Воздушные бои во время турецкого вторжения на Кипр
20 июля 1974 года Турция начала комбинированное воздушное и морское вторжение в северную часть острова Кипр после переворота, устроенного поддерживаемой Афинами кипрской национальной гвардией против демократически избранного президента, архиепископа Макариоса III . Правительство Турции назвало защиту меньшинства киприотов-турок на Кипре главным оправданием военного нападения, что противоречит условиям Договора о гарантиях 1960 года . [ 1 ] [ 2 ]
Воздушное командование Национальной гвардии Кипра
[ редактировать ]Национальная гвардия Кипра впервые сформировала организованное военное авиационное крыло 16 августа 1960 года, вскоре после того, как остров получил независимость от Великобритании. Эти силы были оснащены небольшим количеством легких самолетов и делили совместное командование с силами ПВО острова и полицией.
В 1963 году было сформировано Воздушное командование Кипра со штаб-квартирой в Никосии и двумя эскадрильями под его командованием – 419-й эскадрильей защиты авиабаз (MPA) и 420-й эскадрильей защиты авиабаз на авиабазах Лакатамия и Тимбу соответственно. В июне 1964 года совместно с полицией был сформирован 1-й авиаотряд. Это подразделение эксплуатировало два Piper PA-22 Colt , L-21B Piper Cub , Beech C-45 , Dornier Do-27Q , а также два AB-47J вертолета . В сотрудничестве с Грецией предпринимались попытки приобрести более современные самолеты, но успех был ограниченным. В августе 1964 года CNG/AC располагала пятью боеспособными Т-6А «Гарвард» штурмовиками , которые были тайно отправлены из Греции, но через несколько дней были возвращены в Грецию по политическим соображениям. В тот же период - в 1964–65 годах правительство Кипра рассматривало возможность закупки восьми Як-11 или МиГ-17 боевых самолетов и SA-2 Guideline. Ракеты класса «земля-воздух» из Советского Союза , но от этих планов также отказались из-за политической чувствительности.
В 1964 г., а затем вновь в 1966 г. были созданы две эскадрильи станций радиолокационного предупреждения и управления (МСОП) – 3-я на г. Кормакитис и 4 на горе. Кантара. В 1968 году полиция и ADK разделили свою деятельность, и под командованием ADK осталось только два самолета: Beech C-45 (D-6) и, как сообщается, L-21B Piper Cub (D-7).
Боевой порядок в 1974 году
[ редактировать ]- Эскадрилья самолетов - Лакатамия
- Центр управления воздушным движением - Никосия
- 419 MPA - авиабаза Лакатамия
- 420 МПА - авиабаза Тимбу
- 3 MSEP – гора. Кормакитис
- 4 MSEP – гора. Кантара
Артиллерийское командование Национальной гвардии Кипра
[ редактировать ]Эти силы унаследовали значительное количество военной техники от Великобритании , и были предприняты усилия по пополнению зенитной техники поставками из Советского Союза и Югославии . К 1974 году артиллерийское командование КПГ располагало зенитными зенитными орудиями калибра 12,7 , 14,5 , 20 , 40 и 104 мм из различных источников, причем меньшие калибры были распределены по большинству его дивизионов.
Турецкие ВВС
[ редактировать ]Эти силы активно участвовали в операциях над Кипром во время вторжения 1974 года и состояли из нескольких истребительных эскадрилий, оснащенных боевыми самолетами F-5 , RF-84F , F-100 , F-102 и F-104 , а также Транспортные самолеты С-130 , С-160 и С-47 .
Воздушный корпус турецкой армии
[ редактировать ]Эти силы состоят в основном из вертолетов моделей Bell UH-1H и Bell 206, а также Dornier Do 27 самолетов специальных операций .
Греческие ВВС
[ редактировать ]Во время вторжения парк ВВС насчитывал около 350 истребителей. Вплоть до июля 1974 года Греция имела первую готовую к действию эскадрилью F-4 «Фантомов» .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Wikisource: Кипрский договор о гарантиях 1960 года» . ru.wikisource.org. 17 ноября 2007 года . Проверено 17 августа 2009 г.
- ^ «Правительство Кипра: Договор о гарантиях» (на греческом языке). Кипр.gov.cy. Архивировано из оригинала 7 июня 2011 года . Проверено 17 августа 2009 г.