Арментариус (ростовщик)
Арментариус (умер в 584 г.) был еврейским ростовщиком , действовавшим во Франции при династии Меровингов . Он был убит в Туре , что вызвало споры о том, кто несет ответственность. Основной источник о нем — Григорий Турский . [1] [2] Его, вероятно, не следует путать с Арментарием с таким же именем, архиатром (главным врачом ) Тура, который упоминается, лечащим Григория в 573 году. [1]
Убийство [ править ]
Арментариус был евреем . О его роли ростовщика можно судить по его деятельности. Записано, что он одалживал деньги Евномию и Иниуриосу. Ему будет выплачиваться часть государственных налогов ( propter tributa publica ), предоставленная взаймы под государственные налоги. [1] [3] Евномий был графом Турским ( приходит ), [3] [4] Иньюриус был его заместителем . [3]
Арментариус прибыл в Тур для получения оплаты. Его сопровождали «человек его собственной религии и двое христиан». Первым, очевидно, был еврей. Неясно, были ли двое других деловыми партнерами Арментариуса или просто его телохранителями . Два лидера Тура пригласили Арментариуса в свой дом, обещая плату и подарки. [2] Арментарий и Иниуриос ужинали вместе , [3] затем посетитель ушел. [2]
Что последовало за этим, неизвестно. Арментариус был найден убитым, его деньги и документы были украдены. [1] В убийстве были обвинены слуги Иниуриоза, в которых был замешан их господин. В качестве альтернативного подозреваемого Григорий предлагает трибуна Медарда ( лат . Medardum tribunum ), поскольку последний также был клиентом жертвы. [1] [3] [5]
Иниуриос отрицал свою причастность к убийству. На этот счет он дал юридическую клятву. Семья Арментариуса потребовала, чтобы Хильдеберт II (годы правления 575–595) принял решение по делу. Иниуриос посетил королевский двор, предположительно в Меце , для слушания дела . Он ждал три дня, пока явятся его обвинители. Поскольку родственники Арментариуса в суд так и не явились, дело было прекращено. Иниуриоз вернулся домой без дальнейших происшествий. [2] [3]
Интерпретация [ править ]
Джонатан Элюкин рассмотрел этот случай как часть «трудного ... охарактеризовать ... еврейского опыта в обществе Меровингов». Повествование предполагает кое-что о роли Арментариуса в обществе Меровингов. Он мог свободно путешествовать, что предполагает право на свободу передвижения . Судя по всему, у него были давние финансовые отношения с властями Тура. Грегори не называет его клиентами, приглашающими его к себе домой и даже делящими с ним трапезу, чем-то необычным. Для Арментариуса это предполагает, что его отношения с франкскими лидерами были «случайными и рутинными». Для евреев в целом это означает, что они могут общаться с христианами. [2]
Еще один интересный момент — способность семьи Арментариуса довести дело до сведения монарха. Элюкин приходит к выводу, что этот доступ к монарху может означать, что они обладают «реальным влиянием». Тот факт, что Иниуриос сбежал, не обязательно означает, что его обвинители были «бессильны или подверглись насилию». Возможно, они решили не настаивать на рассмотрении дела. Елюкин предполагает, что им могло помешать «отсутствие доказательств» того, кто несет ответственность. [2]
Элюкин также обращает внимание на некоторые элементы, отсутствующие в повествовании. Нет никакого ощущения, что в этой истории есть мораль , переданное послание. Нет никакой критики жертвы как жадной или коварной. Типичные стереотипы о евреях отсутствуют, а Грегори рассказал об этом случае «сдержанно и прямолинейно». Он почти не обращает внимания на еврейскую принадлежность жертвы. Утверждается, что это повествование является частью давней темы истории Григория: «беззаконие и тайна франкского общества». [2]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: а б с д и Мартиндейл, Джонс и Моррис (1992), с. 122
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Елюкин (2007), с. 21-23
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мартиндейл, Джонс и Моррис (1992), с. 621
- ^ Хайнцельманн (2001), с. 47. «В праздник святого Мартина в ноябре 579 года граф Леудаст Турский был лишен своей должности Григорием и на его место был назначен некий Евномий»
- ^ Латинская библиотека: Gregorii Turonensis Historianum Liber Septimus (Григорий Турский, История , Книга 7), Глава XXIII (23)
Источники [ править ]
- Елюкин, Джонатан М. (2007), Жизнь вместе, жизнь отдельно: переосмысление еврейско-христианских отношений в средние века , Princeton University Press, ISBN 978-0-691-11487-3
- Хайнцельманн, Мартин (2001), Григорий Турский: история и общество в шестом веке , Cambridge University Press, ISBN 978-0-521-63174-7
- Мартиндейл, Джон Р.; Джонс, AHM; Моррис, Джон (1992), Просопография Поздней Римской империи, Том III: 527–641 гг. н.э. , Cambridge University Press, ISBN 0-521-20160-8