Антуан Лавалетт
Антуан Лавалетт , SJ (также де Ла Валетт , урожденный Валет; 26 октября 1708 — 13 декабря 1767) — французский священник -иезуит и миссионер, известный своим рабовладением.
В 1741 году его отправили на карибский остров Мартиника . В 1753 году он был назначен руководителем миссии на Мартинике. Его безденежные инвестиции и коммерческие спекуляции привели к большим долгам. Лавалетт владел большими плантациями и 400 африканскими рабами. Его обвинили, но так и не привлекли к ответственности, в пытках и убийстве четырех рабов.
Лавалетт вышел из состава иезуитов в 1762 году. Долги, понесенные Лавалеттом, привели к конфискации большей части собственности иезуитов во Франции, а «дело Лавалетта» стало фактором, побудившим французский парламент запретить иезуитам въезд во Францию в 1764 году.
Мартиника
[ редактировать ]В 1741 году Лавалетт, священник-иезуит, был направлен в зарубежные миссии. В 1742 году он прибыл на карибский остров Мартиника. [1] Французская колония, в экономике которой преобладают большие плантации, выращивающие кофе , сахарный тростник и другие культуры на экспорт. Население Мартиники составляло 80 000 человек, из которых 65 000 были африканскими рабами, а остальные - в основном французами. [2] В 1753 году Лавалетт стал генерал-настоятелем Мартиникской миссии иезуитов. [3]
Лавалетт попытался увеличить доходы миссии за счет инвестиций. Он приобрел сдаваемую в аренду недвижимость, а в 1748 году — плантацию с 18 африканскими рабами на соседнем острове Доминика . Вскоре у него было более 200 рабов, работающих на принадлежащих иезуитам плантациях на Мартинике, и еще 194 раба, работавших на Доминике. Иезуиты были одними из крупнейших землевладельцев и рабовладельцев на Карибах. Вместо того, чтобы рассматривать рабов как потенциальных новообращенных в католицизм, Лавалетт рассматривал их как инвестиции, написав, что раб должен окупить свою покупную цену за пять лет, а также внести свой вклад в расходы на содержание плантации. [4]
Иезуиты имели долгую историю борьбы с рабством в своих зарубежных миссиях. В 16 веке иезуитское начальство запретило рабство в миссиях, но их запреты по большей части игнорировались. В 17 веке несколько богословов-иезуитов написали оправдания рабства, а инакомыслящих заставили замолчать или наказали. Ко времени Лавалетта иезуиты владели более чем 20 000 рабов по всему миру, большинство из которых находились в Америке. Хотя некоторые иезуиты не согласились с этим, другие иезуиты одобряли пытки и телесные наказания рабов. В Карибском бассейне иезуиты участвовали в «эксплуататорской трудовой системе, построенной на страхе». Число африканских рабов намного превосходило численность владельцев плантаций. Владельцы опасались восстаний рабов и прибегали к насилию, чтобы контролировать своих рабов. [5]
Деловые начинания
[ редактировать ]В 1751 году Лавалетт начал принимать вклады средств от плантаторов в обмен на коммерческие бумаги, которыми можно было выкупить их вклады в Париже или Марселе . За эту услугу ему платили натурой товарными культурами или, по крайней мере в одном случае, рабами. [6] Он также занял деньги и выпустил в качестве платежа разменные письма , которые также можно было погасить во Франции. В 1754 году ему было приказано вернуться во Францию, чтобы оправдать свою коммерческую деятельность. Когда он вернулся на Мартинику в 1755 году, его плантации пришли в упадок. Он начал занимать больше денег под обменные письма . В 1756 году его самый важный агент во Франции обанкротился, поскольку не смог выкупить разменные письма, которые Лаваллете выдал своим кредиторам. Иезуиты во Франции попытались расплатиться с растущим числом кредиторов Лавалетта и приказали провести расследование его деловой практики. Тем временем Семилетняя война с Англией привела к обеднению Мартиники, которая не могла экспортировать свою продукцию во Францию. [7] [8]
Расследования
[ редактировать ]В 1761 году, когда Семилетняя война подходила к концу, Жан-Франсуа де ла Марш, посетитель-иезуит, отправился на Мартинику, чтобы исследовать Лавалетт. Он нашел доказательства того, что Лавалетт несет ответственность за пытки и убийство четырех порабощенных мужчин и женщин. В оправдание Лавалетт сказал, что среди рабов были колдуны и отравители. Де ла Марш был шокирован, но «для Лавалетта, привыкшего к суверенитету класса плантаторов, это было рациональным ответом на предполагаемую угрозу снизу». Отчет Де ла Марша о пытках и убийствах, совершенных Лавалеттом, привлек внимание генерал-настоятеля Лоренцо Риччи , который пришел к выводу, что Лавалетт виновен в убийстве, но не назначил ему наказание за это преступление. Однако Лавалетту было приказано вернуться в Европу, он был осужден иезуитами за «светскую торговлю» и отстранен от должности. Лавалетт ушел из иезуитов в 1762 году. Если не считать упоминания Риччи, иезуиты игнорировали историю убийств Лавалетта до 1996 года, когда исследователь обнаружил отчет де ла Марша. [9]
Последствия
[ редактировать ]«Дело Лавалетта» создало кризис для иезуитов во Франции. К 1762 году долги Лавалетта составили 6,2 миллиона ливров, что составило две трети всех долгов иезуитов во всем мире. [10] Хотя они пытались удовлетворить своих кредиторов, французский парламент в 1762 году вынес решение против иезуитов и конфисковал 38 из 124 их школ во Франции. В 1764 году парламент распустил орден иезуитов во Франции и ее колониях, остановив работу 3330 французских иезуитов. [11] Лавалетт умер в 1767 году. [12] Иезуиты не возвращались к работе во Франции до 1814 года. [13]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Томпсон, генеральный директор (апрель 1976 г.). «Судьба французских кредиторов-иезуитов при старом режиме» . Английский исторический обзор . 91 (359): 255 . Проверено 1 сентября 2023 г.
- ^ «История Мартиники» . АзМартиника . Проверено 1 сентября 2023 г.
- ^ Томпсон 1976 , стр. 255.
- ^ Дайал, Эндрю (2021). «Антуан Лавалетт, раб-убийца: забытый скандал во Французской Вест-Индии» . Журнал иезуитских исследований . 8 : 40–42, 47. doi : 10.1163/22141332-0801P003 .
- ^ Наберите 2021 , стр. 39–46.
- ^ Наберите 2021 , стр. 47–48.
- ^ Томпсон 1976 , стр. 255–256.
- ^ Наберите 2021 , с. 48.
- ^ Наберите 2021 , стр. 48–55.
- ^ Томпсон 1976 , стр. 257.
- ^ Уайтхед, Морис (зима 2014–2015 гг.). «От изгнания к реставрации: иезуиты в кризисе, 1759–1814» . Исследования: Ежеквартальный обзор Ирландии . 103 (412): 454.
- ^ Наберите 2021 , с. 37.
- ^ «Восстановленные иезуиты (1814–1912)» . Католическая энциклопедия . newadvent.org . Проверено 21 марта 2017 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Джеймс Грант Уилсон, Джон Фиск, энциклопедия американской биографии Эпплтона , том 3, Нью-Йорк, Д. Эпплтон и компания, 1887, стр. 634.
- Д. Г. Томпсон, «Дело Лавалетта и иезуитское начальство», French History 10 (1996): 206–239.
- Эндрю Диал, «Антуан Лавалетт, раб-убийца: забытый скандал во Французской Вест-Индии», Журнал иезуитских исследований 8, вып. 1 (2020): 37–55. https://doi.org/10.1163/22141332-0801p003.
- Письма о деятельности отца де Лавалетта, иезуита и генерального настоятеля миссий французских наветренных островов Америки, необходимые для торговцев, [1]