Аменхотеп (верховный жрец Амона)
Аменхотеп | |
---|---|
Верховный жрец Амона | |
Предшественник | Рамессенахт |
Преемник | Пианх или Херихор |
Династия | 20-я династия |
фараон | Рамсес IX , Рамсес X , Рамсес XI |
Отец | Рамессенахт |
Мать | Он добавит-Аат |
Похороны | ТТ 58 (ПиМ, И-1, 1994, стр. 119) |
Аменхотеп был верховным жрецом Амона в конце двадцатой династии Египта , служа при Рамсесе IX , Рамсесе X и Рамсесе XI . Он был сыном Рамсеснахта , предыдущего первосвященника Амона. [ 1 ] [ 2 ] Не подлежит сомнению, кто сменил его на посту. Долгое время предполагалось, что за ним следовал первосвященник Герихор . Однако Карл Янсен-Винкельн предположил, что вместо этого Аменхотепа сменил первосвященник Пианх . [ 3 ] [ 4 ] Нам известны имена нескольких его братьев и сестры: [ 5 ]
- его (старший?) брат, пророк Амона Мерибаст II
- его брат, главный управляющий Усимаренакт II
- его сестра Аатмерет I
- его брат, Второй Пророк Амона Нешамуна I (см. ниже)
«Преступление против первосвященника»
[ редактировать ]Из нескольких упоминаний в папирусах «Ограбление гробниц» ( пап. Майер А ; пап. BM 10383; пап. BM 10052) можно сделать вывод, что незадолго до начала эпохи, известной как Вехем Месут , наместник Куша Пинехеси напал на Фивы и отстранили от должности первосвященника Аменхотепа. [ 6 ] [ 7 ]
В первые десятилетия 20-го века существовала большая путаница как относительно даты того, что стало называться «Подавлением», так и относительно точной роли, которую сыграл Пинехеси. В то время как один из первых египтологов, такой как Вильгельм Шпигельберг, предполагал, что восстал сам Аменхотеп, Сете показала, что Аменхотеп был жертвой, а не угнетателем. Чаще всего «Подавление» относилось к периоду правления Рамсеса IX или к первым годам правления Рамсеса XI. Сейчас общепринято, что подавление произошло незадолго до Вехем Месута, начавшегося в 19 году правления Рамсеса XI. Было высказано предположение, что это «Возрождение», возможно, было провозглашено, чтобы ознаменовать конец трудного периода, частью которого было отстранение от должности Аменхотепа. [ 8 ]
В очень подробном исследовании Ким Ридил показал, что традиционный перевод египетского термина « thj » «подавление» вводит в заблуждение, поскольку предполагает, что Аменхотеп каким-то образом был осажден и/или лишен свободы. Этот термин скорее обозначает более общий акт агрессии. [ 9 ] Поэтому следует предпочесть более нейтральный перевод, такой как «преступление против Первосвященника».
Неизвестно, кто именно положил конец «преступлению». Однако кажется очевидным, что Пинехаси бежал на юг и сумел сохранить свою власть в Нубии , по крайней мере, до 10 года Возрождения, когда он упоминается в письме первосвященника Амона Пианха .
Достоверно неизвестно, пережил ли первосвященник Аменхотеп насильственные действия Пинехаси. Однако Венте опубликовал сильно поврежденную надпись из Карнака , в которой первосвященник (имя утеряно, но почти наверняка Аменхотеп) вспоминает период, когда он был отстранен от должности. Текст весьма наводит на мысль о том, что Аменхотеп был восстановлен на своей прежней должности после обращения к царю. [ 10 ] Если Аменхотепа сменил Херихор, понтификат Аменхотепа должен был закончиться самое позднее к пятому году эпохи Возрождения, поскольку, согласно этой модели, это год, в котором священник Венамун отправился в свое путешествие в Библос . Поскольку в « Истории Венамуна» Херихор упоминается как первосвященник, к тому времени Аменхотеп, должно быть, уже был мертв. Однако неясно, действительно ли анонимный «5-й год» «Истории Венамуна» принадлежит эпохе Возрождения.
Пианх , другой кандидат на престол, впервые надежно засвидетельствован в 7 году Вехем Месута. [ 11 ] [ 12 ] Если бы карьера Херихора опустилась раньше карьеры Пианха (что сейчас оспаривается Янсеном-Винкельном и растущим числом египтологов), это оставило бы очень мало времени для карьеры Аменхотепа после преступления.
«Горестная повесть»
[ редактировать ]В 1962 году Г. Фехт опубликовал теорию о том, что Папирус Москва 127, широко известный как « Горестная повесть » или «Письмо Вермая», на самом деле был римским ключом , содержащим завуалированные ссылки на преступление против Аменхотепа, совершенное вице-королем Пинехеси. , причем имя Вермаи интерпретируется как игра слов на похожем по звучанию папском титуле. [ 13 ] Если Фехт прав, «Горестная повесть» предоставляет дополнительные доказательства того, что Аменхотеп вернулся на свой пост. Теория Фехта недавно была снова подхвачена Адом Тийсом. Он предполагает, что «Письмо Вермаи» могло быть «пропагандистским оружием, направленным на дискредитацию Панехси, который в годы после подавления, должно быть, все еще представлял серьезную угрозу для Аменхотепа». [ 14 ]
Несамун
[ редактировать ]Второй пророк Амона Несамун, брат Аменхотепа, также претендует на должность Первосвященника Амона. Он делает это в надписи на основании статуи своего отца Рамессеснакта. [ 15 ] Однако он не мог ни предшествовать, ни преследовать своего брата:
- на первом этапе понтификата Аменхотепа именно некий Тьянефер засвидетельствован как Второй Пророк Амона, что показывает, что Несамун стал известен только позже. [ 16 ]
- в знаменитом Оракуле 7-го года Вхм Мсвт Несамун все еще представлен как Второй Пророк вместе с Первосвященником Амона Пианха. [ 17 ] Однако было отмечено, что Пианх более или менее стоит в стороне, в то время как Несамун выполняет роль, которую обычно играет исполняющий обязанности Верховного Жреца. [ 18 ]
Было высказано предположение, что Несамун, возможно, действовал в качестве «временного» первосвященника, заменив своего брата во время преступления против последнего, совершенного наместником Куш -Пинехеси . [ 19 ] Такой сценарий мог бы объяснить, почему Верховный Жрец Пианх, очевидно, позволил ему выполнять роль, которую обычно играет исключительно Верховный Жрец Амона.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Первосвященники Амона» . Архивировано из оригинала 24 марта 2008 г. Проверено 3 октября 2013 г.
- ^ Моррис Л. Бирбриер, Позднее Новое царство в Египте, Уорминстер (1975), 10-13
- ^ Карл Янсен-Винкельн, ZÄS 119 (1992), 22-37
- ^ Карл Янсен-Винкельн, GM 157 (1997), 49-74
- ^ Моррис Л. Бирбриер, Позднее Новое царство в Египте, Уорминстер (1975), 10-13
- ^ Моралес, AJ, «Подавление первосвященника Аменхотепа: предложение о роли Панхези», Göttinger Miszellen 181 (2001), 59–75.
- ^ Нивински, А., «Гражданская война, военный переворот и чрезвычайное положение в Египте при Рамзесе XI. Попытка новой интерпретации древних источников», в ответ Бруннер-Траут , 235–262.
- ^ Ад Тайс, Переосмысление конца Двадцатой династии, часть II, GM 170 (1999), 98
- ^ Ким Ридал, SAK 43 (2014), 359-373
- ^ Эдвард Ф. Венте, «Подавление первосвященника Аменхотепа», Журнал ближневосточных исследований, 1966 г.
- ^ Нимс, JNES 7 (1948), 157-162.
- ^ Ад Тайс, SAK 38 (2009), 343–353.
- ^ Г. Фехт, Московское «Литературное письмо» как исторический документ, ЗЭС 87 (1962), 12-31.
- ^ Ад Тайс, SAK 35 (2006), 307–326.
- ^ CGC 42162; Г. Легрен, ASAE 6 (1905), 133.
- ^ Т. А. Бач, GM 148 (1995), 9-11; Ад Тайс, SAK 38 (2009), 346
- ^ Нимс, JNES 7 (1948), 157-162.
- ^ Л. Белл, Серапис 6 (1980), 44
- ^ Ад Тейс, Второй Пророк Несамун и его претензии на Первосвященство, Studien zur Altägyptischen Kultur (SAK) 38 (2009), 343-353.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Вильгельм Шпигельберг , Бесчинство первосвященника Аменхотпе при Рамзесе IX, ZÄS 58 (1923), 47-48
- Курт Сете, Предполагаемое восстание первосвященника Аменхота при Рамзесе IX, ZÄS 59 (1924), 60-61
- Т. Эрик Пит , Предполагаемая революция первосвященника Аменхотпе при Рамсесе IX, JEA 12 (1926), 254-259
- Г. Фехт, Московское «Литературное письмо» как исторический документ, ЗЭС 87 (1962), 12-31.
- Ким Ридал, Повесть о семантике и подавлении: новая интерпретация папируса Майера А и так называемой «Войны первосвященника» во время правления Рамсеса XI, SAK 43 (2014), 359–373
- Уте Руммель , Война, смерть и захоронение первосвященника Аменхотепа: археологические данные в Дра Абу эль-Нага , SAK 43 (2014), 375-397