Jump to content

Папа Пий XI и Испания

Международные отношения между Папой Пием XI и Испанией были очень напряженными, особенно потому, что они происходили в контексте гражданской войны в Испании и предшествующего ей периода волнений.

Антиклерикальное правительство

[ редактировать ]

Республиканское правительство, пришедшее к власти в Испании в 1931 году, когда страна приняла конституционную демократию, после падения Мигеля Примо де Риверы и ухода короля Альфонсо XIII , казалось, сигнализировало о том, что Испания порывает с элементами своего прошлого. Республиканский альянс захватил 45 из 52 столиц провинций Испании. [ 1 ] Республиканский альянс в то время воспринимал религиозный вопрос как попытку определить новое, подчиненное место католической церкви. Многие конституционные статьи были созданы по образцу Конституции Португалии 1911 года – разделение церкви и государства; свобода вероисповедания стала фундаментальным гражданским правом; были введены гражданский брак и развод; школы и кладбища были секуляризованы. Католические школы продолжали работать, но за пределами государственной системы, и в 1933 году новый закон запретил всем религиозным сестрам и мужским общинам преподавать. Государственное образование будет светским, обязательным, бесплатным и доступным для всех. [ 2 ] Также иезуиты были изгнаны из Испании.

Религия должна была быть помещена в частную сферу, религиозное богослужение ограничивалось религиозными зданиями – общественный мир Республики должен был быть решительно светским. Создание светского государства было фундаментальным принципом республиканизма, но альянс представлял собой «гибрид традиций», охватывающий либералов, радикалов, федералистов, анархистов – и в отношении других антирелигиозных направлений единодушия было меньше. Министр юстиции от социалистов Фернандо де лос Риос утверждал, что депутаты не должны лишать общины их традиционных праздников и что шествия, подобные Страстной неделе в Севилье или Корпус-Кристи в Толедо, выходят за рамки чисто религиозного значения, но были проигнорированы. [ 3 ] В Пятидесятницу 1932 года Папа Пий XI протестовал против этих мер и потребовал реституции . Он призвал католиков Испании бороться всеми законными средствами против предполагаемой несправедливости.

Национализация церковной собственности

[ редактировать ]

3 июня 1933 года Пий издал энциклику Dilectissima Nobis , в которой описал экспроприацию всех церковных зданий, епископских резиденций, приходских домов, семинарий и монастырей. По закону они теперь были собственностью испанского государства, которому Церковь должна была платить арендную плату и налоги, чтобы постоянно пользоваться этой собственностью. «Таким образом, католическая церковь вынуждена платить налоги за то, что у нее было насильственно отнято». [ 4 ] Были также экспроприированы религиозные облачения, литургические инструменты, статуи, картины, вазы, драгоценные камни и подобные предметы, необходимые для богослужений. [ 5 ]

Экспроприация частных католических школ

[ редактировать ]

Экспроприация не пощадила и церкви. Многочисленные церкви и храмы были уничтожены сожжением после национализации. Иезуитам было запрещено преподавать. Частные католические школы религиозных орденов и конгрегаций были экспроприированы без учета свободной воли учредителей и благотворителей. Целью было создание исключительно светских школ. [ 6 ]

Начало гражданской войны

[ редактировать ]

Гражданская война в Испании началась в 1936 году, в ходе которой были разрушены тысячи церквей, убиты тринадцать епископов и около 7000 священнослужителей и религиозных испанцев. [ 7 ] По другой оценке, в ходе красного террора было убито 6832 представителя католического духовенства. [ 8 ] Хотя многие правые католики, включая большинство епископов, всегда были против Республики и «несли значительную ответственность за растущие трения, которые завершились открытой войной», волна преследований религии, прокатившаяся по республиканской зоне, где восстание потерпело неудачу в первые месяцы войны, это помогло гарантировать «Франко весьма полезную поддержку церковного истеблишмента на протяжении всей гражданской войны». [ 9 ] ( Исидро Гома-и-Томас , например, передал повстанческой армии Франко деньги, собранные в Ирландии на реконструкцию церквей и замену литургических предметов.) [ 10 ]

Речь в Кастельгандольфо, 14 сентября 1936 г.

[ редактировать ]

В первые кровавые месяцы Гражданской войны некоторым священнослужителям удалось бежать в Марсель , Геную или Рим, и они привезли с собой сводки новостей, с помощью которых они пытались оказать давление на органы Ватиканской курии, с которыми они поддерживали регулярные отношения. (Хилари Рагер, бенедиктинский писатель по истории религии, отмечает, что они обязательно представили предвзятый отчет – епископы и аристократы имеют больший вес, чем крестьяне и рабочие – и у бедных рабочих не было возможности спастись, чтобы вывезти их из франкистской зоны в Рим) . Отец Ледоховский , генерал-настоятель иезуитов, приказал иезуитской прессе всего мира поддержать повстанцев. Стало известно, что Пий XI предоставит аудиенцию в своей летней резиденции в Кастельгандольфо большой группе испанских беженцев и выступит перед ними с обращением. Ожидания возросли среди испанского духовенства в Риме. Хотя кардинал Франсиско Видаль-и-Барракер должен был возглавить группу испанского духовенства, большинство испанских священнослужителей относились к нему с большой враждебностью, и Папа поручил ему сказать, что он считает разумнее не присутствовать. На мероприятии присутствовало около 500 испанцев, в основном священники и религиозные деятели, а также некоторые светские сторонники восстания. Содержание речи разочаровало наиболее фанатичных сторонников военного восстания. Он прочитал его на итальянском языке, а испанский перевод был распространен в виде брошюры. Уполномоченный La vostra presenza (Ваше присутствие здесь) началось с скорби по судьбе жертв и осуждения коммунизма. Эта часть речи с этого момента использовалась во франкистской пропаганде. Он цитировал книгу Откровения , говоря беженцам, что они вышли из великой скорби (Откр. 7:14). Тем не менее, хотя некоторые надеялись и ожидали, что дело повстанцев будет объявлено Священной войной или крестовым походом (это уже было обозначено различными епископами и генералами), Пий XI выразил ужас перед братоубийственной войной и призвал повстанцев любить своих врагов. Он поблагодарил тех, кто пытался облегчить страдания войны, хотя их эффект был минимальным. Это тоже могло вызвать недовольство присутствовавших ярых сторонников Франко, поскольку повстанцы всегда препятствовали вмешательству такого рода со стороны правительств или нейтральных организаций, таких как Международный Красный Крест. [ 11 ]

Реакция на речь Пия XI в Кастельгандольфо

[ редактировать ]

Через четыре дня после выступления Эудженио Пачелли написал Видалю-и-Барракеру, что Папа хотел утешить беженцев, но не отождествлял себя с воинственной позицией стороны, называвшей себя католической. Однако в так называемой «Национальной» зоне франкисты широко разрекламировали эту речь – но только те параграфы, которые, казалось, поддерживали идею крестового похода, а вторая часть была подавлена. Испанские епископы действовали по импульсу, предложенному пропагандистской версией речи, и «выпустили каскад пастырских посланий в пользу Франко». [ 12 ] Так, например, Энрике Пла-и-Дениел , епископ Саламанки , получив от военных версию речи Пия XI, опубликовал свое пастырское послание Las Dos ciudades ( «Два города ») от 30 сентября, представляющее собой попытку теологическое обоснование дела Франко. Моральный вес Ватикана имел большое значение для генералов Восстания – во-первых, в то время он хотел помочь в подавлении сепаратистского национализма в Испании. В 1936 году именно баскский национализм особенно беспокоил франкистов, поскольку он представил миру католиков, которые были верны республике и сопротивлялись вооруженным вторжению крестоносцев . [ 13 ]

Магаз, Гома и Пий XI

[ редактировать ]

Святой Престол поддерживал отношения с Республикой в ​​1936 году, после чего они ослабли. Отношения начались с Бургосом , базой франкистских националистов, с назначения неофициального временного поверенного. Хунта обороны в Бургосе назначила монархиста Антонио де Магас-и-Перса, маркиза де Магаса , для установления контакта с Ватиканом. Магаз был послом при Святом Престоле в конце 1920-х годов и стремился заручиться помощью Пия XI в подавлении каталанизма и бискайтарризма (каталонского и баскского национализма) – а также смещении кардинала Видаля-и-Барракера с поста первоначального архиепископа Таррагона . Магасу не удалось сместить каталонского кардинала, но он получил указы, запрещающие использование каталанского языка в пастырских делах и предписывающие исключить из семинарий всех учителей и учеников, подозреваемых в сепаратизме. [ 14 ]

Вторая миссия Магаза в Ватикан в 1936 году продлилась всего год. Он бесконечно требовал канонического осуждения баскских националистов, отказавшихся сдаться повстанцам. Он жаловался и угрожал тому, что он называл нейтрализмом Ватикана перед лицом религиозной войны. Пий XI встретился с Магасом на папской аудиенции 23 ноября 1936 года. Пий только что получил отчет от епископа Витории Матео Мугики Урретерасу , в котором рассказывалось, как повстанцы Франко изгнали его со своего места, и сообщалось, что 14 священников его епархии были расстреляны, а многие другие заключены в тюрьму или изгнаны из своих приходов. Согласно отчету Х. А. Хименеса Арнау, который спросил Магаса об аудиенции, Магаз сказал ему, что Пий XI ответил на его жалобы на отношение Ватикана к националистическим властям, заявив: «В Национальной Испании священников расстреливают так же, как и в Испания другой стороны». В другом рассказе, когда Магаз сказал, что легкая симпатия к национальному правительству в словах Папы причинила ему большое беспокойство, Пий XI пришел в ярость и заявил; « Как может кто-либо осмелиться говорить о нашей незначительной симпатии, когда во многих различных и публичных случаях мы осуждали коммунизм и оказывали благосклонность тем, кто с ним борется?» С этого момента Магаз осудил себя и в глазах Ватикана, и в глазах Франко. [ 15 ] Пий XI назначил Исидро Гома-и-Томаша своим неофициальным и конфиденциальным представителем в штаб-квартире Франко, эту роль он исполнял с 19 декабря 1936 года по 18 сентября 1937 года, в то время как монсеньор Антониутти , прибывший в Испанию в октябре 1936 года с другой миссией, был назван Папский поверенный в делах. Влияние Гомы на отношение Пия XI было мощным. Встретившись с Эудженио Пачелли 19 декабря 1936 года и Пием XI, Гома записал в своем дневнике; «Недружественное отношение к Испании было прекращено после того, как был зачитан мой доклад Пачелли и найдена формула создания тесных связей с правительством Франко».

Гома был человеком церкви, в отличие от Магаса, и с подозрением относился к некоторым из тех, кто окружал Франко – антиклерикальный сектор, который мог запятнать воспринимаемый христианский дух франкистского движения. С этим антиклерикальным сектором он выступил в своем пастырском послании от 28 января 1938 года, посвященном четырнадцатой годовщине коронации Пия XI. В третьей части, озаглавленной «Пий XI и Испания», он говорил о любви Папы к Испании, а в четвертой части, «Превенгамонос» («Давайте предотвратим»), он бросил вызов тем, кто нападал на Пия XI за то, что они не выступили более решительно в пользу Франкистское восстание. В пятом он выступил против антиватиканских настроений в Движении; «Мы слышали и читали: «Католики — да, ватиканисты — нет»; и с болью видим, что часть прессы выразила это в более изощренных терминах». Франко с 1 октября 1936 года взял на себя всю власть хунты и стремился заручиться полной поддержкой Пия XI. Политика Пия XI, которую сначала Гома, а затем Антониутти и Чиконьяни утверждал, что правительство Франко характеризовалось сильным антикоммунизмом, с одной стороны, и, с другой, подозрением в фалангизме и влиянии немецких нацистских и итальянских фашистских союзников Франко; Политика Ватикана была направлена ​​на то, чтобы направить режим к отмене антиклерикальных законов Республики и от «языческих» и импортированных тоталитарных искушений. Гома был принят Франко 29 декабря 1936 года, и на этой встрече были установлены шесть основных пунктов – пунктов, которые легли в основу Конкордата 1953 года.

Энциклика «Божественный Искупитель» , март 1937 г.

[ редактировать ]

Политика Пия XI «третьего пути», не предполагающая ни коммунизма, ни фашизма, была проиллюстрирована публикацией в начале 1937 года одной энциклики против коммунизма и другой — против нацизма. Divini Redemptoris посвятил параграф «ужасам коммунизма в Испании» и остановился на убийствах священников и монахов. В франкистской Испании эта энциклика против коммунизма получила широкое распространение, но публикация « Мит Бреннендера Зорге» была запрещена. Франко сказал фон Фаупелю, послу Германии, что, хотя Пий XI был признан высшим религиозным авторитетом в Испании, любое вмешательство во внутренние дела Испании должно быть отвергнуто. Он сказал послу Германии, что ему, Франко, тоже придется сражаться против Ватикана. Он поручил архиепископу Толедо (Гома) не упоминать в Испании энциклику « Мит Бреннендер Зорге» и что таким образом будет прекращена любая критика Германии. [ 16 ]

В 1937 году в правительстве Саламанки было двойное представительство, повышенное до уровня поверенных в делах, с Антониутти в Саламанке и Чуррукой в ​​Риме, а упоминание правительства Валенсии (республиканского) сократилось до линии точек в Annuario Pontificio . К 1938 году отношения с Франко достигли уровня полноправного посла и нунция .

  1. ^ Мэри Винсент, стр.117.
  2. ^ Мэри Винсент, Испания 1833–2002, стр.122.
  3. ^ Винсент, стр.122
  4. Возлюбленные из нас, 9–10.
  5. Возлюбленные из нас, 12
  6. Возлюбленные из нас, 21 год.
  7. ^ Франзен 397
  8. ^ де ла Куэва 1998 , с. 355
  9. ^ Рагер, Порох и благовония, стр.51.
  10. ^ Рагер, стр.74
  11. ^ Рагер, стр.83
  12. ^ Рагер, стр.85
  13. ^ Рагер, стр.86
  14. ^ Рагер, стр.88
  15. ^ Рагер, стр.95
  16. ^ Рагер, стр.103

Библиография

[ редактировать ]
  • де ла Куэва, Хулио (1998), «Религиозные преследования, антиклерикальные традиции и революция: о зверствах против духовенства во время гражданской войны в Испании», Журнал современной истории , XXXIII (3): 355–369, JSTOR   261121
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f65eaa3776fb43e5e14cccb018c9a832__1709604060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f6/32/f65eaa3776fb43e5e14cccb018c9a832.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pope Pius XI and Spain - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)