Авиаудар по Уади Думу
Авиаудар по Уади Думу | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть чадско-ливийской войны | |||||||
Французские бомбы упали на взлетно-посадочную полосу в Уади-Дум. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Ливия | Франция | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Генерал Жан-Жак Брюн | |||||||
Задействованные подразделения | |||||||
Французские ВВС | |||||||
Сила | |||||||
SA-6 Gainful ЗРК (оффлайн) |
11 Ягуаров SEPECAT 4 Дассо Мираж F1 | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Аэродром сильно поврежден | 2 Ягуара слегка повреждены [ 1 ] | ||||||
Авиаудар Уади-Дум был нанесен французской авиацией 16 февраля 1986 года по ливийской авиабазе Уади-Дум на севере Чада во время чадско-ливийского конфликта . Рейд имел большое значение, поскольку он продемонстрировал решимость Франции противостоять экспансионистским целям Каддафи и продемонстрировал приверженность Франции своим бывшим колониям.
Фон
[ редактировать ]В соглашении, заключенном на Крите в сентябре 1984 года между президентами Ливии и Франции Муаммаром Каддафи и Франсуа Миттераном, было решено, что французские и ливийские войска покинут Чад, который тогда был разделен по 16-й параллели с Ливией и повстанческой ГУНТ. удерживая север, а французы и правительство Чада удерживают юг. Но хотя Франция соблюдала соглашения и покинула Чад в 1984 году, Ливия лишь сократила свои силы, сохранив в стране 5000 человек.
Когда по приказу Каддафи силы ГУНТ в феврале 1986 года атаковали южный Чад, нарушив 16-ю параллель, реакция Франции была немедленной: 13 февраля началась операция «Эпервье» , в ходе которой в Чад были переброшены тысячи французских солдат, был подготовлен воздушный удар. Первым шагом была перегруппировка около пятнадцати самолетов Mirage F1 и Jaguar в Банги . Целью операции было нанести ущерб взлетно-посадочной полосе Уади-Дум на севере Чада, полосе длиной 3800 метров, построенной ливийцами в период с ноября 1984 года по октябрь 1985 года. Уади-Дум имел большое стратегическое значение, поскольку ливийские бомбардировщики были способны вылетать оттуда для нанесения ударов. Столица Чада Нджамена .
Еще более важными были политические аспекты забастовки: Уади Дум был символом ливийской двуличности. Французское правительство намеревалось этим послать сигнал своим африканским союзникам, доказав свою решимость противостоять ливийской экспансии.
Ударять
[ редактировать ]16 февраля 11 Jaguar из Escadron 1/11 Roussillon в сопровождении четырех Mirage F1 покинули Банги и направились в Уади-Дум. Когда французские самолеты атаковали, они летели очень близко к земле, чтобы избежать обнаружения ливийскими радарами и ракетами класса «земля-воздух», пока не станет слишком поздно. Самолеты совершили всего один пролет над целью, сбросив на взлетно-посадочную полосу около сорока бомб БАП-100 и классических бомб массой 250 кг, серьезно повредив ее и сделав временно непригодной для использования. Вся атака длилась меньше минуты. [ 2 ] Два последних «Ягуара», участвовавших в ударе, опоздали на поворот и влетели в шрапнель и обломки, поднятые лидером и номером 2 формирования, получив незначительные повреждения, но все же смогли вернуться в Банги. [ 3 ]
Последствия
[ редактировать ]Вскоре после этого министр обороны Франции Поль Килес объявил, что взлетно-посадочная полоса в Уади-Дум пришла в негодность. Все политические реакции во Франции были в поддержку правительства, за исключением Французской коммунистической партии . Что касается внешней реакции, Миттеран заручился поддержкой США и , как стало ясно на саммите Франкофонии, проходившем в Париже с 17 по 19 февраля, большинства африканских стран.
Первой реакцией Каддафи было заявление о том, что взлетно-посадочная полоса предназначена только для гражданских целей и что в результате нападения погибли девять мирных жителей. Однако Каддафи принял ответные меры на следующий день после рейда, когда ливийский Ту-22 из Аузу атаковал аэропорт столицы Чада Нджамены . Оставаясь под прикрытием французских радаров, пролетая низко над пустыней на протяжении более 1127 км (700 миль), он разогнался до скорости более 1 Маха, поднялся на высоту 5030 м (16 503 фута) и сбросил три тяжелых бомбы. Несмотря на значительную скорость и высоту самолета, атака была чрезвычайно точной: две бомбы попали во взлетно-посадочную полосу, одна разрушила рулежную дорожку, в результате чего аэродром оставался закрытым в течение нескольких часов. [ 4 ] [ 5 ] На обратном пути у бомбардировщика возникли технические проблемы. Американские самолеты-разведчики раннего предупреждения, базирующиеся в Судане, прослушивали сигналы бедствия, отправленные пилотом Ту-22, указывая на то, что он, вероятно, разбился, не долетев до своей базы в Аузу (вероятно, он был сбит двухтрубными самолетами, обстрелявшими аэропорт Нджамены). [ 6 ] В 1987 году французские самолеты снова нанесли удар по аэродрому, на этот раз нацелившись на ливийские радары. [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]- Префектура Борку-Эннеди-Тибести – регион, в котором располагалась база (?)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Купер, Том (2016). Ливийские воздушные войны. Часть 2: 1985-1986 гг . ISBN 9781910294536 .
- ^ «Атака Уади Дума (1-я часть)» . 11-я истребительная эскадрилья (на французском языке). 6 февраля 2016 года . Проверено 3 ноября 2019 г.
- ^ Купер, Том (2016). Ливийские воздушные войны. Часть 2: 1985-1986 гг . ISBN 9781910294536 .
- ^ Купер, Бишоп и энтузиаст авиации Хуберса № 117, стр. 54–55.
- ^ Залога, Стивен Дж. «Туполев Ту-22 'Блиндер' и Ту-22М Backfire». World Air Power Journal , том 33, лето 1998 г. Aerospace Publishing, 1998. с. 82. ISBN 1-86184-015-2
- ↑ The Citizen, Оттава, страница A7, [1] , 18 февраля 1986 г.
- ^ Ален Рувес; Майкл Коко; Жан-Поль Паддак (1994). Безутешные империи: военное участие Франции, Великобритании и Бельгии в постколониальной Африке к югу от Сахары . Университетское издательство Америки. стр. 161–. ISBN 978-0-8191-9643-9 .
Ссылки
[ редактировать ]- Факон, Патрик (1995). Третьи мировые войны (на французском языке). Издания АТЛАС. ISBN 2-7312-1199-7 .