытия для каждой ниши. По определенным соображениям ободки могли иметь даже декоративное или информативное назначение.
-
Каменная сторона с нишами
-
Ниша 1, Setét-völgy [Тёмная долина], Черепваралья
-
Скала 1, Кёвеш-лапа [Каменная долина], Черепваралья
-
Конус 4, Фургал-вёлги [Долина с отверстиями], Черепваралья
-
Ниши 5-6-7 на конусе 1, Чордаш-волги [Пастушья долина], Черепваралья.
-
Ниши 39 и 38 на скале 4, Каптар-рет [Улейный луг], Сомоля
-
Ниша 5 на скале 1, холм Како-Тето, Эгер
-
Ниши 7–6–5, западный склон Ньергеса [Седлый], Эгер.
Местоположение сайтов
[ редактировать ]
Наиболее типичные из них можно найти в окрестностях Эгера (Ньергес-хедь, Мес-тето, Како-тето), вблизи Сомоли (Вен-хедь, Каптар-рет) и вблизи Черепварали (Надькуп на Манго-тето, Фургал-рет). долина, долина Чордаш). Такие камни можно найти также в окрестностях Сирока , Эгербакты , Эгерсалока , Остороса , Носвая , Богача , Черепфалу , Тиболддароца и Кача . Всего в районе Бюккаля известно 479 ниш на 82 ульевых камнях в 41 месте. Они перечислены (с подробностями) в таблице и описаны в разделе «Реестр горных пород Улей» (для района Бюккаля) венгерской статьи.
Меньшее количество ульевых камней можно найти в Пештском уезде – на плато Тетеньи-Феннсик, на холмах Будай-Хегисег , в горах Пилис и в горах Вышегради-Хегисег . На этом участке известно 86 ниш на 31 скальной формации на 17 стоянках.
Помимо двух вышеперечисленных объединенных территорий, известны также некоторые отдельные локации. Самая восточная известная скала-улей - это Ördög-szikla [Дьявольская скала] (B.1; 5 ниш) в долине Хёмпёргё-волги в Абауйсанто . Есть локационная площадка и на плато Медвес-Феннсик , на холме Печ-ко (4 ниши) недалеко от Шальготарьяна . О 2 нишах на холме Харашт-хедь в Чакваре стало известно в 2007 году. В районе Балатон-фельвидек (северные окрестности озера Балатон) известны два отдельных места расположения: одно на холме Овар-хедь в Тихани ( Баратлакасок [Места обитания монахов] , 1 ниша) и один на Парт-фё Балатонкенесе (Татарлик [Татарская дыра], 1 ниша).
Всего в Венгрии до 2013 г. топографически обследовано 564 ниши на 104 скальных образованиях на 56 объектах. [Только те породы с нишами регистрируются как ульевые породы, для которых топографическая съемка ниш была проведена в соответствии с системой классификации и методологией, разработанной Петером Михаем. Поэтому из отдельных мест локации включена только Ördög-szikla [Дьявольская скала] (B.1) долины Хёмпёргё-волги возле Абауйсанто.]
Список мест расположения камней-ульев в районе Бюккаля
[ редактировать ]ИДЕНТИФИКАТОР | Название рока (группы) или локации | Название населенного пункта | Количество камней с нишами | Количество ниш |
---|---|---|---|---|
Б2 | Козий камень [Козий камень] | Утка | 1 | 3 |
Б3 | Каменная долина с окнами, тенистое подножие холма Каруд | Тибольдарок | 1 | 6 |
Б4а | Темная долина | Он ждет замены | 1 | 5 |
B4b | Нищий топплер | Он ждет замены | 1 | 6 |
B4c | Кёвеш-лапа [Каменная долина], юго-западный склон холма Каруд. | Он ждет замены | 2 | 11 |
б4д | Большое сиденье акушерки - Сиденье акушерки | Он ждет замены | 1 | 12 |
Б4е | Большое сиденье акушерки - Виноградная горка | Он ждет замены | 1 | 1 |
Б4ф | Большое сиденье акушерки - сторона Заячьей долины | Он ждет замены | 1 | 1 |
Б4г | Фургал-вёлги [Долина с отверстиями] | Он ждет замены | 5 | 32 |
Б4ч | Пастушья долина | Он ждет замены | 5 | 31 |
Б4и | Манго-тето горка - Крупношишечная [Большая шишка], Мелкошишечная [Маленькая шишка] | Он ждет замены | 2 | 30 |
Б4дж | Вен-хедь [Вековой холм Черепваральи] | Он ждет замены | 2 | 3 |
Б5 | Дьявольская башня - холм Мес-хедь | Деревня в горшке | 1 | 3 |
Б6 | Каретная долина | Богач | 1 | 5 |
Б7а | Вековой холм Шомоля - Улейный луг, Улейская долина | Сомолья | 8 | 117 |
Б7б | Холм Испан-берки-тето | Сомолья | 3 | 7 |
B7c | Дюр-хеги [Сморщенный холм] (скала, разрушенная в начале 21 века) | Сомолья | 1 | 4 |
B7d | Чобанка | Сомолья | 1 | 4 |
Б8 | Адская сторона - сиденье акушерки | Поздно | 1 | 2 |
H1a | Волчий камень [Волчий камень] - Pocem | Ну масло | 1 | 1 |
H1b | Док [Реквизит] | Ну масло | 3 | 6 |
H1c | Холм Пипис-Хеги | Ну масло | 1 | 2 |
H2a | Холм на крыше Како | В случае | 4 | 36 |
H2b | Скала Мес-вёлдьи [скала долины Мес-вёлги] | В случае | 1 | 6 |
H2c | Известняковый холм, южная группа скал. | В случае | 3 | 22 |
H2d | Седлый холм, восточный склон | В случае | 1 | 7 |
H2e | Западный склон холма с седлом | В случае | 4 | 20 |
H2f | Пайдос | Хлыстовая травма | 2 | 10 |
H3a | Приют для преступников - Старый холм | Эгерсалок | 1 | 1 |
H3b | молодая жена холм | Эгерсалок | 2 | 4 |
H3c | Каменное убежище | Эгерсалок | 1 | - |
H4a | Окраина мины [Окраина мины] - холм Ко-тетё | Демьен | 1 | 23 |
H4b-c | Холм Хедьес-кё-тетё и долина Эресствень-волги | Демьен | 8 | 36 |
H4d | Долина отшельника | Демьен | 1 | 6 |
Н5 | Сент-вёльги [Священная долина] | Эгербакта | 1 | 3 |
H6a | Долина Рожнак-Вёльги | Подвал | 1 | 1 |
H6b | Турецкий стол и камни-идолы | Подвал | 1 | 3 |
h6c | Замковая гора Сирок | Подвал | 2 | 3 |
H6d | Почва-хижина-холм | Подвал | 1 | - |
H7a | Мокрая долина | Хлыстовая травма | 1 | 1 |
H6b | Тег-яма | Хлыстовая травма | 2 | 5 |
Всего в Бюккале: | 82 | 479 |
История исследований
[ редактировать ]По поводу целевого использования «ульевых» ниш возник ряд теорий. Первым известным тщательным исследователем этой области был Дьюла Барталос, историк и священник-археолог из Эгера. Его теория заключалась в том, что камни-ульи были святынями, а в нишах был помещен пепел человеческих останков. Вырезание каменных ниш он связал сначала с венграми-гуннами, а позже с кельтами и скифами. Гаспар Кляйн, главный архивист уезда Боршод, предположил, что фиктивные окна могли служить нишами для идолов, и датировал их эпохой так называемого венгерского завоевания (IX–X вв.). Барталос уже упомянул наиболее распространенное в настоящее время мнение (что ниши использовались для пчеловодства), выразив свои сомнения: «Обычные люди, склонные сразу догадываться, называют эти камни «ульевыми камнями»; они думают, что это могли быть пасеки древние люди, как если бы пчелы жили в скалах и на тенистых склонах». - опубликовано в Archaeologiai Értesítő [Информационном бюллетене археологии] , 1891. Доминирующим представителем пчеловодческого мнения был Андор Саад , врач из города Мишкольц. В начале 1960-х годов он даже провел несколько археологических раскопок перед ульевыми камнями вместе с археологом Йожефом Кореком на участках недалеко от Черепварали и Сомоли . Однако их археологические находки, датированные XI–XIV веками, не смогли подтвердить ни одну из теорий. [ 10 ]
Археологические раскопки
[ редактировать ]Число археологических раскопок, проведенных с целью раскрытия тайны ульевых камней, относительно невелико, и те немногие принесли не так много находок.
В начале 1960-х годов доминирующий сторонник мнения о пчеловодстве (Андор Саад, врач из Мишкольца) вместе с археологом Йожефом Кореком провел несколько археологических раскопок перед ульевыми камнями на участках недалеко от Черепварали и Сомоли . Перед Надькупом [Большим конусом] близ Черепварали были найдены два фрагмента керамики с волнистыми линиями (датированные XI–XII веками) и фрагмент меча. На более высоком уровне они нашли кусок стекла и кованый подсвечник. Что касается стоянки близ Сомоли, то в заполнении полости размером с человека по естественной трещине скалы на группе (пород) номер V и перед ней были обнаружены фрагменты керамики, датированные XIV–XV вв. Вывод (датировка использования ниш), сделанный из скудных находок, оказался надуманным: «...ниши использовались в XI–XV вв. н. э.». [ 11 ] Эти находки действительно могут относиться к использованию ниш в период Арпад-кора (между 9 и 14 веками) Венгерского королевства. Однако важно отметить, что относительно первого использования таких ниш эти находки не могут служить доказательством. На поверхности породы перед туфовым конусом обнаружены каналы, многочисленные небольшие углубления и более крупная (ширина 60×40 см и глубина 70 см) углубление. С мнением Корека трудно согласиться: «вероятно, они могли предназначаться для хранения и хранения воды и могли быть связаны с пчеловодством». [ 11 ]
Использование по назначению
[ редактировать ]

Несмотря на отсутствие существенных археологических и этнографических данных, общепринятой и общеизвестной точкой зрения по-прежнему остается теория, согласно которой такие каменные ниши являются памятниками лесного каменного пчеловодства в средневековый период, и этот способ пчеловодства был введен Кабарами, присоединившимися к венграм во времена так называемое венгерское завоевание или агрианцы (группа фракийско - иллирийских беженцев с Балканского полуострова ) в более ранние эпохи.
Однако идея использования каменных ниш для настоящего пчеловодства вызывает некоторые сомнения. Вызывает вопросы разнообразие сторон света ниш, а также ниш, высеченных очень близко к уровню земли или в недоступных точках, в темных и холодных трещинах скал или в вертикальных склонах оврагов. Узкие и неглубокие или даже несколько обращенные вниз ниши также не подходят для пчеловодства. Письменные источники XI века являются свидетельствами существования пчеловодческой деятельности (в архивах документов можно прочитать о лесных пчеловодах или охотниках за пчелами), но о скальном пчеловодстве в источниках ничего не упоминается. Что касается дебатов о культе и экономике, устные предания противоречивы. Таким образом, загадка ульевых камней до сих пор не решена.
В настоящее время цель высечки скал и предполагаемое использование ниш неизвестны. Пока вопрос «Кто? Когда? Почему?» вопросы не могут быть решены без остающихся сомнений. Однако результаты исследований на сегодняшний день, сопровождаемые статистической вероятностью, основанной на оценке топографических данных, делают идею использования пчеловодства весьма сомнительной, а «причины исключать культовое, жертвенное использование; ниши не оформлены». [ 12 ]
Однако некоторые фундаментальные вопросы все еще остаются нерешенными:
- Как выглядели культовые ритуалы, связанные с нишами, и какова была их религиозная основа и мифология?
- Каков был временной интервал вырезания и использования ниш (практикования культа, связанного с ульевыми камнями)?
- Кто создал ниши и кто практиковал ритуалы? С каким населением (группой, династией, этносом, нацией) можно ассоциировать формирование наскальных изображений ульев?
Из-за отсутствия уставных данных и противоречивости фольклора попытки ответить на вопросы все же должны опираться – помимо археологических раскопок – на топографические данные. В сложившейся ситуации мы можем ориентироваться в двух аспектах:
- Один из них заключается в расширении известного набора «идентичных аналогий», т.е. поиске ограниченных ниш в других регионах и включении данных, связанных с аналогиями.
- Другой изучает другие особенности наскальной резьбы, обнаруженные на ульевых камнях или в их более широком окружении, или явления (каменная культура), связанные с нишами.
Поэтому рассмотрение и анализ различных резных элементов (отверстий, каналов, чашеобразных ям, каменных котлов) действительно важно, хотя бы для многоаспектного сравнения и анализа с известными аналогиями. [ 13 ] [ 14 ]
Когда?
[ редактировать ]Основываясь на геоморфологических исследованиях и попытках периодизации ниш для ульевых камней на Ньергес-хедь [Седловенный холм] недалеко от Эгера , мы теперь можем оценить три основных периода вырезания ниш в календаре истории: [ 15 ] [ 16 ]
- первое поколение: V–VI вв. (400–550 гг.) – эпоха гуннов и сарматов ;
- второе поколение: VII–VIII вв. (670–800 гг.) – эпоха паннонских аваров ( «оногурских» болгар );
- третье поколение: X–XVI вв. (900–1500 гг.) – эпоха «мадьярских» венгров .
Рассматривая всю Бюккалью, следует отметить, что первые ниши, вероятно, были вырезаны задолго до начала первого поколения Ньергеса. Однако их датировка потребует дальнейших тщательных исследований и изучения аналогий. Все приведенные до сих пор археологические находки относятся к третьему поколению: керамические фрагменты являются свидетельством использования ниш в период Арпад-кора (между 9-м и 14-м веками) Венгерского королевства, но не доказательствами того, что эпоха первых ниш.
ВОЗ?
[ редактировать ]Широкий временной диапазон, вытекающий из периодизации ниш, сопровождаемый территориальным распределением ульевых камней, предполагает, прежде всего, что люди, практиковавшие ритуалы, связанные с нишами, уже жили на этой территории еще в эпоху переселения народов (эпоха гуннов). ), затем в эпоху аваров и оногуров (поздних аваров), а также после так называемого венгерского завоевания, и они были отдельной частью населения в различных государственных учреждениях.
Почему?
[ редактировать ]Ладислав I Венгерский издал кодекс № 1 (в 1092 г., Сабольч), в котором одно из положений из 40 изложенных церковных мер (декрет 1. 22.) действовало против языческих ритуалов; он запрещал совершать языческие жертвенные ритуалы у источников, вод, деревьев и скал/камней. Цитата из латинского источника: «Quicunque ritu gentilium iuxta puteos Sacrificaverit, vel ad arbores et ad fontes, et lapides oblationes obtulerit…» (Кто практикует языческие или национальные обряды жертвоприношения у колодцев или приносит жертвы на деревьях, источниках и камнях.. .), хотя это и не доказано, слово lapis , могло означать языческий алтарный камень или каменный алтарь – которое, по словам Арнольда Иполи – также может обозначать камни-ульи.
К тайнам вокруг камней-ульев – ниш, отверстий, чашеобразных ям, каналов, высеченных в поверхности скал – можно также подойти, исходя из особенностей таких языческих религиозных практик, с помощью работы Арнольда Иполи под названием . «Венгерская мифология» ] . [ 17 ]
Áld, áldozat [благословлять (глагол), жертвовать (существительное)]. «Жертвоприношение – это изысканное явление божественного уважения, уважающее божественность не только словами, но также посредством действий и подношений».
Сент-хелек [Священные места]. «Миграционно-кочующий образ жизни нашего народа может заставить нас заподозрить, что в древние времена демонстрация уважения к божественному поставщику осуществлялась аналогично [как скифы, на открытом воздухе] в определенных специальных местах. Выбор таких мест в соответствии с древнее уважение, связанное с религией природы, предполагает уважение к стихии Природы, вы знаете, даже наши воспоминания помнят это. Жертвоприношения источникам, водам, деревьям и скалам были запрещены кодексом Ладислава...»
Олтар [Алтарь]. Для проведения жертвенных обрядов устанавливались жертвенники из плоских специальных камней. Вероятно, «запрещение жертвоприношений на камнях (в кодексах Ладислава) относилось именно к таким алтарным камням». В грамотах и отчетах о местности средневекового периода часто упоминаются алтарные камни, камни-убежища, камни-идолы.
Балвани [Идол]. «А были ли у нас идолы? Наверное, да. Камень, на котором забивали и разрезали кровавое животное в жертву, который использовался как стол и чаша для подношения и которым отмечалась могила умершего, – стал бы не только алтаря, со временем он даже превратился бы в идола, принявшего форму, стоящую над алтарем и могилой».
Незо [Визуальный инспектор]. На алтарных камнях (которые позже станут идолами) ритуалы проводили люди с благоприятной божественной связью ( táltos ), люди с определенными сверхъестественными способностями ( garaboncos ), студенты ( deák ), мудрецы и служители, также называемые диссекторами. языческих эпох. Иполий предполагает, что термин « бонкос » [диссектор] напоминает нам, что «они могли быть инспекторами внутренностей, пророками, работающими из внутренностей животных, о которых до сих пор помнят наши летописи…» Обозначаются служители с божественной связью древних венгров-язычников. разными словами: táltos, mágus [маг], bölcs [мудрый], jós [пророк], bűvös [фокусник], bájos [заклинатель], varázsló [волшебник], belnéző [инспектор внутренностей], hygybanező [смотрящий за мочой], áldozatnéző [инспектор жертвоприношений], oltáron néző [смотрящий на алтаре].
Аналогии
[ редактировать ]
В попытках разгадать загадку горных пород с нишами полезно расширить известный набор «идентичных аналогий» – т.е. найти ниши с краями в других регионах – и включить данные, связанные с этими аналогиями. Помимо местонахождений в Карпатском бассейне, скалы с нишами известны во многих местах Евразии — от Средиземноморья через Анатолию до гор Кавказа и даже в горах Алтая (в долине реки Ховд). Скалы, наиболее похожие на скалы с нишами в Венгрии, можно встретить на Балканском полуострове : на плато Рояк-Провадия (близ сел Мадара и Рояк) в Болгарии и в горах Родопы .
Итак, у нас есть еще одна нить, по которой можно начать искать происхождение ульевых камней, отличное от периода раннего средневековья; исследуя историю агрийского народа. Исторические исследования не учитывают в достаточной степени сведения Бонфини о городе Эгере, однако его утверждения подкреплены рядом фактов. Соответственно, согласно Антонио Бонфини , Эгер принадлежал к владениям людей Метанаста, Яс или Языг [венгерское слово «íjász» означает лучник]. Он называет агрианцев основателями и знаменателями города. Это была группа фракийско-иллирийских беженцев из окрестностей Родопских гор (по данным Антонио Бонфини в 1581 г.). [ Самуэль Тимон предположил, что Канданум (город язигов ) был Эгером, а Метанасты были той же группой, что и язиги. Он предположил (на страницах 97–98 своего труда 1733–1734 годов), что их название связано с границей Римской империи . Латинское слово мета действительно может обозначать цель, конец или предел, но оно также может обозначать конический или пирамидальный столб или вершину (холма или земли). Так, Метанасты могут обозначать группу людей, живущих на границе империи или за ее пределами, но могут обозначать народы, возводящие городища также или безудержные системы; подумайте об защитных сооружениях, связанных с сарматскими языгами – дамбами Чёрша (также называемыми дамбами Дьявола) ; или это может означать народы, вырезающие каменных идолов или каменные конусы.] Страбон в своей работе под названием «География » уже сообщал об иллирийских народах, называемых агрианами, живущими на Балканском полуострове.
Здесь возникает новый вопрос: кем были агры и когда они могли прийти в этот регион? Должно быть, это была более ранняя группа людей, чем сарматские языги, поселившиеся на Великой Венгерской равнине примерно в конце I века до нашей эры - по мнению Бонфини (который был знаком с византийскими источниками); он сообщил, что фракийско-иллирийские крестьяне были изгнаны языгами из окрестностей Эгера.
Вторжение фракийско-киммерийских племен с северного переднего плана Черного моря начало обостряться около 730 г. до н.э., в эпоху доскифской иммиграции (группа Мезочат). Укрепление поселения кьятицкой культуры на Вар-хедь [Форт-холм] над городом Эгер (но принадлежащее городу Фельсотаркань) было построено именно в эту эпоху (8 век до н.э., в начале так- называемый периодом HaB 3 ). Строительство вала городища эпохи поздней бронзы – раннего железного века может быть связано с первой волной проникновения доскифской мезочатской группы. Кто построил укрепление, определить трудно: оно могло быть построено пришельцами, а могло быть построено уже существующими народами против них. В любом случае керамические формы и типы украшений бабадагско-бесут-бессарабско-болгарского происхождения были обнаружены в археологических находках в Фельсотарканах . Эта группа людей знала о железе и использовала фракийско- киммерийское оружие и конская снасть . [ 18 ]
Вторая попытка разгадать тайну связана с военной кампанией. Персидский царь Дарий I переправился через реку Дунай в 513 г. до н. э. и попал в землю скифов ; он потерпел поражение, но его действия заставили трахийские группы людей покинуть свои территории [по Геродоту ]. Археология считает этот возраст (с V века до н. э.) Карпатского бассейна и Балкан культурно последовательным. В римских источниках упоминаются племена, говорящие на фракийских языках, обитавшие в этой местности. В этот период в Бюккалью могли прибыть агрианцы.
Однако эта балканская нить может иметь решающее значение в исследованиях народов, создававших ниши для хранения и вырезавших скалы. Важными аналогиями можно считать фракийские культовые ниши или скальные святилища в горах Родопы, которые, по мнению болгарских исследователей, использовались для захоронения урн в I тысячелетии до н.э., поскольку они могут быть связаны с ульевыми скалами и каменными нишами в Бюккаля. [ 2 ]
Галерея
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Бюккаля и Бюкк-хат | Энциклопедия Паннона | Справочник» . arcanum.hu . Проверено 11 мая 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бараз, Чаба (2013). Земля ульевых камней: ландшафтный дизайн и охрана природы в Бюккале . Эгер: Дирекция национального парка Бюкки. ISBN 9789639817302 . OCLC 922670682 .
- ^ Бараз, Чаба (24 июня 2013 г.). «Пейзаж, рожденный в огне» . ЛИТОСФЕРА (на венгерском языке) . Проверено 11 мая 2019 г.
- ^ Чаба Бараз - Золтан Илончай - Андраш Шмотцер 2007
- ↑ Венгерский вестник № 145, 17/2014, 2014 г. (X. 27.) Постановление ФМ
- ^ Золтан Аргай - Чаба Бараз - Габор Кисс 2015
- ^ «Указ ФМ 17/2014. (X. 27.) — Национальный правовой архив» . njt.hu. Проверено 18 марта 2022 г.
- ^ «Коллекция Хунгарикума и венгерских ценностей пополнилась» . Архивировано из оригинала 22 сентября 2020 г. Проверено 13 апреля 2020 г.
- ^ «Сборник венгров» . Архивировано из оригинала 10 мая 2020 г. Проверено 18 марта 2022 г.
- ^ Саад, Андор – Корек, Йожеф (1965): Памятники раннесредневекового пчеловодства у подножия гор Бюкк. Вопросы о скалах с пчелиными нишами. Acta Archaeologica Hungarica XVII. 369-394.
- ^ Перейти обратно: а б Саад, Андор (1963): О камнях-ульях. Ежегодник Эгерского музея I. 81 – 88.
- ^ Бараз, Чаба – Михай, Петер (1995–1996 ) : Недавние результаты топографии камней-ульев в округах Хевес и Боршод-Абауй-Земплен и исследование назначения ниш. Ежегодник XXXI-XXXII музея-замка Эгри Иштвана Добо. 63 – 105.
- ^ Бараз, Чаба (1999): Камни-ульи в Бюккале. От пчеловодства до религии венгерских предков. Дебрецен
- ^ Михай, Петер (2001): Алтари на вершине камней улья. Туран (XXXI.) Новый IV. № 4 (Август – сентябрь 2001 г.) стр. 15–26.
- ^ Бараз, Чаба (2000/2): О возрасте, назначении и использовании ниш для ульевых камней . Туран 2000. № 3 72–81.
- ^ Бараз, Чаба (2005): Поверхностное морфологическое исследование камней улья в Бюккале и определение возраста ульевых камер. В книге Анны Добош - Золтан Ильес (ред.): Защита геологических и топографических ценностей (лекции геоморфологического собрания, организованного географическим факультетом колледжа Кароя Эстерхази 4-5 октября 2002 г.). Эгер, стр. 203–215.
- ^ «Венгерская мифология — Wikisource» . hu.wikisource.org . Проверено 11 мая 2019 г.
- ^ Д. Матуз, Редактировать (1991–1992): Замок культуры Киятице в Фельсотаркани - Вархедьен. Ежегодник музея-замка Иштвана Добо в Эгере XXVII-XXVIII. 5–84.
- « Kaptarko », Arc.Ask3.Ru (на венгерском языке), 9 мая 2019 г., получено 1 мая 2019 г.
- Кристал, Том; Доса Беата (2003). Прогулка по Венгрии . Милнторп, Камбрия: Цицерон. п. 94. ИСБН 1-85284-352-7 .
- Аэрофотоснимки