Соглашение Содружества Независимых Государств о свободной торговле услугами, учреждениях, операциях и инвестициях
The Agreement on Free Trade in Services, Establishment, Operations and Investment ( Russian : Соглашениео свободной торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций ) is an international agreement on the intention to create a free trade regime in services and investment signed by 7 post-Soviet states namely Russia , Armenia , Belarus , Kyrgyzstan , Kazakhstan , Tajikistan and Uzbekistan on 8 June 2023, at a meeting of the Commonwealth of Independent States (CIS) in Sochi , Russia [1] частично интегрировать Узбекистан и Таджикистан по общим стандартам ВТО ( Генеральное соглашение по торговле услугами ) и ЕАЭС (некоторые положения были заимствованы из законодательства ЕАЭС) даже без их членства в ВТО (Узбекистан) или ЕАЭС (Узбекистан и Таджикистан) ).
Сторонам соглашения гарантируются предсказуемые и понятные условия доступа на рынки финансовой, транспортной, строительной, туристической, образовательной и других сфер услуг. Страны Содружества разрабатывали документ 11 лет. Соглашение открыто для присоединения других стран, и не только Содружества. Документ вступит в силу через месяц после его ратификации как минимум тремя государствами-членами. [2] Особое внимание в документе уделяется финансовым услугам (банковским, страховым услугам, услугам, связанным с ценными бумагами), поскольку они действительно являются «кровью экономики», а также телекоммуникационным услугам. [3] Как и почти все другие соглашения СНГ, Соглашение не регулирует отношения с третьими странами и не ограничивает заключение других соглашений. [3] Информационно-аналитический департамент Исполкома СНГ в октябре 2023 года отмечает, что на данный момент в странах СНГ сложилась своеобразная пирамида интеграционных субъектов, отличающаяся глубиной экономической интеграции ( многоскоростная интеграция ), а также реализацией соглашения о свободной торговле и ряд других документов приведут к формированию полноценного единого экономического пространства в рамках Содружества. Внутри стран-участниц государственные границы перестанут быть препятствием для свободного перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капитала. [4] На данный момент происходит упрощение движения рабочей силы в странах СНГ, но полная свобода передвижения без разрешения на работу существует только в ЕАЭС.
Переговоры
[ редактировать ]Андрей Кушниренко Заместитель руководителя департамента экономического развития Исполкома СНГ в 2021 году заявил, что Соглашение обеспечит максимально возможную сегодня либерализацию торговли услугами и определит порядок работы компаний СНГ на рынках стран СНГ. других стран СНГ и защиты инвестиций, а также установить процедуры разрешения споров. Стороны также фиксируют существующие в национальном законодательстве ограничения на торговлю услугами и обязуются не ужесточать их друг для друга (« эффект храпового механизма» ). Затем страны-участницы соглашения постепенно снимут эти ограничения. "В переговорах по новому соглашению участвуют девять стран. Украина в их числе, но присутствует лишь формально. Киев, один из инициаторов переговоров о свободной торговле услугами, активно работал в этом направлении до 2014 года. Тогда они появлялись нерегулярно, в последние годы вообще не обозначали его позицию. Переговоры идут достаточно сложно. Страны СНГ, которые участвуют в переговорах, но не входят в ЕАЭС, хотят, чтобы степень открытия рынка услуг была близка к . «евразийский», но для этого они должны вступить в Союз. Другие страны СНГ, вступив в ВТО, уже очень существенно открыли свой рынок услуг для своих членов». - сказал он. Не все участники СНГ являются членами Всемирная торговая организация и члены Евразийского экономического союза . До сих пор не существует единого документа, который бы регулировал торговлю услугами между странами. Договор о ЕАЭС регулирует предоставление услуг среди его членов (всего 5 участников СНГ), а ГАТС ВТО регулирует предоставление услуг между его членами (всего 7 участников СНГ). [3]
«Мы уверены, что после вступления соглашения в силу увеличится количество компаний, работающих в сфере услуг, которые откроют свои дочерние предприятия в странах СНГ, увеличится объем трансграничной торговли услугами. Преференциальный будут созданы условия для компаний стран Содружества, поэтому конкуренция для других стран станет жестче. Мы не исключаем, что со временем цены на услуги в странах СНГ станут ниже, если, условно говоря, нотариальные услуги в Таджикистане будут оказываться только нотариусами. Рынок Таджикистана – это одна картина. Когда в эту страну смогут приезжать заинтересованные нотариусы из всех стран СНГ, это совсем другое. В этом случае ужесточение конкуренции приведет к тому, что сами услуги станут дешевле». Об этом заявил Андрей Кушниренко. [3]
Подписание
[ редактировать ]Соглашение подписали главы правительств России, Армении, Белоруссии, Киргизии, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана 8 июня 2023 года в Сочи, Россия.
Максим Решетников Министр экономического развития Российской Федерации заявил: «Сегодняшние соглашения должны естественным образом дополнять преференции в торговле товарами и стимулировать рост товарооборота между нашими странами. С одной стороны, документ напрямую регулирует сферу услуг, а с другой – развитие двух важных отраслей экономики: промышленности и сельского хозяйства. Такое регулирование будет стимулировать рост взаимных инвестиций, развитие производственных отношений и формирование новых цепочек добавленной стоимости. Условия работы для инвесторов будут не хуже, чем для местных предпринимателей или инвесторов из третьих стран. При этом мы определили список чувствительных отраслей, в которых каждая из стран может сохранять ограничения для иностранных компаний. Для наших государств это возможности усилить интеграцию и привлечь больше инвестиций. Для бизнеса – максимально прозрачные и понятные правила работы на рынках стран Содружества. Для граждан – лучшие услуги за меньшую цену на фоне усиления конкуренции среди компаний». [2]
Россия сохранит за собой право применять действующее законодательство для ограничения иностранных инвестиций в стратегические компании. Таджикистан сохранит за собой право ограничивать иностранные инвестиции в горнодобывающую промышленность. Узбекистан – в сфере электроэнергетики, атомной энергетики, машиностроения и других. Эксперты ожидают, что новые соглашения в сфере услуг и инвестиций позволят увеличить товарооборот стран СНГ на 1,1% в краткосрочной перспективе – около 81,3 млрд рублей, а взаимную торговлю услугами сторон соглашения – на 8% или 78,8 млрд руб. [2]
«Кроме того, в целях углубления торгово-экономических связей с партнерами по СНГ мы также включили в Соглашение ряд положений права ЕАЭС. Этот документ имеет особое значение в контексте сотрудничества со странами, не входящими в ЕАЭС – такими как Таджикистан и Узбекистан. Мы рассчитываем получить наиболее ощутимые результаты от реализации Соглашения с этими странами». - сказала Алеся Абраменко , заместитель министра экономики Республики Беларусь . [2]
См. также
[ редактировать ]- Содружество Независимых Государств
- Экономическая интеграция
- Евразийский экономический союз
- Зоны свободной торговли в Европе
- Постсоветские государства
- Торговый блок
- Правила происхождения
- Доступ к рынку
- Зона свободной торговли
- Тариф
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]Интернет-источники
[ редактировать ]- ^ "Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств" .
- ^ Jump up to: а б с д "Страны СНГ подписали соглашение о свободной торговле услугами" . www.economy.gov.ru . 8 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д "Что даст странам СНГ соглашение о свободной торговле услугами?" .
- ^ "Об актуальных направлениях сопряжения деятельности СНГ и других интеграционных объединений на его пространстве" .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Соглашения о свободной торговле
- Договоры, заключенные в 2023 году
- Содружество Независимых Государств
- Договоры России
- Договоры Беларуси
- Договоры Казахстана
- Договоры Кыргызстана
- Договоры Таджикистана
- Договоры Армении
- Договоры Узбекистана
- Зоны свободной торговли
- Сектор услуг экономики
- Евразийская экономическая интеграция