Aleksandr Shchipkov (social scientist)
Aleksandr Shchipkov | |
---|---|
Aleksandr Vladimirovich Shchipkov | |
Рожденный | |
Национальность | Русский |
Гражданство | Россия |
Образование | доктор философии |
Известный | Социолог религии |
Научная карьера | |
Поля | Философия Политология Религиоведение Социология религии |
Веб-сайт | shchipkov |
Александр Владимирович Щипков ( англ . Александр Владимирович Щипков ; родился 3 августа 1957, Ленинград , СССР ) — российский политолог, социолог религии , специалист по церковно-государственным отношениям, доктор политических наук, профессор философского факультета Московского государственного университета. Университет, главный редактор интернет-журнала RELIGARE.RU.
Советник Председателя Государственной Думы РФ ; член Общественной палаты Российской Федерации, первый заместитель председателя Синодального отдела Московского Патриархата по связям с обществом и средствами массовой информации.
Биография
[ редактировать ]В 1970-х и 80-х годах Щипков принимал активное участие в православном подполье и в конечном итоге был привлечен к ответственности. Щипков был отчислен из института за религиозные убеждения и пошел в армию. До 1991 года работал рабочим на заводах в Смоленске и Ленинграде. Первые произведения публиковал и распространял через самиздат. После 1991 года Щипков работал в газетах, на радио и телевидении Санкт-Петербурга и Москвы. Он также преподавал социологию религии и занимался научными исследованиями.
После 1991 года Щипков работал в газетах, на радио и телевидении Санкт-Петербурга и Москвы. Он также преподавал социологию религии и занимался научными исследованиями.
На жизнь и творчество Щипкова большое влияние оказали его пребывание в обществе православных диссидентов и судьба его матери Татьяны Щипковой, приговоренной к трем годам советских трудовых лагерей (1980–83) за ортодоксальные взгляды.
Александр Щипков – представитель несистемной части бывшего диссидентского сообщества. Несмотря на свой негативный взгляд на коммунистическое государство, Щипков считает советский период неоднородным. Открыто критикуя коммунистическую монополию на идеологию (например, официальный «госатеизм» – государственный атеизм), он считает, что советские формы социальности коррелируют с традициями русского социального православия (общинного коллективизма).
Важной вехой в оценке российской политической сцены 1990-х годов Щипков считает отношение к русской церковной традиции и Русской Православной Церкви (РПЦ). В ряде статей и интервью он утверждает, что постсоветские власти использовали православие как «антисоветский маркер», хотя эти же зачинщики не были готовы вернуть Церкви исторические права — например, закон о возврате церковного имущества, включая храмы, был принят только в 2010 году.
В 2000 году Щипков под руководством академика Льва Митрохина защитил кандидатскую диссертацию по социальной философии на тему «Христианско-демократические движения в постсоветской России» в Институте философии Академии наук. В своей диссертации Щипков признал, что перспективы христианской демократии в России не слишком многообещающие. Примерно в то же время Щипков стал заместителем председателя Методического совета, освещающего религиозную тематику в СМИ при федеральном министерстве по печати и массовым коммуникациям. С 2001 года является председателем Гильдии религиозной журналистики, с 2007 года — председателем Клуба православных журналистов. С 2002 года занимает должность главного редактора интернет-журнала «religare.ru». Щипков был оплотом современной российской религиозной журналистики с самого ее зарождения, чему он посвятил книгу «Религиозный пласт журналистики» .
Ближе к концу 1990-х — началу 2000-х Щипков приступил к изучению феномена русской религиозности, традиционных и новых религиозных движений, российского религиозного сознания и его пересечения с политическими идеологиями. При этом он отметил социальные аспекты русского православия, внутрицерковные вопросы, жизнь православной общины. Начиная с 2010-х годов Щипков исследует тренд постсекулярности как глобальный феномен.
Научная и общественная деятельность
[ редактировать ]В некоторых своих статьях Щипков отвергает идею светского реформирования церкви и критикует либеральные претензии на реформирование церкви в соответствии с новым постпротестантским секуляризмом. [ 1 ] [ 2 ]
Щипков критикует идеологию церковной (а не государственной) секуляризации, рассматривая ее как квазирелигиозное явление, а не светское, что соответствует концепции современного постсекулярного (гибридного) сообщества. [ 3 ]
Щипков утверждает, что либеральные атеисты и квазиправославные интеллектуалы, влияние которых упало после 2010 года, привели к разрыву с Русской православной церковью (РПЦ) и развязали с ней информационную войну. Такая ситуация стала очевидной в 2012 году, когда иерархи РПЦ отказались поддержать попытку российского «Майдана» — «болотной революции», которая, по мнению Щипкова, имела целью вернуть к власти российскую элиту 90-х годов.
Щипков в своей книге «Территория Церкви» проанализировал ряд антирелигиозных событий в российских СМИ 2012 года. [ 4 ] Апогеем этой информационной атаки на РПЦ стало выступление группы Pussy Riot в Храме Христа Спасителя. Щипков назвал эту акцию "холодным терактом".
2000-10-е годы Щипков в основном посвятил изучению церковно-государственных отношений. Рост православной гражданственности во многом связан с борьбой за строительство храмов в Москве по программе «200 церквей». Появлению этого движения во многом способствовал организованный Щипковым в 2012 году информационно-правозащитный центр «Территория Церкви». В то же время на старейшем православном интернет-ресурсе Religare.ru появился раздел «Территория Церкви». появился вместе с связанной с ним командой журналистов, занимающейся информационной защитой программы «200 церквей». Впоследствии зародилось общественное движение в поддержку программы «200 церквей».
Для Щипкова характерно сочетание академической исследовательской работы и активной общественной деятельности. Щипков также писал о трансформации российского политического и идеологического пространства после 2012 года, в том числе о кризисе либерально-компрадорской системы ценностей и ее неизбежной трансформации. Щипков осветил эту тенденцию в своем сборнике «Перелом». [ 5 ] в котором были продолжены произведения семи известных русских писателей в духе знаменитой дореволюционной книги «Вехи» . [ 3 ] Архаизм, кризис современного либерализма и неизбежная смена идеологической парадигмы в России — темы, которые семь авторов освещают в «Переломе». С последнего пункта Щипков и большинство его сотрудников разработали концепцию социального консерватизма (левого консерватизма). Эта концепция подразумевает «разрыв традиций» и политический переход России от модели зависимости к модели развития.
«Перелом» получил широкое освещение и вызвал споры как в России, так и за рубежом.
По мнению Щипкова, концепция социального консерватизма существует как светский аналог христианского православия (не только для России) и, среди прочего, относится к положениям Основ социальной концепции Русской православной церкви (принятой в 2000 году). [ 6 ] Щипков считает (в соответствии с известной структурной матрицей формулы Макса Вебера) центральным понятием русской традиции и русской идентичности является «православная этика и дух солидарности», т.е. там, где социальное государство и справедливое общество, в его мнение, должно строиться на основе евангельских моральных ценностей. По его мнению, эта модель подкреплена логикой и выводами историко-экономического анализа в духе школы мир-системного анализа (И. Валлерстайн, С. Амин и др.).
Щипков рассматривает социальный консерватизм как часть российской истории и как вызов современной истории. Изменение политической ситуации в 2014 году, масштабное информационное и экономическое давление на Россию оказали влияние на тематику книг Щипкова. Щипков считает, что задача защиты русского православия как компонента российской идентичности должна стать более широким правозащитным проектом по борьбе с русофобией в России, который привел к созданию Всемирного Русского Народного Собора во главе с Патриархом Кириллом. Среди прочего Щипков говорит о необходимости укрепления национальной идентичности, защиты национальных символов и противодействия геноциду русских на Украине, который, по его мнению, напоминает этническую войну, которая велась против русского народа в 1941-45 годах. Щипков затронул эти темы в своей книге «Национальная история как общественный договор от экономической гегемонии к традиции консенсуса». [ 7 ]
Щипков написал серию аналитических статей, исследующих либерально-капиталистические истоки современного неофашизма. Шипков изложил свои идеи в книге «Традиционализм, либерализм и неонацизм в современном политическом пространстве» (2015) [ 8 ] переведен на английский язык. Эта книга была воспринята многими как предупреждение об опасностях, связанных не только с реанимацией фашизма в мировой политике, но и с фашизацией российской элиты и российского «креативного класса».
Помимо церковно-государственных отношений и общественно-политических тенденций, Щипков пишет о роли культуры в социальных процессах. В частности, он утверждает, что бронзовый век русской поэзии определит будущее русской культуры. Щипков затрагивает и понятие аксиомодерн - состояния общества, сочетающего в себе ощущение «современности», «нового времени» (т.е. в духе модерна), универсализма, единых взглядов на мир и традиционных моральных ценностей. Это явление рассматривается в книге «Бронзовый век в России». Перспектива из Тарусы .
Награды
[ редактировать ]Александр Щипков – член Союза писателей России; член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви; член Бюро Президиума Всемирного Русского Народного Совета; член Российского общественного телевидения (ОТП).
Награжден Орденом Русской Православной Церкви Даниила Московского третьей степени (2007 г.); Сергия Радонежского Третьей степени (2013); Медаль «В память 1000-летия со дня кончины равноапостольного князя Владимира» (2015 г.).
Лауреат премии Союза журналистов России «Золотое перо» (номинация «Лучшая радиопрограмма»); 1997.
Лауреат литературной премии – журнал «Москва» (номинация «Публицистика»); 2013.
Почетный гражданин Тарусы . Звание присвоено Тарусской городской Думой 21 мая 2015 года «за особый вклад в развитие Тарусы и неоценимый вклад в создание исторического образа города» (установка памятников профессору Ивану Цветаеву , генералу Михаилу Ефремову, поэту Николаю Заболоцкому ). .
Личная жизнь
[ редактировать ]Щипков живет в Тарусе, Россия. Он женат, имеет четырех сыновей и внуков.
Книги и статьи
[ редактировать ]Автор следующих книг:
Shchipkov А. V. (editor and compiler). Paganism in Petersburg. Collection of Articles. — St.P.: Apostolskiy Gorod, 1999. — ISBN 5-93112-005-X .
Щипков А. V. Во что верит Россия. Религиозные процессы в постперестроечной России. — С.П.: Российская христианская гуманитарная академия , 1998. — ISBN, напечатанный в издании (5-888-031-6), недействителен.
Shchipkov А. V. Cathedral Courtyard: Op-ed Pieces: 1991—2001 . — М.: PROBEL-2000, 2003. — ISBN 5-901-683-64-1 .
Щипков А. V. Христианская демократия в России . — М.: Ключ — С, 2004. — ISBN, указанный в издании (5-93136-029-3), недействителен.
Shchipkov А. V. The territory of the Church . — М.: INDRIK, 2012. — ISBN 978-5-91674-220-6 .
Щипков А. В. (редактор и составитель). Перелом. Сборник статей о справедливости традиций . — М.: Пробел-2000, 2013. — ISBN 978-5-98604-382-1 .
Shchipkov А. V. The Religious Layer of Journalism . — М.: PROBEL-2000, 2014. — ISBN 978-5-98604-436-1 .
Щипков А. V. Традиционализм, либерализм и неонацизм в современном политическом пространстве . — Ст.П.: Алетея, 2015. — ISBN 978-5-9905927-1-1 .
Щипков А. V. Национальная история как общественный договор: от экономического гегемонизма к консенсусу традиций . – Ст.П.: Алетейя, 2015. — ISBN 978-5-906792-00-6 .
Щипков А. V. Экономическая и религиозно-этическая диалектика в становлении российского социального традиционализма. — М.: Пробел-2000, 2015. — ISBN 978-5-98604-493-4
Щипков А.В. Бронзовый век в России. Перспектива из Тарусы. — СПб: Русская культура, 2015. — ISBN 978-5-905618-08-6
Щипков А.В. Взгляд в будущее и социальная традиция . - Telospress.com: Издательство Telos Press. 2017.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Как разрушить церковь. Инструкции. Архивировано 17 июня 2015 г. на Wayback Machine // The Religare.Ru.
- ↑ Церковь сталкивается с угрозой светской реформации. Архивировано 18 июня 2015 г. в Wayback Machine // The Religare.Ru.
- ^ Jump up to: а б Разновидности русского консерватизма // Американский консерватор.
- ↑ Территория церкви (2012). Архивировано 17 июня 2015 г. в Wayback Machine // The Religare.Ru.
- ^ Perelom // Fracture. Shchipkov.net
- ^ http://www.patriarchia.ru/db/text/141422 // Официальный сайт Русской Православной Церкви.
- ↑ Национальная история как общественный договор от экономической гегемонии к традиции консенсуса. Архивировано 11 июня 2015 г. в Wayback Machine // The Religare.Ru.
- ^ Традиционализм, либерализм и неонацизм в современном политическом пространстве // Shchipkov.net