Мохаммед Лахдар-Хамина
![]() |
Мохаммед Лахдар-Хамина | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Мсила, Алжир | 26 февраля 1934 г.
Национальность | Алжирский |
Род занятий | Кинорежиссер и сценарист |
Известный | Хроника огненных лет (1975) |
Мохаммед Лахдар-Хамина ( арабский : محمد الأخضر حمينة ; родился в Мсиле в 1934 году) — алжирский кинорежиссер и сценарист. Он наиболее известен своим фильмом 1975 года «Хроника лет огня» , который получил Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале 1975 года и стал первым арабским и африканским фильмом, получившим эту награду. [1] Он является одной из самых ярких фигур современного арабского кино .
Биография
[ редактировать ]Лахдар родился в 1934 году в Мсиле, Алжир, и начал обучение в своей родной стране. Впервые он заинтересовался миром кино в лицее Карно в Каннах, Франция . Начав изучать сельское хозяйство и право во французских университетах, он дезертировал из французской армии в 1958 году и присоединился к антифранцузскому алжирскому сопротивлению в Тунисе , где работал на временное алжирское правительство в изгнании. Его карьера в кино началась, когда он присоединился к алжирским маки ( партизанам ).
В 1959 году Алжирский фронт национального освобождения (ФНО) отправил его в Прагу , где он продолжил обучение кинематографии в киношколе, Школе кино и телевидения Академии исполнительских искусств в Праге , Чешской академии кино и телевидения. Однако он бросил учебу, чтобы работать в Barrandov Studios . В 1960 году он присоединился к Service Cinema, созданному правительством Алжира в изгнании. В 1959 году министерство информации Алжира в изгнании поручило Лахдар-Хамине вместе с Джамелем Шандерли и Пьером Шоле снять фильм о затруднительном положении Алжира в условиях французского колониализма . Документальный фильм под названием «Джаззаируна» («Наш Алжир») направлен на изображение целей, преследуемых алжирским националистическим партизанским движением «Маки».
В 1961 году Лахдар-Хамина сотрудничала с Чандерли в фильме «Ясмина», в котором рассказывается история девушки-беженки, которая вынуждена бежать из своей деревни после ее разрушения. Лахдар-Хамина снова сотрудничал с Чандерли в фильмах « Голос народа» 1962 года и «Пушки свободы» 1961 года . После обретения Алжиром независимости в 1962 году он вернулся на родину, где вместе со своими коллегами из тунисского изгнания основал Office des Actualités Algériennes , директором которого он был с 1963 года до его роспуска в 1974 году.
С 1981 по 1984 год он занимал должность директора Национального управления торговли и кинематографической промышленности , самого важного учреждения по развитию французской киноиндустрии . Один из его последних фильмов, «Последний образ» , вошел в официальный отбор Каннского кинофестиваля в 1986 году и был номинирован на «Золотую пальмовую ветвь».
Сын Лахдар-Хамины, Малик Лахдар-Хамина , стал широко известен после выхода на экраны своего первого полнометражного фильма « Осень: Октябрь в Алжире» (1992), фильма, который исследует беспорядки октября 1988 года через микрокосм алжирской семьи, разделенной Прозападный и исламизированный взгляд на современный Алжир. Другой его сын, Тарик Лахдар-Хамина , является кинопродюсером.
Влияния и вклад
[ редактировать ]С момента своего создания алжирское кино было переплетено с идеологическими и экзистенциальными дебатами, которые окружали войну за независимость Алжира и постколониальный этап национального строительства.
В этом контексте кинематографическая карьера Лахдар-Хамины внесла значительный вклад в развитие нового кинематографического языка, характерного для современного магрибского кино в целом и алжирского в частности, заметно отличающегося от кинематографического опыта других арабских стран и, в частности, египетской кинематографической индустрии. .
После обретения Алжиром независимости алжирское кино сосредоточилось на новых художественных формах, связанных с поиском национальной идентичности, но финансовые трудности и отсутствие алжирской индустрии сделали эту задачу еще более сложной.
Североамериканская публика по большей части не знала о кинематографическом опыте Алжира . После национализации киноиндустрии Алжира в июне 1969 года Американская ассоциация экспорта кинофильмов ( MPEAA ) призвала к бойкоту всей алжирской продукции.
С момента своего создания алжирское кино заняло явно антиимпериалистическую позицию. В этом отношении алжирские кинематографисты в целом и Лахдар-Хамина в частности остаются глубоко приверженными идеологическим принципам движения неприсоединения и «третьего мира» . В декабре 1973 года африканские, латиноамериканские и азиатские кинематографисты собрались в Алжире на первое заседание Комитета кинематографии третьего мира, которое стало попыткой построить независимое кинематографическое движение третьего мира.
Первые фильмы Лахдар-Хамины исследуют вопросы национальной идентичности и поиска Самости в контексте постколониальной эмансипации. В 1963 году он написал сценарий и диалоги к фильму « Под знаком Нептуна» . В 1965 году он выпустил свой первый полнометражный фильм « Ветры золота» . В фильме показана история алжирской женщины, которая искала своих заключенных в тюрьму сыновей во время войны за независимость Алжира.
«Ветры золота» получили награду за лучшую первую работу на Каннском кинофестивале 1966 года и были номинированы на « Золотую пальмовую ветвь» . Он также был номинирован на Гран-при V Московского международного кинофестиваля в 1967 году. [2] Его можно считать краеугольным камнем современного алжирского кино. В книге «Ветры Ауреса» Лахдар-Хамина с мельчайшими подробностями изображает распад крестьянского общества, омраченного структурным насилием колониальной оккупации. На фильм явно повлияло советское кино и эстетика , особенно советского украинского режиссера Александра Довженко . Режиссер умело перенес это влияние на алжирский сценарий.
«Ветры золота» вывели алжирское кино на международную арену. Следующий фильм Лахдар-Хамины, «Хассан Терро» , в комической манере исследует трагедию войны за независимость Алжира, изображая злоключения ее главного героя, буржуазного персонажа, оказавшегося в ловушке в разгар алжирской революции.
Его третий фильм «Декабрь» , вышедший в 1972 году, исследует проблему пыток . В фильме рассказывается о французском офицере, обеспокоенном жестокими пытками, применявшимися французской армией против членов ФНО .
Однако «Хроника огненных лет» (1975) — важнейшая работа Лахдар-Хамины. В 1975 году он добился мирового признания, когда фильм был удостоен « Золотой пальмовой ветви» в Каннах. Фильм, предлагающий личное видение алжирской революции , прослеживает эволюцию революционного движения с 1939 года до начала восстания против французов в 1954 году.
По сей день «Хроника лет огня» остается единственным африканским и арабским фильмом, удостоенным « Золотой пальмовой ветви» в Каннах. [1] Фильм разделен на шесть частей: «Годы пепла», «Годы углей», «Годы огня», «Год телеги», «Год резни» и «1 ноября 1954 года». дата, знаменующая начало алжирской революции и войны за независимость.
В нем рассказывается история алжирского крестьянина Ахмада, который бежит из своей деревни, спасаясь от голода и засухи. В фильме насилие представлено как неизбежный этап конфликта между колонизатором и колонизированным; в этом отношении Лахдар-Хамина решил сосредоточиться на затруднительном положении алжирских крестьянских общин и подчеркнул разрыв, который отделял сельское алжирское крестьянство от богатых французских колонистов. Один из главных посылов фильма заключается в том, что, как насилие порождает еще большее насилие, так и с колониализмом можно бороться только посредством насильственного восстания. Превращение Ахмада из неграмотного крестьянина в революционного лидера символизирует созревание независимого национального сознания, направленного на национальное освобождение.
С кинематографической точки зрения «Хроника» использует приемы камеры, которые подчеркивают чувство оторванности от корней, лишений и страданий, вызванных колониальной системой эксплуатации. Характерно, что Лахдар-Хамина последовательно предпочитал изображать идеологические дебаты вокруг построения национальной идентичности в условиях жестокой борьбы против колониального господства посредством изображения национального коллектива, представленного отдельными героическими персонажами, такими как Ахмад, или типичными антигероями, такими как Хасан. Терро. Точно так же выдающееся положение крестьянского мира в фильмографии Лахдар-Хамины, похоже, делает сельскую жизнь одним из важнейших сценариев формирования национальной идентичности. Эта мифология алжирского крестьянства как хранилища национальной гордости и сопротивления в конечном итоге трансформировалась в 1980-е годы, когда алжирское кино стало больше интересоваться городскими персонажами и сосредоточиться на кризисе постколониальных конфликтов.
В фильме «Песчаная буря» , вышедшем в 1982 году, Лахдар-Хамина изображает жизнь изолированной сельской общины, раздробленной насилием. В нем рассказывается история Амары, мужчины, жена которого родила восьмую дочь; Не в силах вынести позора из-за того, что у нее не было сына, Амара планирует отомстить. Сюжет позволяет Лахдар-Хамине исследовать сложную местность гендерных отношений и гендерного насилия.
Фильмы, представленные в Каннах
[ редактировать ]Год | Заголовок | Вклад |
---|---|---|
2014 | Сумерки теней | Директор Сценарий и диалог |
1992 | Осень | Директор Сценарий и диалог |
1986 | Последняя картинка | Директор Сценарий и диалог |
1982 | песчаный ветер | Директор Сценарий и диалог |
1975 | Хроника угольных лет ( Хроника огненных лет ) | Директор Сценарий и диалог |
1967 | Ветер Ореса ( Рах аль-Аврас ) | Директор Сценарий и диалог Кинематография |
1963 | Под знаком Нептуна | Сценарий и диалог |
Награды
[ редактировать ]- 1975: Золотая пальмовая ветвь «Хроника огненных лет» , длинный метр. [3]
- 1967: Премия за первую работу «Ветры золота» , художественный фильм. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Канны: рейтинг всех обладателей Золотой пальмовой ветви» . Голливудский репортер . 10 мая 2016 г.
- ^ «5-й Московский международный кинофестиваль (1967)» . ММКФ . Архивировано из оригинала 16 января 2013 года . Проверено 9 декабря 2012 года .
- ^ «Каннский фестиваль: Мохаммед Лахдар-Хамина» . фестиваль-канны.com . Проверено 10 марта 2009 г.
Библиография
[ редактировать ]- Буджедра, Рашид. Рождение алжирского кино – 1971 г.
- Рождение алжирского кино: антигерой». Алиф: Журнал сравнительной поэтики, вып. 15 (1995): 260–266.
- Хафез, Сабри. «Смена идентичности в кино Магриби: алжирская парадигма». Алиф: Журнал сравнительной поэтики, вып. 15 (1995): 39–80.
- Пирсон, Лайл. «Четыре года североафриканского кино». Film Quarterly 26, вып. 4 (лето 1973 г.): 18–26.