Эффект превосходства слов
В когнитивной психологии эффект превосходства слов ( WSE ) относится к явлению, заключающемуся в том, что люди лучше распознают буквы, представленные в словах, по сравнению с изолированными буквами и буквами, представленными в несловных (орфографически незаконных, непроизносимых массивах букв) строках. [ 1 ] Исследования также обнаружили WSE, когда идентификация букв в словах сравнивается с идентификацией букв в псевдословах. [ 2 ] (например, «WOSK») и псевдоомофоны [ 3 ] (например, «ВЕРК»).
Эффект был впервые описан Кеттелом (1886). [ 4 ] и важный вклад был сделан Райхером (1969). [ 5 ] и Уиллер (1970). [ 6 ] Кеттелл впервые написал: «Я обнаружил, что чтение слов, не имеющих связи , занимает примерно в два раза больше времени, чем чтение слов, составляющих предложения, и букв, не имеющих связи, чем букв, составляющих слова. Когда слова составляют предложения, а буквы — слова Мало того, что процессы видения и называния перекрываются, но одним умственным усилием испытуемый может распознать целую группу слов или букв». [ 4 ]
Г. Райхер и Д. Уилер разработали базовую экспериментальную парадигму изучения WSE, получившую название парадигмы Райхера-Уиллера. В этой парадигме наблюдателю предоставляется строка слов или неслов, за которой следует маска (краткий стимул для измерения воздействия на поведение). Затем наблюдателя просят назвать одну из букв из указанной позиции в этом слове или строке, что делает тест двухальтернативным принудительным выбором (2-AFC). Например, для буквы R в слове «карта» наблюдателя можно попросить выбрать между буквами R и T, и обычно это будет более эффективно, чем если бы его попросили сделать тот же выбор с помощью строки букв, таких как «cqrd». [ 1 ] Каждое возможное завершение с двумя возможными буквами в условии слова дает слово.
С тех пор WSE был тщательно изучен в контексте когнитивных процессов, происходящих во время чтения . Также было проведено большое количество исследований, чтобы попытаться смоделировать эффект с помощью коннекционистских сетей .
Экспериментальная задача
[ редактировать ]WSE традиционно тестировался с использованием тахистоскопа , поскольку необходимо тщательно контролировать продолжительность представления буквенной строки. Недавно программное обеспечение для презентации стимулов позволило гораздо проще манипулировать продолжительностью презентации с помощью компьютеров. WSE также описан без тахистоскопа. [ 7 ]
Строка букв, обычно четыре или пять, высвечивается на экране на несколько миллисекунд. Затем читателям предлагается выбрать, какая из двух букв была в мигающей строке. Например, если бы «WOSK» было прошито, читателю, возможно, пришлось бы решить, была ли «K» или «H» в «WOSK». WSE возникает, когда испытуемые более последовательно выбирают правильную букву, когда цепочка букв представляет собой настоящие слова, а не неслова (например, «WKRG») или отдельные буквы.
Гипотезы
[ редактировать ]Существование WSE обычно подразумевает, что слова имеют в уме определенные преимущества доступа или кодирования, которых нет у псевдослов или отдельных букв. Различные исследования показали, что это различие является результатом различий в произношении (неслова не произносятся и, следовательно, их не так легко запомнить), частоте (настоящие слова встречаются и используются чаще), значимости (настоящие слова имеют семантическую ценность и, следовательно, лучше сохраняются в памяти), орфографическая регулярность (настоящие слова следуют знакомым правилам написания и, следовательно, лучше сохраняются в памяти) или плотность соседства (настоящие слова имеют тенденцию иметь больше общих букв с другими словами, чем неслова, и, следовательно, вызывают большую активность в уме).
Другие исследования показали, что на WSE сильно влияют или даже индуцируют экспериментальные факторы, такие как тип маскировки, используемый после представления слова, [ 8 ] или продолжительность действия масок.
Модели
[ редактировать ]Две популярные модели, претендующие на объяснение WSE, — это модель интерактивной активации (IAM). [ 9 ] и модель двухмаршрутного кодирования (DRC). [ 10 ] Ни одна из этих моделей не учитывает внимание; Эта взаимосвязь изучалась в ходе исследования WSE. Факты показывают, что WSE сохраняется без сознательного осознания наблюдателем представленного слова, а это означает, что внимание не является необходимым для WSE и не участвует в этом явлении. Однако было продемонстрировано, что фокус внимания модулирует WSE, что согласуется с недавними нейрофизиологическими данными, объясняющими, что внимание фактически модулирует ранние стадии обработки текста. [ 1 ]
Модель активации-проверки (AVM) — это еще одна модель, разработанная для учета данных о времени реакции в задачах лексического принятия решений и именования. Основными операциями, изучаемыми в AVM и участвующими в распознавании слов и букв, являются кодирование, проверка и принятие решения. [ 11 ] И IAM, и AVM разделяют многие основные предположения, такие как тот факт, что входной стимул активирует пространственно-специфичные буквенные единицы, что активирует буквенные единицы, модулирует активность словесных единиц и что на распознавание букв и слов часто влияют нисходящие процессы. (например, читая фразу «Корова говорит...», человек догадывается «муу» и, проверяя, что слово начинается с «м», игнорирует остальные буквы). [ 11 ]
ВФБ и модель интерактивной активации
[ редактировать ]WSE оказалась важным открытием для моделей распознавания слов и, в частности, поддерживается моделью интерактивной активации распознавания слов Румельхарта и Макклелланда. Согласно этой модели, когда читателю предлагается слово, каждая буква параллельно будет либо стимулировать, либо подавлять различные детекторы признаков (например, изогнутую форму для буквы «C», горизонтальные и вертикальные полосы для «H» и т. д.). [ 12 ] Эти детекторы функций затем будут стимулировать или блокировать различные детекторы букв, которые, в конечном итоге, будут стимулировать или блокировать различные детекторы слов. Некоторые слова можно активировать с помощью этих стимуляций. Однако тот факт, что комбинация букв не имеет смысла, может помешать этим словам, которые были активированы ранее. [ 13 ] Каждое активированное соединение будет иметь разный вес, и, таким образом, слово «РАБОТА» в примере будет активировано больше, чем любое другое слово (и, следовательно, распознается читателем).
Согласно этой модели интерактивной активации, WSE объясняется следующим образом: когда целевая буква представлена в слове, все детекторы функций, детекторы букв и детекторы слов будут активированы, что добавляет веса окончательному распознаванию стимула. Однако, когда представлена только буква, будет активирован только уровень детектора букв. Следовательно, мы можем более четко запомнить представленное слово-стимул и, таким образом, более точно определить составляющие его буквы, как это наблюдается в WSE.
Модель активации-проверки
[ редактировать ]АВМ [ 11 ] занимается операциями кодирования, проверки и принятия решений. Кодирование используется для описания ранних операций, которые приводят к бессознательной активации заученных единиц в памяти. После кодирования происходит проверка. Проверка часто приводит к сознательному распознаванию респондентами одной лексической статьи. Верификацию следует рассматривать как независимый нисходящий анализ стимула, который руководствуется сохраненным или ранее изученным представлением слова. Обработку в режиме реального времени при проверке можно имитировать с помощью компьютерного моделирования. Наконец, факторы, влияющие на скорость и точность работы в конкретной парадигме, зависят от того, основаны ли решения в первую очередь на информации, полученной в результате кодирования или проверки.
Неблагоприятный эффект превосходства слов
[ редактировать ]Один из выводов отчета Джонстона и Макклелланда заключался в том, что WSE не возникает неизбежно всякий раз, когда мы сравниваем слово и неслово. Скорее, это в некоторой степени зависит от стратегий, которые читатели используют во время выполнения задачи. Если бы читатели уделяли больше внимания букве в определенной позиции , они бы испытали неблагоприятный эффект превосходства слов. Это связано с тем, что читатель больше не будет иметь преимущества от активации уровня детектора слов с таким большим весом, если он не сосредоточится на полном слове.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Фаликман, М.В. (2011). «Словное превосходство влияет на разные виды внимания». Журнал российской и восточноевропейской психологии . 49 (5): 45–61. дои : 10.2753/rpo1061-0405490503 . S2CID 145796440 .
- ^ Макклелланд, Дж.Л.; Дж. К. Джонстон (1977). «Роль знакомых единиц в восприятии слов и неслов» (PDF) . Восприятие и психофизика . 22 (3): 249–261. дои : 10.3758/bf03199687 . Архивировано из оригинала (PDF) 11 июня 2016 г. Проверено 30 июня 2008 г.
- ^ Ферраро, Франция; Дж. Честейн (1997). «Анализ эффектов задачи Райхера». Журнал общей психологии . 121 (4): 411–442. дои : 10.1080/00221309709595569 .
- ^ Перейти обратно: а б Кеттелл, Дж. М. (1886). «Время, необходимое, чтобы увидеть и назвать предметы» . Разум . ос–XI (41): 63–65. дои : 10.1093/mind/os-XI.41.63 .
- ^ Райхер, генеральный директор (1969). «Перцептивное распознавание как функция значимости стимульного материала». Журнал экспериментальной психологии . 81 (2): 275–280. дои : 10.1037/h0027768 . ПМИД 5811803 .
- ^ Уиллер, Д.Д. (1970). «Процессы распознавания слов» (PDF) . Когнитивная психология . 1 (1): 59–85. дои : 10.1016/0010-0285(70)90005-8 . hdl : 2027.42/32833 .
- ^ Принцметал, В. (1992). «Эффект словесного превосходства не требует Т-прицела» . Восприятие и психофизика . 51 (5): 473–484. дои : 10.3758/bf03211643 . ПМИД 1594437 . Проверено 30 июня 2008 г.
- ^ Джонстон, Джей Си; Дж. Л. Макклелланд (1973). «Визуальные факторы восприятия слова» (PDF) . Восприятие и психофизика . 14 (2): 365–370. дои : 10.3758/bf03212406 . Архивировано из оригинала (PDF) 24 мая 2014 г. Проверено 30 июня 2008 г.
- ^ Макселланд, Дж.; Румельхарт, Д. (1981). «Интерактивная модель активации контекстных эффектов при восприятии букв: часть 1. Изложение основных выводов». Психологический обзор . 88 (5): 375–407. дои : 10.1037/0033-295X.88.5.375 .
- ^ Зиглер, Дж.; Рэстл, К.; Перри, К.; Лэнгдон, Р.; Колтхарт, М. (2001). «DRC: каскадная модель с двойным маршрутом визуального распознавания слов и чтения вслух». Психологический обзор . 108 (1): 204–56. дои : 10.1037/0033-295X.108.1.204 . ПМИД 11212628 .
- ^ Перейти обратно: а б с Паап, КР; Ньюсом, СЛ; Макдональд, Дж. Э.; Шваневельдт, RW (1982). «Модель активации-проверки распознавания букв и слов: эффект превосходства слов». Психологический обзор . 89 (5): 573–594. дои : 10.1037/0033-295x.89.5.573 . ПМИД 7178333 .
- ^ Чейз, Кристофер Х.; Таллал, Паула (1990). «Развивающаяся интерактивная модель активации эффекта словесного превосходства». Журнал экспериментальной детской психологии . 49 (3): 448–487. дои : 10.1016/0022-0965(90)90069-к . ПМИД 2348161 .
- ^ Альтманн, Джерри; Шиллкок, Ричард (2013). Когнитивные модели обработки речи: Вторая встреча в Сперлонге . Психология Пресс. п. 213. ИСБН 978-1134832866 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Штернберг, Роберт Дж. (2006). Когнитивная психология ; четвертое издание.
- Краудер, Роберт Г. и Вагнер, Ричард К. (1992). Психология чтения , второе издание. п. 79.
- Харрис, Маргарет и Колтхарт, Макс. (1986) Обработка речи у детей и взрослых . п. 155.
- Фрэнсис, Грег, Нит, Ян, Маккеун, Энджи и Голдтуэйт, Данали. (2004). Бельмонт: Уодсворт, с. 73–74.
- Грейнджер, Джонатан; Бутевен, Себастьен; Трук, Кэти; Бастьен, Мирей; Зиглер, Йоханнес (2003). «Превосходство слов, превосходство псевдослов и обучение чтению: сравнение читателей с дислексией и нормальных читателей». Мозг и язык . 87 (3): 432–440. дои : 10.1016/s0093-934x(03)00145-7 . ПМИД 14642545 . S2CID 34172260 .
- Иордания, ТР; де Брейн, О. (1993). «Превосходство слова над отдельными буквами: пренебрегаемая роль фланкирующих контуров маски». Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность . 19 (3): 549–63. дои : 10.1037/0096-1523.19.3.549 .
- Иордания, ТР; Патерсон, КБ; Альмабрук, ААА (2010). «Раскрытие превосходной чувствительности слов на арабском языке». Восприятие . 39 (3): 426–428. дои : 10.1068/p6637 . ПМИД 20465177 . S2CID 39544317 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Наука распознавания слов» Кевина Ларсона, 2004 г.