Раздражающая туника
Туника молеста ( лат. «раздражающая рубашка») представляла собой тунику, пропитанную смолой и другими легковоспламеняющимися веществами, такими как нафта или смола. [ 1 ] Его надевали на жертву, а шею жертвы прикрепляли к столбу железным ошейником. Затем его подожгли, в результате чего жертва сгорела заживо. [ 2 ] : 17 [ 3 ] Tunicae molestae использовались для казней и пыток в Римской империи .
Это также форма Пламенной Рубашки, которую позже использовали после сожжения, как описано в «Книге мучеников» Фокса .
Происхождение
[ редактировать ]Ученые не пришли к единому мнению о происхождении туники молеста. Бен Хаббард считает, что Нерон изобрел тунику молеста. Вероятно, это не так, поскольку туника появляется в литературе за столетия до правления Нерона. [ 4 ] : 174 Туника молеста, по-видимому, впервые появилась как элемент гладиаторских игр. [ 5 ] Истоки гладиаторских игр более неясны. [ 6 ]
Римская традиция считала, что гладиаторские игры не имели римского происхождения. [ 7 ] Джулия Шир ведет свое происхождение от греческих фестивалей, ныне известных как Панафинские игры. [ 8 ] : 4 На этих торжествах присутствовали «танцоры с оружием» (греч. пиррихистай ), которых часто считают предшественниками гладиаторов. Некоторые римские писатели считали, что гладиаторские игры произошли от Большого цирка или Цирка Фламина , который возник при этрусских царях в шестом веке до нашей эры. [ 7 ] Цирковые игры были государственными мероприятиями под председательством магистрата и финансировались государством, тогда как гладиаторские представления возникли позже и не возникли как государственные мероприятия. [ 9 ]
Наиболее вероятно, что игры начались как часть «подношений», причитавшихся важным людям после их смерти. Целью было продемонстрировать свой престиж и поднять статус своей семьи. [ 9 ] Эти римские зрелища были публичной демонстрацией силы. [ 10 ] Важность похорон как важных событий, которыми наследники пользовались по этим причинам, хорошо засвидетельствована. [ 11 ] Именно в этом контексте впервые упоминаются римские гладиаторские бои. [ 11 ]
В ранних обществах насилие, связанное с кровавыми видами спорта, и священное часто были связаны друг с другом в священных контекстах, таких как похороны. [ 12 ] В Риме эти зрелища, называемые мунера , могли включать в себя пьесы и гонки на колесницах, а также боевые виды спорта. [ 13 ]
Практики
[ редактировать ]Туника молеста обычно использовалась для казни преступников; Считалось, что это имеет особое значение для поджигателей. [ 14 ] Смертные казни обычно применялись во время гладиаторских игр в Амфитеатре, в обеденный перерыв, когда все формы публичных казней, включая смерть посредством кремации . проводились [ 4 ] : 54
Казнь через сожжение часто была частью драматического представления греко-римской мифологии. [ 15 ] Драмы, в которых содержался конфликт между добром и злом, считались морально возвышающими, а публичные казни осужденных преступников, как полагали, вдвойне улучшали добродетель, обеспечивая реальное сдерживающее средство в жизни. [ 16 ] Ко второй половине первого века доказательства того, что казни были публичным зрелищем, стали особенно убедительными. [ 16 ] После этого обгоревший труп протащили за крюк по всей арене на виду у зрителей, хотя историк Дэвид Кайл пишет, что так обращались только с трупами ненавистных и опасных. [ 2 ] : 17 [ 17 ]
Огонь был законным средством пыток, издевательств и казней в империи. [ 17 ] Его использовали для получения показаний от рабов, на арене, чтобы спровоцировать людей и животных, не желавших сражаться, и для подтверждения смерти. [ 17 ]
Его определенно использовали для пыток и убийств христиан, и Нерон действительно казнил таким образом множество христиан; [ 18 ] отчасти это произошло потому, что ранние христиане предпочитали быть похороненными, как Иисус, а не сожженными. [ 17 ] Тертуллиан писал: «Нас называют «пидорами» и «полуосными людьми», потому что мы привязаны к полуосному столбу и вокруг нас свалены хворосты, и нас сжигают». [ 17 ] [ 19 ] Смерть не была быстрой; Кайл пишет, что мучения от «медленного ожога» были нормой. [ 17 ]
Одним из величайших сатириков Римской империи был Децим Юний Ювеналис , который говорит Тигеллину Софонею , стороннику Нерона, который поощрял худшие страсти Нерона, что он сам вскоре «сияет в этом факеле, как туника». [ 2 ] : 17
Томас Видеманн писал, что «эпиграмма в « Книге зрелищ» относится к кому-то «на утренней арене», играющему роль Муция Сцеволы , римского героя, доказавшего свою храбрость в присутствии этрусского короля Ларса Порсены [около 500 г. до н. э. ], просунув правую руку в пламя; говорят, что это было альтернативой тунике молеста ». [ 20 ] [ 21 ] Знаменитые шарады, воспроизводившие это событие, иногда оказывались фатальными. [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Римские времена: Туника Молеста: римская казнь в огне» . 9 декабря 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с ЮВЕНАЛИС, Децим Юний и др. Сатиры Ювенала и Персия. С английскими заметками лучших комментаторов К. Антона ... Новое издание, отредактированное Дж. Т. Уилером. Великобритания, НП, 1858 г.
- ^ Огненный наряд
- ^ Перейти обратно: а б Хаббард, Бен. Гладиаторы. США, Cavendish Square Publishing LLC, 2016 г.
- ^ Видеманн 2002 , стр. 86, 185.
- ^ Видеманн 2002 , стр. 1–6.
- ^ Перейти обратно: а б Видеманн 2002 , с. 1.
- ^ Шир, Джулия Л. Служение Афине: фестиваль Панафинеи и формирование афинской идентичности. Np, Издательство Кембриджского университета, 2021. ISBN 9781108618021
- ^ Перейти обратно: а б Видеманн 2002 , с. 2.
- ^ Видеманн 2002 , с. 3.
- ^ Перейти обратно: а б Видеманн 2002 , с. 5.
- ^ Кайл 2012 , с. введение, 7.
- ^ Махони 2001 , с. VII.
- ^ Клосс 2020 , с. 256.
- ^ Видеманн 2002 , стр. 85–87.
- ^ Перейти обратно: а б Видеманн 2002 , с. 85.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Кайл 2012 , с. 170.
- ^ Видеманн 2002 , с. 86.
- ^ Тертуллиан, Апологетик 50.3: « Это правда, что вас теперь называют sarmenticios и semaxios, потому что мы ищем круг ветвей средней оси полюса [...] »
- ^ Видеманн 2002 , стр. 87–88.
- ^ Эпиграмма, о которой идет речь, - это эпиграмма Марсьяля 10.25 .
Библиография
[ редактировать ]- Клосс, Вирджиния М. (2020). Пока горел Рим: пожар, лидерство и городская катастрофа в римском культурном воображении . Издательство Мичиганского университета. ISBN 9780472131907 .
- Кайл, Дональд Г. (2012). Зрелища смерти в Древнем Риме . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781134862719 .
- Махони, Энн (2001). Римский спорт и зрелища . Издательская компания Хакетт, Инкорпорейтед. ISBN 9781585106066 .
- Видеманн, Томас (2002). Императоры и гладиаторы . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781134990405 .