Адмирал Джуэль
![]() HMS Sappho захватывает датский бриг «Адмирал Джал»
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Кристин Генриетта |
Владелец | Йенс Линд и партнеры из Копенгагена |
Строитель | Франция |
Приобретенный | При покупке в сентябре 1807 г. |
Переименован | Адмирал Джуэль (1807 г.) |
Захваченный | 2 марта 1808 г. |
Общие характеристики | |
Тонны нагрузки | 160 ( бм ) |
План паруса | Бриг |
Дополнить | 83 |
Вооружение |
|
Каперский бриг «Адмирал Юэль» был вторым по величине кораблем в Дании и Норвегии, получившим каперские грамоты во время войны канонерских лодок между Данией и Великобританией. Британский Королевский флот захватил его в примечательном бою с одним кораблем в 1808 году.
Фон
[ редактировать ]Британское нападение на Копенгаген в 1807 году с суши и с моря оставило Данию с небольшим количеством военных кораблей и плохими возможностями для продолжения борьбы со своим новым врагом. Линейный корабль HDMS Prinds Christian Frederik и несколько бригов находились (временно) в безопасности в норвежских портах, а эскадрильи канонерских лодок в других местах побережья предназначались в первую очередь для обороны.
Через неделю после ухода британских войск с остатками датского флота правительство короля Кристиана VII в Копенгагене обнародовало Положение о датских каперах (1807 г.). Дания находилась в состоянии войны с Великобританией, и часть борьбы досталась каперам. [ 1 ]
Дания и Норвегия выдали Капербрев ( каперские грамоты ). [ 2 ] [ а ]
С 1807 по 1813 год датские судоходные компании передавали в дар государству подходящие корабли (бриги, шхуны и галеасы), которые затем могли оснастить корабли для их новой каперской роли. Одним из таких кораблей был бриг «Адмирал Джуэль» . [ 3 ]
Датские каперы были важным тактическим оружием в ходе войны. [ 4 ] Они не находились на равных с британскими военными кораблями, но, заставляя британские торговые суда следовать системе конвоев для защиты, меньшее количество военных кораблей было доступно для активной войны против Дании. [ 5 ]
Адмирал Джуэль
[ редактировать ]Три датских торговых корабля, спущенные на воду в 1807 году, были названы «Адмирал Джуэль» или «Адмирал Н Джуэль» . [ 6 ] Все трое получили каперские грамоты от датских властей, но только один был бригом. Корабли были названы в честь датского адмирала XVII века Нильса Юэля . Стоит подчеркнуть, что ни один корабль с таким названием не зарегистрирован в составе Королевского флота Дании. [ 7 ] хотя четыре последних военно-морских корабля были названы Нильсом Юэлем не , а назначенный ею капитан Йорген Йоргенсен указан в списке датских военно-морских офицеров. [ 8 ] [ б ]
События
[ редактировать ]В сентябре 1807 года пивовар и капитан Йенс Линд и партнеры из Копенгагена приобрели бриг «Кристина Генриетта» , торговое судно французской постройки. [ 3 ] и передал ее государству для переоборудования и оснащения в качестве капера с 28 пушками и экипажем из 91 человека. Йенс Линд и партнеры также вложили средства в еще три капера, которые были оснащены в Хельсингёре младшим тезкой Йенса Линда. [ 10 ] По завершении ремонта Кристина Генриетта была переименована в Адмирала Жюэля . [ 3 ] [ 5 ] При водоизмещении 170 тонн ( Бм ) корабль был вторым по величине во всем датском каперском флоте. [ 5 ]
4 декабря 1807 года Йорген Йоргенсен был на аудиенции у наследного принца Фредерика и после небольшой церемонии получил командование переоборудованным адмиралом Юэлем . Ему вручили каперскую грамоту и заставили поклясться соблюдать правила каперства, сформулированные несколькими месяцами ранее. Морское мастерство Йоргенсена и международный опыт сыграли большую роль в этом решении, и слухи о его неверных политических взглядах были проигнорированы. [ 5 ]
Нетерпеливо активно работать в море, Йоргенсен приказал своей команде сломать лед, который удерживал в бездействии так много кораблей, и отплыл. В начале сезона каперов не ожидалось, и адмирал Джуэль быстро захватил три судна и привез их обратно в Копенгаген, где их встретили с большим ликованием.
- Салли оф Лондон — английский торговый корабль.
- Flyvefisken — шведское судно для сельди.
- Весна , Данциг, прусское торговое судно. [ 5 ] [ 3 ]
Зимний лед вновь утвердил свою власть в гаванях Дании, и только в феврале он снова смог выйти в море.
Захватывать
Плавая в Северном море, адмирал Джуэль не обнаружила много кораблей, пока у побережья Йоркшира не встретила два британских военных корабля, HMS Sappho и Clio . [ 5 ]
Адмирал Джуэль поднял британский флаг, когда ему бросил вызов Сафо , но когда ему приказали остановиться предупредительным выстрелом, он ответил залпом и поднял датский флаг. [ 11 ] [ с ] После получаса ближнего боя адмирал Джуэль сдался Сафо . Ее паруса, мачты и такелаж были разлетелись на куски, двое членов экипажа погибли. Когда известие о ее потере дошло до Дании, сторонники теории заговора были уверены, что Йоргенсен стал предателем и намеренно разыскивал британские военные корабли, чтобы сдать свой корабль. [ 5 ] Йоргенсен и его команда были заключены 4 марта 1808 года в тюрьму Ярмута как военнопленные. [ 5 ]
В двух отдельных объявлениях на одной странице « Лондонской газеты» сообщается о выплате призовых денег за поимку адмирала Юлса (так в оригинале) и представлены отчеты о доходах от корпуса, запасов и головных денег. [ 12 ]
В 1849 году Адмиралтейство наградило медалью за военные заслуги на флоте выживших претендентов с HMS Sappho с застежкой «Сапфо, 2 марта 1808 года» . [ 13 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Правила, применимые к капербреву, перечислены в датской Википедии по адресу da:Kaperbrev af 1807 , а норвежская Arc.Ask3.Ru по адресу no:Kaperfart дает более подробную информацию. Только в Норвегии для каперства было оборудовано 322 судна с экипажами от 20 до 70 человек. Справочник по сайту «История Норвегии» включает копии оригинальных каперских грамот двух кораблей «Один» и «Статхолдер Норвегии» .
- ^ Датский биограф капитана Йоргена Йоргенсена, [ 9 ] описывает его как авантюриста, фантазера, капера, военнопленного, проповедника, игрока, писателя, журналиста, шпиона, функционера, ссыльного и осужденного преступника. Очевидно, он был колоритным персонажем.
- ↑ В этом британском отчете об акции Clio не упоминается . В сообщении также сообщается, что датского капера зовут адмирал Ял . В более поздних сообщениях о призовых деньгах используется имя адмирала Юлса .
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Мир истории
- ^ [1] Веб-сайт истории Норвегии.
- ^ Jump up to: а б с д Маркуссен - адмирал Джуэль
- ^ Оле Ф. Берг
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Биография Йоргенсена Олсена
- ^ Маркуссен - Список кораблей "А"
- ^ Королевский военно-морской музей Дании - Список кораблей, заархивированный 31 декабря 2012 года в Wayback Machine.
- ^ Топсе-Йенсен Том 1
- ^ Передняя обложка Олсена
- ^ Датская ассоциация яхт-шкиперов - Каперкаптайн Йенс Линд. Архивировано 26 октября 2019 г. в Wayback Machine.
- ^ «№16124» . Лондонская газета . 1 марта 1808 г. с. 321.
- ^ «№16246» . Лондонская газета . 11 апреля 1809 г. с. 506.
- ^ «№20939» . Лондонская газета . 26 января 1849 г. с. 241.
Ссылки
[ редактировать ]- (на датском языке) Датской ассоциации яхтшкиперов. Веб-сайт Архивировано 10 февраля 2019 г. на Wayback Machine.
- (на датском языке) Дж. Маркуссен для частного веб-сайта, на котором перечислены все датские торговые суда с точки года. Перечислены в алфавитном порядке (nb Æ, Ø и Å стоят в конце датского алфавита)
- (на датском языке) Т. А. Топсе-Йенсен и Эмиль Марквард (1935) «Офицеры датско-норвежского флота 1660–1814 годов и датского флота 1814–1932 годов». Два тома. Скачать здесь .
- Датский автор da:Кей Ларсен и его книга Dansk Kapervæsen 1807-14", Gyldendal 1915 samt genudgivet i 1972. (Датские каперы 1807-1814) переизданы в 1972 году (Полный просмотр недоступен для этого объекта из-за ограничений авторских прав ©) Страницы 25 и 56 упоминают адмирала Джуэля , но недоступны Доступно в нескольких библиотеках, но ни в одной из них рядом со мной. (Викинг).
- (на датском языке) Олсен, Клаус Иб « Мы, Йорген Йоргенсен» Линдхардт и Рингхоф, 2009 г., в Google Книгах. (Для соответствующего текста нажмите «Поиск внутри »)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- no:Kaperfart — статья в норвежской Википедии
- Статья на датском языке о датских каперах
- Статья Угон и лицензирование во время наполеоновских войн. Автор: Борд Фриденлунд