Шкала адаптивного поведения Вайнленда
Шкала адаптивного поведения Вайнленда | |
---|---|
Цель | оценить умственную отсталость |
Шкала адаптивного поведения Вайнленда — это психометрический инструмент, используемый в детской и подростковой психиатрии и клинической психологии . Он особенно используется при оценке лиц с умственной отсталостью , общим расстройством развития и другими типами задержки развития . [1]
История
[ редактировать ]Шкала адаптивного поведения Вайнленда была впервые опубликована в 1984 году. [2] как пересмотренная версия шкалы социальной зрелости Вайнленда , названной в честь учебной школы Вайнленда в Вайнленде, штат Нью-Джерси, где ее разработал Эдгар Долл.
В 2005 году был опубликован Vineland-II, в котором добавлен 4-й домен двигательных навыков, а в 2016 году был опубликован Vineland-3, где общее количество пунктов шкалы увеличилось на 34%. [3]
Цель
[ редактировать ]Шкала адаптивного поведения Вайнленда оценивает уровень адаптивного функционирования человека путем стандартизированного опроса человека или лица, осуществляющего за ним уход, на основании их повседневных действий, таких как ходьба, разговор, одевание, поход в школу, приготовление еды и т. д. Оригинальное интервью Вайнленда оценивались три области: общение, социализация и повседневная жизнь, которые соответствуют трем областям адаптивного функционирования, признанным Американской ассоциацией по проблемам умственного развития и нарушений развития, а именно концептуальным навыкам (язык и грамотность, математика, концепции времени и числа и самоуправление) социальные навыки и практические навыки повседневной жизни. [4]
Ограничения
[ редактировать ]Поскольку не существует золотого стандарта оценки адаптивного поведения, валидность этого инструмента неизвестна. [3]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эйлуорд, Глен (1994). Руководство для практикующего специалиста по развивающему и психологическому тестированию . Спрингер. ISBN 978-0-306-44689-4 .
- ^ С. С. Воробей, Д. А. Балла, Д. В. Чикетти (1984) Шкалы адаптивного поведения Вайнленда. Серкл-Пайнс, Миннесота: Американская служба ориентации
- ^ Jump up to: а б Фермер, Кристан; Адедипе, Ди; Бал, Ванесса; Хлебовски, Колби; Турм, Одри (январь 2020 г.). «Согласование шкал адаптивного поведения Вайнленда, второго и третьего изданий» . Журнал исследований умственной отсталости . 64 (1): 18–26. дои : 10.1111/jir.12691 . ISSN 0964-2633 . ПМК 6941197 . ПМИД 31657503 .
- ^ «Диагностические критерии умственной отсталости Американской ассоциации по интеллектуальным нарушениям и нарушениям развития (AAIDD)» . 23 марта 2019 года . Проверено 12 марта 2022 г.