Экономический Суд Содружества Независимых Государств
Экономический Суд СНГ | |
---|---|
![]() | |
Учредил | 1992 |
Юрисдикция | СНГ, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан, Узбекистан |
Расположение | Минск, Беларусь |
Срок полномочий судьи | 10 лет (возобновляемый) |
Веб-сайт | http://www.sudsng.org/ |
Президент | |
В настоящее время | Людмила Каменкова |
С | 2008 |
Экономический Суд Содружества Независимых Государств — судебный орган, созданный в целях обеспечения выполнения государствами-участниками своих экономических обязательств. Суд уполномочен рассматривать споры при выполнении экономических обязательств в соответствии с международными договорами в рамках Содружества Независимых Государств . Суд рассматривает иные споры по соглашению государств-участников. Он также уполномочен толковать международные договоры и акты органов СНГ. Местом нахождения Хозяйственного суда является город Минск , Республика Беларусь .
История
[ редактировать ]Впервые идея создания судебного органа на территории СНГ была предложена и затем упомянута в Соглашении о сотрудничестве экономических и арбитражных судов Беларуси, Российской Федерации и Украины от 21 декабря 1991 года, в день принятия Алма-Атинской декларации. был подписан. В статье 12 этого Соглашения национальные суды СНГ подтвердили необходимость образования в составе Содружества специального арбитражного органа (Экономического суда). На межгосударственном уровне при подписании Соглашения о мерах по обеспечению совершенствования расчетов между экономическими организациями государств-участников СНГ от 15 мая 1992 года было принято решение о создании судебного органа СНГ (названного Хозяйственным судом Содружества). ). Основной целью Хозяйственного суда Содружества являлось разрешение межгосударственных экономических споров, которые не могут быть отнесены к компетенции высших экономических (арбитражных) национальных судов государств Содружества (статья 5 Соглашения).
6 июля 1992 года было подписано Соглашение о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств, неотъемлемой частью которого стало Положение об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств. Настоящее Положение является правовой основой деятельности Суда.
В Уставе Содружества Независимых Государств, утвержденном Советом глав государств СНГ 22 января 1993 года, в части IV Экономический Суд упоминается как один из органов СНГ. [1]
В статье 3 Соглашения о статусе Хозяйственного Суда Содружества Независимых Государств указано, что местом нахождения Суда является г. Минск, Республика Беларусь. Договор между Республикой Беларусь и Экономическим Судом Содружества Независимых Государств об условиях пребывания Экономического Суда Содружества Независимых Государств на территории Беларуси подписан 22 ноября 1996 года.
Государства-участники Соглашения о статусе Экономического Суда
[ редактировать ]Соглашение о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств вступило в силу в 1992 году для Беларуси , Российской Федерации , Узбекистана , в 1993 году – для Армении , в 1994 году – для Казахстана , Кыргызстана и Таджикистана , в 1995 году – для Молдовы . В 2006 году Армения вышла из Соглашения. Молдова вышла из Соглашения в 2010 году. [2]
В 1997 году Азербайджан пытался присоединиться к Соглашению о статусе Экономического Суда с некоторыми оговорками, но государства-участники были против такого присоединения, поскольку оговорки казались неприемлемыми.
Компетентность
[ редактировать ]Компетенция Экономического Суда определяется правилами Устава СНГ. [3] и Положение об Экономическом суде, утвержденное Соглашением о статусе Экономического суда. Согласно статье 32 Устава СНГ Суд уполномочен разрешать споры, которые могут возникнуть при выполнении экономических обязательств в рамках СНГ, толковать положения международных договоров и актов СНГ, связанные с экономическими вопросами, разрешать иные споры, связанные с его юрисдикцией, между государствами-участниками СНГ. В соответствии со статьей 3 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств Суд разрешает межгосударственные экономические споры: возникающие при выполнении экономических обязательств, предусмотренных международными договорами Содружества Независимых Государств, решений, принимаемых Советом Главы государств, Совет глав правительств СНГ и другие его институты; о соответствии нормативных и иных актов государств-участников, принятых по экономическим вопросам, международных соглашений и иных актов СНГ. На его основе решались иные споры, связанные с выполнением международных договоров и иных актов СНГ (сегодня таких международных договоров 36).
В соответствии со статьей 5 Положения об Хозяйственном Суде Суд также правомочен толковать: международные договоры, иные акты СНГ и его институтов; акты законодательства бывшей ССР на период его взаимно согласованного применения, в том числе о допустимости исполнения таких актов, как актов, не противоречащих международным договорам и принятых на их основе других актов СНГ. Такое толкование осуществляется при принятии решений по конкретным делам, а также особым запросам.
Право доступа в Хозяйственный суд
[ редактировать ]В соответствии с Положением об Экономическом Суде заинтересованные государства в лице его компетентных органов, а также институты СНГ имеют право обращаться в Суд для рассмотрения споров.
Высшие органы власти и управления государств-участников, институты СНГ, высшие хозяйственные и арбитражные суды и другие вышестоящие органы, уполномоченные разрешать экономические споры, которые могут возникнуть на территории государств-участников, могут обращаться в Хозяйственный суд с ходатайствами о толкование международных соглашений и других актов СНГ.
Хозяйственный суд не уполномочен рассматривать споры или запросы о толковании, предъявленные экономическими агентами или физическими лицами. При этом в практике Суда рассматривались такого рода запросы, которые поступали в Суд косвенно, через компетентные органы государств и институтов СНГ.
Статус решений Суда
[ редактировать ]Согласно Положению о Хозяйственном Суде по итогам рассмотрения споров Хозяйственный Суд выносит решение, если установлен факт нарушения государством-участником международного договора или акта СНГ или акта СНГ, его учреждения. . Затем определяются меры, которые рекомендуются такому государству для устранения нарушения и его последствий. При вынесении решения Экономическим Судом СНГ государство в отношении принимаемого решения обеспечивает его исполнение. Таким образом, юридическая сила не определяется непосредственно учредительными документами Суда. В литературе бытует мнение, что решения Суда носят обязательный характер в отношении правовой квалификации аспектов дела и рекомендательный характер в отношении мер по устранению нарушения и его последствий, предпринимаемых государством.
Решения Хозяйственного Суда и постановления Пленума подлежат опубликованию в изданиях СНГ и средствах массовой информации государств-участников.
Выполнение функций Суда ЕврАзЭС
[ редактировать ]С 2004 по 2011 год Экономический Суд выполнял функции Суда Евразийского экономического сообщества в соответствии с Соглашением между Содружеством Независимых Государств и Евразийским экономическим сообществом о выполнении Экономическим Судом Содружества Независимых Государств функций Суд ЕврАзЭС от 3 марта 2004 г. (с изменениями, внесенными Протоколом от 17 января 2011 г.). Данное соглашение было денонсировано 1 января 2012 года. В рамках выполнения функций Суда ЕврАзЭС юрисдикция Экономического Суда была расширена на межгосударственные споры экономического характера, которые могут возникнуть в результате применения международных соглашений ЕврАзЭС, решений органов ЕврАзЭС. , выполнении обязательств, вытекающих из таких актов, иных споров, предусмотренных соглашениями ЕврАзЭС, а также по толкованию положений международных соглашений и решений органов ЕврАзЭС.
Судьи
[ редактировать ]Судейский состав Экономического Суда Содружества Независимых Государств формируется из равного количества судей от каждого государства-участника соглашения о статусе Экономического Суда. В соответствии со статьей 2 соглашения квота судей от каждого государства-участника составляет два человека. Решением Совета глав государств СНГ о мерах по дальнейшему повышению эффективности работы органов СНГ и оптимизации его структуры от 2 октября 2002 года число судей сокращено до 1 судьи от каждого государства.
В соответствии со статьей 7 Положения об Экономическом Суде СНГ все судьи избираются (назначаются) государствами-участниками в порядке, который определяется в этих государствах для избрания (назначения) судей высших экономических, арбитражных судами сроком на 10 лет, строго по профессиональному признаку, среди судей хозяйственных, арбитражных судов и иных лиц, которые должны быть специалистами высокой квалификации в области экономических правоотношений, а также иметь высшее юридическое образование. Председатель Хозяйственного суда и его заместитель избираются судьями Суда большинством голосов и утверждаются Советом глав государств сроком на 5 лет.
Сейчас в Хозяйственном суде свои обязанности исполняют 2 судьи: от Беларуси – Людмила Каменкова (назначена в 2008 году); от Российской Федерации – Эвелина Нагорная (назначена в 2013 году).
15 декабря 2011 года председателем Хозяйственного суда стала Людмила Каменкова.
Структура Суда
[ редактировать ]Хозяйственный суд выполняет свои обязанности в полном составе Экономического суда, но может также формировать коллегии Хозяйственного суда и созывать Пленум Хозяйственного суда.
Полный состав Экономического суда состоит из всех судей Суда и созывается для рассмотрения дел по ходатайствам о толковании. Состав суда правомочен принять решение, если на его заседании присутствует не менее двух третей от общего числа избранных и приступивших к исполнению своих обязанностей судей Хозяйственного суда. При принятии решения каждый судья имеет один голос и не имеет права воздержаться от голосования. Решения принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих судей. При равенстве голосов должно быть принято решение, за которое проголосовал председатель полного состава. Решения, принятые всем составом Суда, являются окончательными и обжалованию не подлежат.
Коллегии Хозяйственного Суда образуются в полном составе Суда в количестве 3 или 5 человек из числа судей для рассмотрения споров, отнесенных к компетенции соответствующих коллегий. Решение коллегии принимается большинством голосов членов коллегии. При равенстве голосов предполагается принятие решения, за которое проголосовал председатель коллегии. Решение коллегии может быть обжаловано в Пленум Хозяйственного Суда сторонами дела или третьими лицами.
Пленум Хозяйственного Суда должен быть высшим коллегиальным органом Суда и состоять из председателя Суда, его заместителей и судей Суда, а также председателей высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших государственных органов-участников. государства, разрешая экономические споры.
Судебная практика
[ редактировать ]С февраля 1994 года, когда было завершено формирование материально-технической базы и сформирован состав суда, по 17 июня 2016 года Хозяйственным судом рассмотрено 124 дела и принято 133 акта. [4]
Межгосударственные экономические споры
[ редактировать ]Экономические споры между государствами-участниками СНГ составляют умеренную часть дел, рассматриваемых Экономическим Судом: за первые 20 лет работы Суда было рассмотрено 13 споров. В ряде случаев Суд выносил решение об отказе в производстве дела или прекращении дела.
Решения по делам о спорах можно классифицировать по следующим категориям: о ненадлежащем исполнении хозяйственных обязательств; о признании собственности, о коллизии национальных правовых норм и положений права СНГ.
Дела по устному переводу
[ редактировать ]Дела о толковании составляют основную часть дел, рассматриваемых Хозяйственным судом. К 17 июня 2016 года Суд рассмотрел 111 дел о толковании. [4]
Среди всех дел, рассматриваемых Хозяйственным судом, можно выделить следующие категории:
- по толкованию соглашений и иных актов Содружества, регулирующих вопросы выполнения международных экономических обязательств – 17 случаев;
- по толкованию учредительных документов и правовой позиции СНГ – 5 дел;
- о толковании соглашений и иных актов СНГ, регулирующих статус и полномочия организаций в рамках СНГ, органов СНГ – 11 дел;
- о толковании соответствия положений соглашений, заключенных в рамках СНГ, актов органов СНГ нормам и принципам международного права – 9 дел;
- по толкованию соглашений, регулирующих порядок разрешения межгосударственных споров в рамках СНГ – 8 дел;
- по толкованию соглашений, регулирующих сотрудничество высших арбитражных, хозяйственных и иных судов государств-участников СНГ по вопросам его процессуальной деятельности – 8 дел;
- по толкованию соглашений и иных актов органов СНГ, регулирующих вопросы обеспечения социальных и экономических прав граждан государств-участников СНГ – 45 дел;
- дела, рассматриваемые Экономическим Судом в рамках выполнения функций Суда ЕврАзЭС – 1 дело;
- прочие дела – 7 случаев. [4]
Примечательные решения
[ редактировать ]Решение Экономического Суда СНГ от 23 сентября 2014 г. № 01-1/1-14 о толковании статьи 11 Конвенции СНГ о защите прав инвесторов от 23 марта 1997 г. [5] было номинировано Global Arbitration Review как одно из наиболее важных опубликованных решений 2014 года по юридическим или другим причинам. Это было прокомментировано как « предотвращение потенциального потока исков в так называемые «карманные» арбитражные суды ». [6] [7]
Практика исполнения решений Хозяйственного суда
[ редактировать ]Выводы и указания, содержащиеся в решениях Экономического Суда по делам о толковании положений международных договоров, заключенных в рамках СНГ, используются компетентными органами государств-участников в практической деятельности, при подготовке актов Экономического Суда. национальная правовая система и развитие международно-правовой базы учитываются экспертами при разработке и согласовании соглашений и решений, принимаемых в рамках СНГ.
Решения Хозяйственного суда по делам о толковании используются в практике национальных судебных органов Беларуси и Российской Федерации.
Реформирование Суда
[ редактировать ]За период функционирования Хозяйственного суда постоянно высказывалось мнение о совершенствовании его учредительных документов. Итак, анализ практики Суда по рассмотрению межгосударственных экономических споров – основной категории споров в соответствии с учредительными документами – показывает, что потенциал Суда не используется эффективно.
В этой связи Концепция дальнейшего развития СНГ, одобренная Советом глав государств СНГ 5 октября 2007 года, и План основных мероприятий по ее реализации предусматривают модернизацию Экономического Суда СНГ.
В рамках работ по модернизации Экономического Суда в 2012 году специальной группой правительственных экспертов был подготовлен проект текста нового Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств, который, однако, не был внесен на рассмотрение. подпись еще. [8]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт Хозяйственного суда (на русском языке)
- Сайт Хозяйственного суда на английском языке
- Статья об Экономическом Суде СНГ
- Информация о процедуре, делах, структуре, юрисдикции и т. д. Суда на сайте WorldCourts.com.
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Устав Содружества Независимых Государств (на русском языке)» . Нормативные акты базы данных СНГ . Исполнительный комитет СНГ.
- ^ Единый реестр правовых актов и иных документов СНГ — Соглашение о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств (на русском языке) [1]
- ↑ Хартия СНГ , 22 января 1993 г. ( неофициальный английский перевод ). Русский текст здесь
- ^ Перейти обратно: а б с Экономический суд СНГ: обзор прецедентной практики (на русском языке). Архивировано 28 июня 2013 г. на Wayback Machine.
- ^ "Экономический Суд Содружества Независимых Государств - Судебные акты -" . sudsng.org . Retrieved 21 June 2016 .
- ^ "Экономический Суд Содружества Независимых Государств - Решение Экономического Суда СНГ номинировано на получение ... / 12.02.2015 -" . sudsng.org . Retrieved 21 June 2016 .
- ^ Law Business Research Ltd (6 февраля 2015 г.). «Голосуйте сейчас за премию GAR Awards - Новости - Новости, особенности и обзоры арбитража - Глобальный обзор арбитража» . Глобальный обзор арбитража . Архивировано из оригинала 8 марта 2016 года . Проверено 21 июня 2016 г.
{{cite web}}
:|last=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Отчет Экономического Суда СНГ 2015 . Минск: Экономический Суд СНГ. 2016. С. 53–54.