Керим Бекирбаев
Керим Бекирбаев | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 13 октября 1928 г. |
Умер | 1 июля 1997 г. (68 лет) |
Гражданство | СССР → Россия |
Альма-матер | Московский авиационный институт |
Награды | Герой Социалистического Труда |
Керим Бекирбаев ( русский : Керим Бекирович Бекирбаев ; 13 октября 1928 — 1 июля 1997) — крымскотатарский авиаконструктор Советского Союза, специализирующийся на разработке самолетов вертикального взлета , за что в 1981 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Бекирбаев родился 13 октября 1928 года в Днепропетровске в семье рабочего; его отец, крымский татарин, работал в горнодобывающей промышленности, а мать, русская, была школьной учительницей. В 1931 году семья переехала в Таганрог , где пережила немецкую оккупацию с 1941 по 1943 год. После освобождения города помимо вечерней школы учился в Таганрогском авиационном техникуме, который окончил в 1946 году. Поскольку не жил в Крыму а имея русскую мать, он смог избежать ссылки, с которой « попутно » столкнулось большинство других крымских татар. Тем не менее, он не отказался полностью от своего крымскотатарского происхождения, предпочитая сохранить свою фамилию и давать своим детям крымскотатарские имена. Избежав спецпоселения , он был принят в Московский авиационный институт , который окончил в 1952 году. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Авиационная карьера
[ редактировать ]После окончания МАИ устроился на работу в ОКБ № 115 инженером-аэродинамиком; В 1966 году конструкторское бюро было переименовано в Московский машиностроительный завод «Скорость», а в настоящее время является Опытно-конструкторским бюро имени А.С. Яковлева. Вскоре после поступления на работу он в 1953 году прошел курсы повышения квалификации ведущих инженеров по летным испытаниям в Академии авиационной промышленности, после чего стал ведущим инженером по летным испытаниям. В 1960 году стал начальником летно-испытательного отдела летно-испытательного комплекса; Затем он стал ведущим конструктором по летным испытаниям в 1963 году, а затем был назначен заместителем главного конструктора по летным испытаниям в 1961 году, исполняющим обязанности главного конструктора по летным испытаниям в 1971 году и, наконец, главным конструктором по летным испытаниям в 1975 году. За свою работу за развитие авиационной техники 23 июня 1981 года ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда и другие награды. После ухода из института в марте 1989 года продолжил работу ведущим научным сотрудником Центральный аэрогидродинамический институт с 1990 по 1991 год, после чего стал одним из основателей российской авиакомпании. За свою карьеру он стал одним из ведущих специалистов по разработке самолетов вертикального взлета; был ведущим инженером по летным испытаниям при разработке Як-36, а затем руководил разработкой Як -38 , поступившего на вооружение ВМФ СССР в 1977 году. Позже работал над созданием Як-141. улучшенного самолет вертикального взлета; В рамках проекта был разработан прототип и проводились испытательные полеты, но проект был отменен из-за сокращения оборонного бюджета до того, как его удалось завершить. Помимо работ над самолетами вертикального взлета, он участвовал в испытаниях и модификации истребителей Як-25 и Як-27 , а также в разработке сверхзвукового бомбардировщика Як-28 , учебно-тренировочных Як-50 и Як-52 , а также в разработке сверхзвукового бомбардировщика Як-28. спортивный самолет Як -55 . Он также был руководителем испытаний и разработки ближнемагистрального Як-40 и среднего дальнего Як-42 . По работе он часто активно участвовал в испытательных полетах и близко подружился с летчиком-испытателем Амет-ханом Султаном, который жил с ним в том же многоквартирном доме в Жуховском. Бекирбаев умер от неизлечимой болезни 1 июля 1997 года и был похоронен на Быковском кладбище. [ 1 ] [ 2 ]
Награды
[ редактировать ]- Герой Социалистического Труда (23 июня 1981 г.).
- Государственная премия СССР (1977).
- Орден Ленина (23 июня 1981 г.)
- Орден Октябрьской Революции (26 апреля 1971 г.)
- Орден «Знак Почета» (22 июля 1966 г.)
- Заслуженный авиастроитель (28 сентября 1988 г.).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Voenny, Ibraim (2018-10-08). "Керим Бекирбаев создавал самолеты с вертикальным взлетом и посадкой" . Милли Фирка (in Russian) . Retrieved 2021-05-05 .
- ^ Перейти обратно: а б с Bocharov, Anton. "Бекирбаев Керим Бекирович" . warheroes.ru . Retrieved 2021-05-05 .
- ^ Zelin, Aleksandr, ed. (2009). Авиация России : биографическая энциклопедия : 1909-2009 . Moscow: Столичная энциклопедия. p. 49. ISBN 9785903989034 .