Дедре Гентнер
Дедре Гентнер | |
---|---|
Рожденный | в. 1944 (возраст 79–80 лет) |
Национальность | Американский |
Альма-матер | Калифорнийский университет, Сан-Диего |
Научная карьера | |
Поля | Психология |
Учреждения | Северо-Западный университет |
Диссертация | Доказательства психологической реальности семантических компонентов (1974) |
Дедре Дариэл Гентнер (род . около 1944 г.) — американский когнитивный психолог и психолог развития. Она является профессором психологии имени Элис Габриэль Твайт в Северо-Западном университете и ведущим исследователем в области рассуждений по аналогии . [ 1 ]
Работает
[ редактировать ]Она является ведущим исследователем в области рассуждений по аналогии. Она разработала теорию аналогии и подобия структурного отображения. [ 2 ] который имеет широкое применение. В качестве награды APA за выдающийся научный вклад. [ 3 ] В цитате (2016) говорится: «За достижения в исследованиях и теории когнитивной психологии и когнитивного развития, особенно за разработку теории структурного отображения аналогии и сходства, за выдвижение на первый план и объяснение аналогии как центрального механизма обучения, а также за описание и объяснение развития и роль реляционного языка. Эти идеи являются жизненно важной основой науки обучения, способствующей созданию мощных инструментов обучения, основанных на фундаментальных навыках человеческого мышления и позволяющих по-новому взглянуть на человеческое развитие». [ 4 ] Ее работа по теории структурного картирования легла в основу разработки механизма структурного картирования Кеном Форбусом . [ 5 ] Это включает в себя отображение знаний из одной области в другую или от основы к цели с целью направления рассуждений, разработки гипотез и обобщения опыта в абстрактную схему. [ 6 ] Гентнер также утверждал, что эту теорию аналогии можно использовать для моделирования других подпроцессов рассуждений по аналогии. [ 7 ] Она также выдвинула гипотезу доброго мира , утверждая, что поверхностные свойства обычно многое говорят о структурных особенностях объекта: «Если что-то похоже на тигра, вероятно, это и есть тигр». По этой причине она утверждала, что из-за среды, в которой развивались люди, избегание риска стало главным приоритетом, поэтому цена упущения действительно глубокой аналогии предпочтительнее, чем риск упустить из виду реальную опасность. [ 8 ]
Гентнер внес свой вклад в разработку сложной модели использования аналогий – способа, с помощью которого новые ситуации рассматриваются посредством адаптации, основанной на предыдущем опыте или аналогичной ситуации, произошедшей в прошлом. [ 9 ]
Вклад Гентнера в когнитивную теорию находится в трех областях: аналогия (включая сходство и метафору); [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] языковое развитие; [ 15 ] [ 16 ] и взаимодействие между языком и познанием. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]
Гентнер был удостоен премии Румельхарта 2016 года за вклад в теоретические основы человеческого познания. Награда от премии Румельхарта [ 21 ] заявляет: «Доктор. Дедре Гентнер, лауреат премии Румельхарта 2016 года, олицетворяет успех когнитивной науки как междисциплинарного предприятия, решающего фундаментальные вопросы о разуме посредством органичной интеграции психологической теории, эмпирической методологии и вычислительных знаний. Итоговая работа сформировала наше понимание обучения, рассуждения, языка и самой природы ментальных представлений.
Гентнер внес важный вклад в изучение глаголов, ментальных моделей, сходства, языка и мышления, а также в изучение слов детьми. В основе этого разнообразного объема работ лежит общая нить: интерес к тому, как мы можем представлять и рассуждать об отношениях, например, между аргументами реляционного предиката или между двумя моделями, которые внешне различны, но имеют общую основу. структура. Поэтому неудивительно, что лауреат этого года также стала пионером в современном исследовании рассуждений по аналогии, и именно благодаря этой работе она наиболее известна.
Гентнер оказала влияние на эту область не только благодаря своей плодотворной экспериментальной работе с детьми и взрослыми, но и благодаря общей теории рассуждений по аналогии, которую она разработала и протестировала вместе со студентами и сотрудниками: Теорией структурного картирования. Центральное положение этой теории заключается в том, что аналогии состоят из сопоставления реляционных структур между базовым доменом и целевым доменом. Свойства объектов в доменах не обязательно должны совпадать, а глубоко вложенные реляционные структуры предпочтительнее независимых отношений. Например, в аналогии между тепловым потоком и потоком воды соответствующие сходства включают в себя поток некоторого количества жидкости из областей высокого давления в области низкого давления, хотя эти области различаются во многих поверхностных отношениях. Эта теория была реализована в механизме картирования структур (SME), который одновременно формализовал теорию и предложил вычислительно управляемый алгоритм для выполнения процесса картирования структур и получения выводов.
Однако работа Гентнер не ограничивалась рассуждениями по аналогии, и ее влиятельные отредактированные тома – о ментальных моделях в 1983 году, о рассуждениях по аналогии в 2001 году и о языке и мышлении в 2003 году – свидетельствуют о широте ее интересов и влияния».
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Гентнер родился в Сан-Диего, Калифорния. Она получила степень бакалавра физики в Калифорнийском университете в Беркли в 1970-х годах и работала в аспирантуре по физике в Чикагском университете, прежде чем открыла для себя область когнитивной психологии. После года изучения когнитивных наук в Чикагском университете Гентнер в течение двух лет преподавал в первом классе в Гане, что вызвало у него устойчивый интерес к когнитивному развитию. Затем она поступила в аспирантуру Калифорнийского университета в Сан-Диего, работая с Доном Норманом и Дэвидом Румельхартом, и получила докторскую степень в 1974 году. Она преподавала в Вашингтонском университете, работала научным сотрудником в компании Bolt Beranek and Newman и преподавала в Университете Иллинойса в Урбана-Шампейн до поступления в Северо-Западный университет в 1990 году (ее нынешняя должность). Гентнер был соучредителем программы когнитивных наук Northwestern и бакалавриата по когнитивным наукам в 1991–92 годах и был директором программы когнитивных наук с 1991 по 2015 год. За это время программа выросла до более чем 100 преподавателей, охватывающих психологию, лингвистику, философию, Искусственный интеллект, наука об обучении, нейронаука, антропология, коммуникативные науки и расстройства, а также музыкальное познание.
Награды и стипендии
[ редактировать ]Гентнер получил премию Александра фон Гумбольдта за исследования в 2011 году. [ 22 ] В 2016 году она получила награду за выдающийся научный вклад от Американской психологической ассоциации. [ 23 ] В том же году она была награждена премией Румельхарта 2016 года за вклад в теоретические основы человеческого познания. [ 24 ] Она является членом Общества когнитивных наук, Американской ассоциации искусств и наук, Американской ассоциации содействия развитию науки. [ 25 ] Общество когнитивного развития и Общество экспериментальной психологии. Она работала научным сотрудником в Центре перспективных исследований в области поведенческих наук Стэнфордского университета (1999–2000 гг.), в Институте Рокфеллера в Белладжио, Италия (2006 г.), и в Фонде Гумбольдта (Дельменхорст, Германия). [ 26 ]
Она является членом Национальной академии наук США . [ 27 ]
Публикации
[ редактировать ]Ниже приведены печатные книги Гентнера; дополнительные публикации см. на ее домашней странице.
- «Аналогический разум: перспективы когнитивной науки», Дедре Гентнер (редактор), Кейт Дж. Холиок (редактор), Бойчо Кокинов (редактор), ISBN 0-262-57139-0
- Язык в уме: достижения в изучении языка и мышления, Дедре Гентнер (редактор), Сьюзен Голдин-Мидоу (редактор), ISBN 0-262-57163-3
- Ментальные модели (когнитивная наука (Lawrence Erlbaum Associates)), Альберт Л. Стивенс, Дедре Гентнер, ISBN 0-89859-242-9
- Труды тринадцатой ежегодной конференции Общества когнитивных наук , авторы Общества когнитивных наук, Кристиан Дж. Хаммонд (редактор), Дедре Гентнер (редактор), ISBN 0-8058-1138-9
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Биография Дедре Гентнера» . Премия Дэвида Э. Румельхарта за вклад в теоретические основы человеческого познания . Архивировано из оригинала 10 сентября 2015 года . Проверено 31 июля 2015 г.
- ^ Гентнер, Д. (1983). Структурное отображение: теоретическая основа аналогии. Когнитивная наука, 7, 155–170.
- ^ [1] www.apa.org.
- ^ Премия за выдающийся научный вклад: Дедре Гентнер (2016). Американский психолог, 71 (8), 646–649.
- ^ Фалькенхайнер Б., Форбус К.Д. и Гентнер Д. (1989). Механизм отображения структур: алгоритм и примеры. Искусственный интеллект, 41, 1-63.
- ^ ПЕРЕЙРА, Франсиско Камара (2007). Креативность и искусственный интеллект: подход концептуального смешения . Берлин: Мутон де Грюйтер. стр. 69 . ISBN 9783110186093 .
- ^ Восниаду, Стелла; Ортони, Эндрю (1989). Сходство и рассуждение по аналогии . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. стр. 197 . ISBN 0521362954 .
- ^ Психология обучения и мотивации, Том 66 . Кембридж, Массачусетс: Академическая пресса. 2017. с. 20. ISBN 9780128121184 .
- ^ Тагард, Пол (2005). Разум: введение в когнитивную науку, второе издание . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. стр. 77 . ISBN 0262201542 .
- ^ Гентнер, Д. (1983). Структурное отображение: теоретическая основа аналогии. Когнитивная наука, 7, 155–170.
- ^ Фалькенхайнер Б., Форбус К.Д. и Гентнер Д. (1989). Механизм отображения структур: алгоритм и примеры. Искусственный интеллект, 41, 1-63
- ^ Форбус, К.Д., Гентнер, Д., и Лоу, К. (1995). MAC/FAC: модель поиска на основе сходства. Когнитивная наука, 19 (2), 141–205.
- ^ Гентнер, Д., и Маркман, AB (1997). Отображение структур по аналогии и подобию. Американский психолог, 52 (1), 45.
- ^ Боудл, Б.Ф., и Гентнер, Д. (2005). Карьера метафоры. Психологический обзор, 112 (1), 193.
- ^ Гентнер, Д. (1982). Почему существительные изучаются раньше глаголов: лингвистическая относительность в сравнении с естественным разделением. В С. А. Кучай (ред.), Развитие речи: Том. 2. Язык, мышление и культура (стр. 301-334). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
- ^ Гентнер Д. и Бородицкий Л. (2001). Индивидуация, относительность и раннее изучение слов. В М. Бауэрмане и С. Левинсоне (ред.), Овладение языком и концептуальное развитие (стр. 215–256). Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Левенштейн Дж. и Гентнер Д. (2005). Реляционный язык и развитие реляционного отображения. Когнитивная психология, 50, 315–353.
- ^ Гентнер, Д. (2010). Начальная подготовка разума: Аналогичные процессы и системы символов. Когнитивная наука, 34(5), 752-775.
- ^ Кристи, С. и Гентнер, Д. (2014). Язык помогает детям добиться успеха в выполнении классической задачи по аналогии. Когнитивная наука, 38, 383–397.
- ^ Джамрозик, А. и Гентнер, Д. (2019). Реляционная маркировка открывает инертные знания. Познание, 196, 104146. doi:10.1016/j.cognition.2019.104146.
- ^ [2] cognitivesciencesociety.org
- ^ «Почести и награды факультета: факультет психологии - Северо-Западный университет» .
- ^ Премия за выдающийся научный вклад: Дедре Гентнер (2016). Американский психолог, 71 (8), 646–649.
- ^ [3] cognitivesciencesociety.org
- ^ «Почести и награды факультета: факультет психологии - Северо-Западный университет» .
- ^ «Дедре Гентнер» .
- ^ «Вести Национальной академии наук» . 26 апреля 2021 г. Проверено 2 июля 2021 г.
Вновь избранные члены и их принадлежность на момент выборов: ... Гентнер, Дедре; Элис Габриэль Твайт, профессор психологии факультета психологии Северо-Западного университета, Эванстон, Иллинойс.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Американские женщины-психологи
- Американские психологи XXI века
- Женщины-когнитивисты
- Психолингвисты развития
- Члены Общества психологов-экспериментаторов
- Исследователи когнитивного развития
- Факультет Северо-Западного университета
- рождение 1940-х годов
- Живые люди
- Члены Общества когнитивных наук
- Члены Национальной академии наук США
- Американские женщины-ученые
- Американские женщины 21 века
- Американские психологи XX века