Jump to content

Авиаудар по Уади Думу

Координаты : 18 ° 31'42 "с.ш. 20 ° 11'20" в.д.  /  18,528445 ° с.ш. 20,18888 ° в.д.  / 18,528445; 20.18888
Авиаудар по Уади Думу
Часть чадско-ливийской войны

Французские бомбы упали на взлетно-посадочную полосу в Уади-Дум.
Дата 16 февраля 1986 г.
Расположение 18 ° 31'42 "с.ш. 20 ° 11'20" в.д.  /  18,528445 ° с.ш. 20,18888 ° в.д.  / 18,528445; 20.18888
Результат Французская победа
Аэропорт пришел в негодность
Воюющие стороны
Ливийская Арабская Джамахирия Ливия  Франция
Командиры и лидеры
Генерал Жан-Жак Брюн
Задействованные подразделения
Французские ВВС
Сила
SA-6 Gainful ЗРК (оффлайн) 11 Ягуаров SEPECAT
4 Дассо Мираж F1
Жертвы и потери
Аэродром сильно поврежден 2 Ягуара слегка повреждены [ 1 ]
Авиаудар по Уади-Думу расположен в Чаде
Авиаудар по Уади Думу
Расположение в Чаде

Авиаудар Уади-Дум был нанесен французской авиацией 16 февраля 1986 года по ливийской авиабазе Уади-Дум на севере Чада во время чадско-ливийского конфликта . Рейд имел большое значение, поскольку он продемонстрировал решимость Франции противостоять экспансионистским целям Каддафи и продемонстрировал приверженность Франции своим бывшим колониям.

В соглашении, заключенном на Крите в сентябре 1984 года между президентами Ливии и Франции Муаммаром Каддафи и Франсуа Миттераном, было решено, что французские и ливийские войска покинут Чад, который тогда был разделен по 16-й параллели с Ливией и повстанческой ГУНТ. удерживая север, а французы и правительство Чада удерживают юг. Но хотя Франция соблюдала соглашения и покинула Чад в 1984 году, Ливия лишь сократила свои силы, сохранив в стране 5000 человек.

Когда по приказу Каддафи силы ГУНТ в феврале 1986 года атаковали южный Чад, нарушив 16-ю параллель, реакция Франции была немедленной: 13 февраля началась операция «Эпервье» , в ходе которой в Чад были переброшены тысячи французских солдат, был подготовлен воздушный удар. Первым шагом была перегруппировка около пятнадцати самолетов Mirage F1 и Jaguar в Банги . Целью операции было нанести ущерб взлетно-посадочной полосе Уади-Дум на севере Чада, полосе длиной 3800 метров, построенной ливийцами в период с ноября 1984 года по октябрь 1985 года. Уади-Дум имел большое стратегическое значение, поскольку ливийские бомбардировщики были способны вылетать оттуда для нанесения ударов. Столица Чада Нджамена .

Еще более важными были политические аспекты забастовки: Уади Дум был символом ливийской двуличности. Французское правительство намеревалось этим послать сигнал своим африканским союзникам, доказав свою решимость противостоять ливийской экспансии.

16 февраля 11 Jaguar из Escadron 1/11 Roussillon в сопровождении четырех Mirage F1 покинули Банги и направились в Уади-Дум. Когда французские самолеты атаковали, они летели очень близко к земле, чтобы избежать обнаружения ливийскими радарами и ракетами класса «земля-воздух», пока не станет слишком поздно. Самолеты совершили всего один пролет над целью, сбросив на взлетно-посадочную полосу около сорока бомб БАП-100 и классических бомб массой 250 кг, серьезно повредив ее и сделав временно непригодной для использования. Вся атака длилась меньше минуты. [ 2 ] Два последних «Ягуара», участвовавших в ударе, опоздали на поворот и влетели в шрапнель и обломки, поднятые лидером и номером 2 формирования, получив незначительные повреждения, но все же смогли вернуться в Банги. [ 3 ]

Последствия

[ редактировать ]

Вскоре после этого министр обороны Франции Поль Килес объявил, что взлетно-посадочная полоса в Уади-Дум пришла в негодность. Все политические реакции во Франции были в поддержку правительства, за исключением Французской коммунистической партии . Что касается внешней реакции, Миттеран заручился поддержкой США и , как стало ясно на саммите Франкофонии, проходившем в Париже с 17 по 19 февраля, большинства африканских стран.

Первой реакцией Каддафи было заявление о том, что взлетно-посадочная полоса предназначена только для гражданских целей и что в результате нападения погибли девять мирных жителей. Однако Каддафи принял ответные меры на следующий день после рейда, когда ливийский Ту-22 из Аузу атаковал аэропорт столицы Чада Нджамены . Оставаясь под прикрытием французских радаров, пролетая низко над пустыней на протяжении более 1127 км (700 миль), он разогнался до скорости более 1 Маха, поднялся на высоту 5030 м (16 503 фута) и сбросил три тяжелых бомбы. Несмотря на значительную скорость и высоту самолета, атака была чрезвычайно точной: две бомбы попали во взлетно-посадочную полосу, одна разрушила рулежную дорожку, в результате чего аэродром оставался закрытым в течение нескольких часов. [ 4 ] [ 5 ] На обратном пути у бомбардировщика возникли технические проблемы. Американские самолеты-разведчики раннего предупреждения, базирующиеся в Судане, прослушивали сигналы бедствия, отправленные пилотом Ту-22, указывая на то, что он, вероятно, разбился, не долетев до своей базы в Аузу (вероятно, он был сбит двухтрубными самолетами, обстрелявшими аэропорт Нджамены). [ 6 ] В 1987 году французские самолеты снова нанесли удар по аэродрому, на этот раз нацелившись на ливийские радары. [ 7 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Купер, Том (2016). Ливийские воздушные войны. Часть 2: 1985-1986 гг . ISBN  9781910294536 .
  2. ^ «Атака Уади Дума (1-я часть)» . 11-я истребительная эскадрилья (на французском языке). 6 февраля 2016 года . Проверено 3 ноября 2019 г.
  3. ^ Купер, Том (2016). Ливийские воздушные войны. Часть 2: 1985-1986 гг . ISBN  9781910294536 .
  4. ^ Купер, Бишоп и энтузиаст авиации Хуберса № 117, стр. 54–55.
  5. ^ Залога, Стивен Дж. «Туполев Ту-22 'Блиндер' и Ту-22М Backfire». World Air Power Journal , том 33, лето 1998 г. Aerospace Publishing, 1998. с. 82. ISBN   1-86184-015-2
  6. The Citizen, Оттава, страница A7, [1] , 18 февраля 1986 г.
  7. ^ Ален Рувес; Майкл Коко; Жан-Поль Паддак (1994). Безутешные империи: военное участие Франции, Великобритании и Бельгии в постколониальной Африке к югу от Сахары . Университетское издательство Америки. стр. 161–. ISBN  978-0-8191-9643-9 .
  • Факон, Патрик (1995). Третьи мировые войны (на французском языке). Издания АТЛАС. ISBN  2-7312-1199-7 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f6ce4639852f5f4ee02470fec0cfda21__1723381620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f6/21/f6ce4639852f5f4ee02470fec0cfda21.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ouadi Doum airstrike - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)