Фойебот
![]() Реплика фойбоута « Бонни Тайн» выставлена в архивов и музеев Тайн-энд-Уир Музее открытий , Ньюкасл-апон-Тайн.
|
Foyboat — это небольшое судно , которое в основном используется для швартовки и обслуживания более крупного судна. Это не буксир как таковой . Это слово часто ассоциировалось с реками Северо-Восточной Англии .
Происхождение
[ редактировать ]Этимология напрямую связывает это диалектное слово. [ 1 ] [ 2 ] к рабочему судну реки Тайн (а также Уира [ 3 ] и футболки [ 4 ] ) используется для оказания помощи более крупным судам. Говорят, что Фой — это «гонорар», и эти небольшие лодки могут зайти так далеко на юг, как Тис, в поисках работы, а затем вернуться на судне, с которым они заключили контракт. [ 5 ] Точное происхождение этого скромного типа лодок утеряно, но по мере того, как угольная торговля парусами развивалась на реках северо-востока Англии, возникла острая потребность в небольших судах для обслуживания более крупных. [ 6 ] Обычно работа включает в себя обработку линий между берегом и судном (а затем и буксирами), погрузку якоря. [ 7 ] и работа на буях , выступая в роли неофициальных паромов, доставляющих команду и продовольствие к стоящим на якоре судам и на каждый берег реки. Причина, по которой возникло отдельное судно и тип экипажа, заключалась в связи между семьями и работой, а также в необходимости разработать конструкцию, первым требованием которой были прочность и стабильность. [ 8 ] До появления механического буксира гребная лодка была единственным способом буксировки парусных судов в устья рек и обратно в периоды штиля или встречного ветра.
Использование
[ редактировать ]Фойбот был признан на местном диалекте на рубеже 18-19 веков. К тому времени «в то время на реке Уир у нас было около ста пятидесяти лодок, построенных по тому же плану, что и военный корабль, но гораздо более аккуратных (они) были очень быстроходными лодками». [ 9 ] Под парусом лодка «Фуа» не отличалась выдающимися качествами, но под веслами дело обстояло иначе: это были превосходные гребные лодки. На них можно было грести традиционной греблей или грести на веслах. [ 10 ] Во второй половине 20-го века триумф небольших судовых дизелей или бензиновых двигателей положил конец традиционным фойбоутам. Однако верфи по-прежнему будут использовать эту схему в моторизованной форме и предлагать «Foyboat». Примером был Робсон из Саут-Шилдс в 1979 году. [ 11 ]
В порту Тайн фой-лодки развивались иначе, чем на реке Уир, где дизайн корпуса был более тесно связан с Coble , чтобы создать фой-кобл. Выжившая Пегги поддерживает этот план. Оба типа были изучены Адрианом Ослером, работавшим в музеях Тайн-энд-Уир . [ 12 ] Именно Ослер упоминает связь между лодочниками и мытарями в том смысле, что последние предоставляли капитал для строительства лодок и владения ими. [ 13 ] Ссылка интересна тем, что она связана с сохранившимся использованием в трактирах Кента.
Заметным изменением, которое отражено в нынешней структуре работы River Tees (см. Дополнительную литературу ниже), стал переход от соревновательных гонок к гарантированной работе к принятию вахтовой системы работы. [ 14 ] Процесс упорядочения закупок работ на реке Тис во многом обязан образованию первой Ассоциации плавсредств. Это и многое другое о повседневной жизни лодочников Тиса было записано в репортаже 2013 года, вердикт которого стоит процитировать: «Хотя это одно из самых малоизвестных занятий на реке Тис, да и где-либо еще, если на то пошло, оно также является одним из самый старый и самый важный». [ 15 ]
Опубликованные в 2013 году материалы показывают, что на реке Тис работают восемь лицензированных плавсредств. По мере того, как затраты на строительство росли, собственная речная ассоциация плавсредств заказывала и владела собственными лодками, а не частными лицами. Первый экземпляр 1964 года стоил тогда 1100 фунтов стерлингов. В 2013 году приблизительная стоимость замены лодки Tees составит 200 000 фунтов стерлингов при запланированном сроке службы в десять лет. В том году в ассоциации работало десять человек и еще сорок «членов». Это стало формой кооператива. [ 15 ]
Использование за пределами Северо-Восточной Англии
[ редактировать ]Известно, что этот термин использовался и в других местах Великобритании. Одним из примеров является район Рамсгейта и Маргейта . Наличие стоящих на якоре судов в Даунсе могло бы объяснить необходимость такой услуги. [ 16 ]
Выжившие
[ редактировать ]Для скромной рабочей лодки, не подходящей для какой-либо популярной или гоночной конструкции, в музейных коллекциях представлено удивительное количество таких машин. Они есть:
- Бонни Тайн - это точная копия, заказанная в 1979 году Ф. Макналти из Саут-Шилдса для Музейной службы Совета округа Тайн-энд-Уир. [ 17 ] После некоторого пребывания на воде он теперь выставлен в Музее открытий в Ньюкасле.
- «Пегги» — это оригинальная лодка из Уира, построенная на верфи Галли в Сандерленде в 1890-х годах, которая сейчас находится на попечении архивов и музеев Тайн-энд-Уир , а также в магазине регионального музея в музее Бимиша . [ 18 ] ее музейный номер — TWCMS: S1266. [ 19 ] Около сорока лет назад она была выставлена в Музее науки в Выставочном парке Ньюкасл-апон-Тайн. [ 20 ] Первоначально она была закреплена за The Maritime Trust , а затем передана в аренду Тайн и Уир . Совету округа [ 21 ] и теперь принадлежит преемнику Tyne & Wear Archives & Museums .
- Джоан , родом из двора Митчелсонов Саут-Шилд в 1920-х годах. Он был приобретен North East Maritime Trust и восстанавливается до состояния, существовавшего до 1939 года. [ 22 ]
- Этель Эта лодка для реки Тайн была построена в 1907 году и находится в коллекции Национального морского музея Корнуолла в Фалмуте, Корнуолл . [ 23 ] подробный рассказ об этой лодке Этель Дается . Ее трудовая жизнь продолжалась примерно до 1976 года. Ее восстановил г-н Р. Элси из Уитберна, Южный Тайнсайд .
Музейные модели
[ редактировать ]- Мэри а Фой Кобл находится в каталоге коллекций архивов и музеев Тайн-энд-Уир под номером B9772. [ 19 ] Сделано в 1922 году Дж. Хилл-Томпсоном.
- Модель Tyne Foyboat Эдит в масштабе 1:20 находится в каталожном номере коллекций архивов и музеев Тайн-энд-Уир под номером B9775.
- Джоан Фойбот находится в Тайн-энд-Уир и восстановлен Северо-восточным морским фондом, базирующимся в Саут-Шилдс. [ 19 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «foyboat — определение слова «foyboat» в бесплатном онлайн-словаре, тезаурусе и энциклопедии» . Thefreedictionary.com . Проверено 3 октября 2013 г.
- ^ «Фойбот, Рамсгейт» . Бинг. 05.12.2012 . Проверено 3 октября 2013 г.
- ^ «Речной Уир - Работа на реке - Плайерные суда и лодочники» . История Сандерленда . Проверено 3 октября 2013 г.
- ^ «Лицензионные лодочники Тис» . Tlfa.bendysoft.co.uk . Проверено 3 октября 2013 г.
- ^ 25 вещей, которые стоит увидеть и чем заняться в Музее науки, Выставочном парке, Ньюкасл-апон-Тайн, музеях Совета округа Тайн-энд-Уир, Ньюкасл, северный Ньюкасл. c1980.
- ^ Тайн Фойбоутс и Фойбоутмены , Ньюкасл, 1979.
- ^ Tyne Foyboats and Foyboatmen , Ньюкасл, 1979. Также известен как кеджинг.
- ^ Пилоты: Мир лоцманства под парусом и веслом, том 2 , Wooden Boat Publications, 2002, ISBN 0-937822-76-0 , страницы 273 конкретных семей, имена Ослеров включают Доннелли, Муров, Бэйсов, Фенвиков и других.
- ^ Тайн Фойбоутс и Фойбоутмены , Ньюкасл, 1979.
- ^ Тайн Фойбоутс и Фойбоутмены , Ньюкасл, 1979.
- ^ Тайн Фойбоутс и Фойбоутмены , Ньюкасл, 1979.
- ^ Пилоты: Мир лоцманства под парусом и веслом, том 2 , Wooden Boat Publications, 2002, ISBN 0-937822-76-0, страницы 270-275.
- ^ Пилоты: Мир лоцманства под парусом и веслом, том 2 , Wooden Boat Publications, 2002, ISBN 0-937822-76-0 страниц 271
- ↑ «Угли из Ньюкасла» , Роджер Финч, Теренс Далтон, Лавенхэм, 1973, стр. 135. В дополнение к ротации эта ссылка подтверждает связь с платой и содержит печатный сводный отчет на полстраницы о плавучем корабле северо-востока. Роджер Финч был выдающимся писателем-морем.
- ^ Перейти обратно: а б Журнал « Тогда и сейчас » . Октябрь 2013 года . Проверено 21 февраля 2015 г.
«Не совсем боттом-молоток Sagger Maker , но лодочник справится с ним» стр. 52 (печать) или стр. 22 (онлайн): литература о фойе невелика, поэтому эту трехстраничную особенность стоит изучить.
- ^ «Дом на лодке Фой» . Foyboat.co.uk. Архивировано из оригинала 17 марта 2011 г. Проверено 3 октября 2013 г.
- ^ Тайн Фойбоутс и Фойбоутмены , Ньюкасл, 1979 г.
- ^ «Морские музеи: Исторические суда» . люди.ds.cam.ac.uk. Архивировано из оригинала 22 декабря 2012 года . Проверено 27 января 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Коллекции - Архивы и музеи Тайн-энд-Уир» . Twmuseums.org.uk . Проверено 18 января 2014 г.
- ^ 25 вещей, которые стоит увидеть и чем заняться в Музее науки , Выставочном парке , Ньюкасл-апон-Тайн, музеях Совета округа Тайн-энд-Уир, Ньюкасл, н/д. c1980.
- ^ Морские коллекции , Музеи Совета округа Тайн-энд-Уир, Ньюкасл, 1978, стр. 30 в каталоге архивов и архивов музеев Тайн-энд-Уир на L/PA/898.
- ^ «FOY BOAT «JOAN» «North East Maritime Trust» . Nemaritimetrust.co.uk. 07.07.2013. Архивировано из оригинала 4 октября 2013 г. Проверено 3 октября 2013 г.
- ^ «Национальный морской музей Корнуолла | Фалмут, Корнуолл» . Nmmc.co.uk. Проверено 3 октября 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Запись на сайте истории Сандерленда о фойеботах и их командах .
- Foy Boat Joan принадлежит North East Maritime Trust .
- Лодка Tyne Foy Ethel пополнила коллекцию Национального морского музея Корнуолла .
- Тайн Фойбоутс и Фойбоутмены , Информационный листок музейной службы Совета округа Тайн и Уир, 1979 год. Архивный элемент L/PA/1891 получен из этого каталога .
- Запись в Памятинете .
- Серия фотографий, показывающих современный плавучий корабль, работающий на реке Тис .
- Веб-сайт Ассоциации лицензированных фойбоутменов Tees Limited.