Традиционная китайская архитектура дома

Традиционная китайская домашняя архитектура относится к исторической серии архитектурных стилей и элементов дизайна, которые обычно использовались при строительстве гражданских домов в имперскую эпоху древнего Китая . На протяжении этого двухтысячелетнего периода существовали значительные инновации и вариации домов, но дизайн дома в целом включал в себя набор качеств, которые отличали китайскую домашнюю архитектуру от архитектуры других культур и регионов. Как подчеркивается в классическом стиле сихэюань , это включало акцент на расширенных семейных единицах в одном жилище, четкое разделение различных элементов домашнего хозяйства, соответствие сторонам света и деревянную конструкцию; все в соответствии с конфуцианской иерархией и фэн-шуй . [ 1 ]
История
[ редактировать ]Китайский дизайн дома изначально был более неоднородным, чем сегодня. Помимо ортодоксальной квадратной формы, на ранних археологических раскопках часто встречаются свидетельства существования круглых жилищ. [ 2 ] На протяжении нескольких тысячелетий архитектура находилась под влиянием развития китайской мысли, сузившей диапазон приемлемых планировок ближе к зрелому стилю сихэюань . [ 1 ] По мере того как ханьская китайская культура распространялась из долины Хуанхэ, жилища в отдаленных регионах сохраняли влияние жилищ местных культур. [ 3 ] Например, дома Юэ на юге Китая традиционно строились на деревянных сваях из-за влажного климата. Когда ханьские мигранты переехали в этот регион, они сначала адаптировали этот стиль, прежде чем стандартная ханьская практика возведения земляных фундаментов в конечном итоге вновь заявила о себе. [ 1 ] [ 4 ] После того, как форма традиционного китайского домашнего хозяйства утвердилась, эта базовая планировка изменилась очень мало, особенно для жилищ простолюдинов.
Общие черты макета
[ редактировать ]Организация
[ редактировать ]К более позднему имперскому периоду структура домов в Китае сформировалась в форму, которая укрепила неоконфуцианские идеалы, подчеркивавшие четкое разделение между социальными ролями и классами. [ 5 ] Это было особенно верно в домах высших классов, у которых были ресурсы, чтобы делегировать определенные части дома разным полам, возрастным группам и профессиям. [ 6 ]
Направленная структура
[ редактировать ]Выравнивание по оси север-юг было повсеместным явлением в китайских домах, что диктовалось парадигмами порядка и гармонии с природой. Жилые дома были построены с видом на юг, при этом отдельные здания повторяли линию большей конструкции с идеальной симметрией. В результате возникла классическая структура сихэюань с узнаваемыми «крыльями», каждое из которых обращено к одному из четырех основных направлений. [ 7 ]
Расширенные семейные единицы обычно отводили разные крылья дома разным ветвям семьи, причем более старшие и более уважаемые члены семьи занимали более благоприятные позиции. Часто это включало здания в более солнечной и приватной задней части комплекса. Родовая святыня семьи, где почитались общие предки жителей, располагалась либо здесь, либо в центре владения. [ 1 ] Менее важные позиции, обращенные к востоку и западу от поместий, были переданы младшим ветвям семьи, в то время как более периферийные места были отданы слугам и другим менее важным видам деятельности. [ 7 ] [ 8 ]
Здания, которые были особенно важны, такие как родовой/церемониальный зал, часто отличались более высокими и богато украшенными конструкциями крыш, в отличие от других домов и зданий внутри комплекса. Поскольку эти здания обычно располагались в задней части дома, прямо напротив входа, это подчеркивало симметричную красоту выравнивания дома. [ 1 ]
Строительство
[ редактировать ]Традиционные китайские жилища в подавляющем большинстве были построены из дерева, особенно после раннего династического периода. Каменные и земляные жилища были относительно редкостью, даже когда такие материалы были распространены в данной местности. [ 1 ] С течением веков древесина становилась все менее и менее распространенной на равнине Северного Китая, а кирпич и камень становились обычными строительными материалами для стен и общественных зданий. Несмотря на это, популярность древесины оставалась очень высокой: представители высшего класса использовали древесину различных сортов как средство демонстрации своего богатства. [ 1 ]
Такое внимание к деревянному строительству привело к относительно низкой выживаемости: от эпохи Мин осталось очень мало домов , еще меньше домов принадлежало простолюдинам из-за более низкого качества строительных материалов и отсутствия обслуживания. Поэтому об исторических жилищах высшего сословия известно гораздо больше. [ 1 ]
Региональные вариации
[ редактировать ]Из-за различий в культуре и климате стандартная форма и стиль домов варьируются от региона к региону. Дома на юге Китая часто имели наклонные крыши из-за увеличения частоты осадков, а засушливый северный климат сделал плоские крыши более практичными. Дворам было уделено особое внимание, чтобы максимально использовать солнечный свет на севере, хотя на очень солнечном юге они, как правило, не были так важны. [ 1 ] Кроме того, на северных равнинах редко строились более чем одноэтажные дома, но это было довольно распространено на гористом юге, где места для строительства было меньше. [ 1 ]
Заметными исключениями из повсеместного использования древесины являются Яодун , традиционные дома в провинциях Шаньси и Шэньси, вырубленные в мягких лессовых породах на склонах гор. [ 9 ] Архитектура Лингнан , которая, как правило, построена из зеленого кирпича. [ 7 ] и Тулоу , традиционные деревни хакка, обнесенные стеной, в Фуцзянь и Гуандун, построенные в основном из кирпича и земли. [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]- Сихэюань
- Китайская архитектура
- Фэн-шуй
- Древняя китайская деревянная архитектура
- Прошу прощения
- Яодун
- Лингнаньская архитектура
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Корман, Мэтью (март 1998 г.). «Технология и гендер: структура власти в позднем имперском Китае: Технологии и гендер: структура власти в позднем имперском Китае» . Американский антрополог . 100 (1): 60, 88, 89, 71, 73, 77, 76, 76, 78. doi : 10.1525/aa.1998.100.1.236.1 . ISSN 0002-7294 .
- ^ Нидэм, Джозеф (1971). Наука и цивилизация в Китае . Издательство Кембриджского университета.
- ^ «Династия Цинь и династия Хань», Социальная история Китая , SCPG PUBLISHING CORPORATION, январь 2015 г., стр. 84–105, номер домена : 10.1142/9781938368257_0009 , ISBN. 9781938368158
- ^ Лю, Дунжен (1980). Китайский дом . Бергер-Левро.
- ^ Ли, Йи-юань (1979), «Китайская геомантия и поклонение предкам: дальнейшее обсуждение», Ancestors , DE GRUYTER MOUTON, стр. 329–338, doi : 10.1515/9783110805314.329 , ISBN 9783110805314
- ^ Кнапп, Рональд (2006). Китайские дома: архитектурное наследие нации . Издательство Таттл.
- ^ Jump up to: а б с Дэвис, Мэтью (ноябрь 2005 г.). «Семья Бел и их высокие дома эпохи Возрождения». Архитектурное наследие . 16 (1): 1–13. дои : 10.3366/arch.2005.16.1.1 . ISSN 1350-7524 .
- ^ Кассо, Андре (1987). Пекинский дворовый дом . Международный день открытых дверей.
- ^ Юзо, Кавасаки; Кнапп, Рональд Г.; Юзо, Кавасаки (1995). «Китайские пейзажи: деревня как место». Азиатское фольклористика . 54 (1): 154. дои : 10.2307/1178237 . ISSN 0385-2342 . JSTOR 1178237 .
- ^ Ван, Шао-Сен; Ли, Су-Ю; Ляо, Ши-Цзе (18 декабря 2012 г.). «Гены Тулоу: исследование по сохранению и устойчивому развитию Тулоу» . Устойчивость . 4 (12): 3377–3386. дои : 10.3390/su4123377 .