Шмуэль Янаи

Шмуэль «Самек» Янаи ( иврит : שמואל «סמק» ינאי ) (январь 1921 — 26 июня 2011) был бывшим израильским военно-морским командующим и заведующим Музеем нелегальной иммиграции Атлит в лагере для задержанных Атлит .
Биография
[ редактировать ]Шмуэль Познанский (позже Янай) родился в Варшаве . Он иммигрировал в подмандатную Палестину самостоятельно в возрасте 14 лет. Он учился в Технионе — Израильском технологическом институте и поселился в кибуце Неве Эйтан в долине Бейт-Шеан.
Военная карьера
[ редактировать ]В 1941 году Янаи присоединился к « Пальмаху» , а в 1943 году вошел в их военно-морскую группу. Военно-морская группа разрослась и к концу Второй мировой войны стала 10-й ротой Пальмаха, более известной как Пальям . Когда Пальмах был организован в батальоны , Пальям был присоединен к штабному батальону Пальмаха (4-й батальон).
Самек служил в роте «А» и был командиром двух нелегальной иммиграции кораблей «Хавива Рейк» . [ 1 ] который отплыл из Пирея 28 мая 1946 года и прибыл в Палестину 8 июня 1946 года с 462 пассажирами, и Генриеттой Сольд , [ 2 ] который отплыл из Пирея вместе со второй, меньшей лодкой по имени Рафи (командовал член Пальяма Арье (Кипи) Каплан) и прибыл в Палестину 12 августа 1946 года с 536 пассажирами. Двигатели Генриетты Сольд отказали, и Рафи отбуксировал его в залив острова Сирна , где они были задержаны на несколько дней, пока проблема не была устранена. Приближаясь к Хайфе , британцы перехватили лодку, и британский эсминец HMS Ajax , известный прежде всего победой над адмиралом графом Шпее в битве у реки Плейт , протаранил корабль. Затем британские солдаты высадились на борт, сразились, захватили пассажиров и переправили их в палаточный лагерь № 55 недалеко от Фамагусты на Кипре . [ 3 ] Конвоиры Хаганы оставались с иммигрантами на первом этапе депортации и сбежали из лагеря задержанных с помощью «Моссад Алия Бет».
С 1947 года до обретения Израилем независимости он занимал должность командующего « Пальяма» и командующего первой флотилией ВМС Израиля, состоящей из четырех нелегальных кораблей. 17 марта 1948 года была создана Военно-морская служба (предшественница Израильского морского корпуса ), и членам Пальяма было приказано присоединиться к ней.
24 августа 1948 года Янаи командовал операцией «Хашодед» на море. Два израильских корвета захватили « Арджиро» , корабль с оружием и боеприпасами, направлявшийся для снабжения арабских сил. Груз был передан израильским силам, ведущим войну за независимость. « Арджиро» затонул.
В 1951 году Янаи учился в Технионе . В 1952 году он начал учебу в Массачусетском технологическом институте , а в 1954 году получил степень магистра инженерного дела и менеджмента, став одним из первых офицеров ЦАХАЛа, получивших академическое образование за границей. В 1954 году вернулся служить на Военно-Морской Флот. В 1955 году он возглавил миссию военно-морских офицеров в Великобританию, наблюдая за модернизацией двух эсминцев класса «Z» , закупленных в Великобритании, что стало эталоном в переходе ВМС Израиля к более оснащенным военно-морским силам.
В 1956 году во время операции «Кадеш» во время Суэцкого кризиса Янаи захватил египетский эсминец «Ибрагим эль-Аваль» , который стал INS Haifa .
Деловая карьера и общественная активность
[ редактировать ]После ухода из ВМФ он был одним из 9 членов-учредителей « Цевет », первой организации ветеранов ЦАХАЛа. С 1963 по 1965 год он был третьим председателем «Цевета». В 1960-х годах он работал под руководством Тель-Авива-Яффо мэра Иегошуа Рабиновича, занимаясь развитием окраин города: моста Яркон; « Менашия »; « Шикун Ламед » и « Рамат-Авив Гиммель Районы ».
В конце 1960-х годов он управлял глубоководным коммерческим рыболовным предприятием из Эритреи, импортируя рыбу в Израиль через Красное море и Эйлат . В 1970–1986 годах он разрабатывал проекты жилой и коммерческой недвижимости в Эйлате и других частях Израиля.
С 2000 по 2008 год занимал пост председателя Музея нелегальной иммиграции «Атлит» .
С 1998 по 2005 год он организовывал встречи и симпозиумы ветеранов Пальяма , иммигрантов и офицеров ВМС Великобритании.
В 2000 году Янаи основал издательскую компанию «Хасфинот Шебадере». В 2001 году совместно с Йосефом Альмогом и фондом Пальям он опубликовал книгу под названием «Ворота открыты, Сборник воспоминаний, Тайная иммиграция». Книга содержит 194 статьи на иврите, написанные боевиками Хаапалы и Пальяма или членами их семей, в которых подробно описывается их участие в операциях Хаапалы. Двадцать три дополнительные статьи на английском языке были написаны канадскими и американскими оперативниками.
В 2003 году он был предпринимателем и историческим советником Ган Хаапала, расположенного в западном конце улицы Буграшова с видом на побережье Тель-Авива. Это место посвящено операциям Хаапалы и было построено на пожертвования сэра Рональда Коэна и его жены Шэрон Харел-Коэн в память об отце сэра Рональда, Майкле Коэне.
Награды и признание
[ редактировать ]В 2009 году он стал первым лауреатом Премии Йоси Хареля , присуждаемой Фондом Йоси Хареля людям, внесшим значительный вклад в чествование Хаапалы.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Корабль № 104, Хавива Рейк» . Хавива Рейк в Хайфе . Архивировано из оригинала (.JPG) 15 июля 2011 г. Проверено 29 ноября 2007 г.
- ^ «Корабль № 110, Генриетта Сольд» . Генриетта Сольд в Хайфе . Архивировано из оригинала (.JPG) 15 июля 2011 г. Проверено 29 ноября 2007 г.
- ^ Канюк, Йорам (1999). «Командир Исхода . Гроув Пресс, Нью-Йорк. стр. 143 . ISBN 0-8021-1664-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Яннаи (Познанский) Самуэль (Самак), сын Ехескеля Члены Пальмаха, Информационный центр Пальмах
- Alyah Bet Voyages Alyah Bet Voyages, часть проекта Aliyah Bet, включает фотографии и подробную информацию о лодках Aliyah Bet, портах отправления, датах отплытия, датах прибытия в Палестину и количестве иммигрантов на борту. Страница под названием «Список № 2 за 1945–1948 годы» включает подробную информацию об обеих лодках, «Хавива Рейк» и «Генриетта Сольд», которыми командовал Шмуэль Янаи.
- Дилемма Дариена, Люди в фильме