Мартиньо да Кошта Лопес
Мартиньо да Кошта Лопес (11 ноября 1918 — 27 февраля 1991) — религиозный и политический лидер Восточного Тимора . Он был священником католической церкви , высшим должностным лицом церкви в Восточном Тиморе с 1977 по 1983 год и членом Национальной ассамблеи в Лиссабоне .
Биография
[ редактировать ]Мартиньо да Коста Лопиш родился 11 ноября 1918 года в округе Манатуто Португальского Тимора . Он произошел в эпоху, когда португальская церковь на территории тогдашнего Португальского Тимора тесно сотрудничала с португальским колониальным правительством. Он посещал Малую семинарию Носса-Сеньора-де-Фатима в Сойбаде с 1935 по 1938 год, а затем провел два года в малой семинарии в Макао и шесть лет в главной семинарии. Он вернулся в Восточный Тимор в сентябре 1946 года, чтобы преподавать в Коледжио Сан-Франциско Ксавьера и Коледжио-Лисеу доктора Франсиско Мачадо. Он был рукоположен в священники 18 апреля 1948 года. Затем он приступил к пастырской деятельности в Бобонаро . [ нужна ссылка ]
К 1975 году он был генеральным викарием епархии Дили . [ 1 ] главный помощник епископа Хосе Хоаким Рибейро . [ а ] Они вдвоем присоединились к оппозиции индонезийскому вторжению в декабре 1975 года, и Рибейро проявил смелость, изложив свои взгляды иностранным репортерам, но к концу 1977 года он оказался на грани нервного срыва. [ 2 ]
Он также знал, что постколониальный мир не предлагал никакой роли такому епископу европейского происхождения, как он сам. Его просьба о разрешении уйти в отставку была удовлетворена Папой Павлом VI 22 октября 1977 года. Лопес в возрасте 58 лет был назначен апостольским администратором епархии, самым высокопоставленным церковным чиновником в Португальском Тиморе, возглавляя единственную епархию в регионе, хотя и не получил этого разрешения. сан епископа. [ 3 ] Епархия Дили когда-то была частью церковной иерархии, которая отражала иерархию португальских колоний, но 1 января 1976 года ей был предоставлен освобожденный статус , что сделало ее непосредственно подчиненной Папе. [ 4 ] Около 25-30% населения Восточного Тимора были католиками в 1975 году. [ 5 ] но Ватикан и его нунций в Индонезии были в равной степени обеспокоены судьбой католиков, которые составляли гораздо меньший процент населения Индонезии с мусульманским большинством.
В течение следующих нескольких лет «он открыто критиковал нарушения прав человека в своем родном Восточном Тиморе. Его призывы к вмешательству Организации Объединенных Наций или к сокращению военной помощи Соединенных Штатов правительству Индонезии остались без внимания». [ 1 ]
страны В 1981 году лингва франка , язык тетум , стал официальным языком католической литургии в Восточном Тиморе вместо индонезийского языка . [ 5 ]
выдвигал обвинения в зверствах и голоде перед индонезийскими военными Первоначально он безуспешно в частном порядке. Начиная с 1981 года, он вел общественную кампанию, отправляя письма зарубежным знакомым и разрешая их публикацию в газетах. В частности, он раскритиковал принудительный призыв 50 000 мужчин и мальчиков в живую цепь, чтобы помочь подавить сопротивление Фретилин , и осудил индонезийскую армию за убийство 500 женщин и детей в храме Святого Антония в Лаклуте в сентябре 1981 года. . [ нужна ссылка ]
Он получил выговор от военных и разозлил президента Сухарто . Никогда прежде жители Восточного Тимора так публично не разоблачали и не унижали индонезийские вооруженные силы . Его ответ был таким: «Я чувствую непреодолимую потребность рассказать всему миру о геноциде, практикуемом на Тиморе, чтобы, когда мы умрем, мир хотя бы знал, что мы умерли стоя». [ нужна ссылка ]
Тем временем он продолжал подчеркивать факты массового голода в лагерях для переселенцев и поддерживал своих священников, которые стремились встать рядом с людьми. Он безуспешно добивался частной аудиенции у Папы. [ нужна ссылка ]
В письме в Австралию он обвинил индонезийских военных в массовых убийствах и предсказал массовый голод , если в срочном порядке не будут импортированы большие запасы продовольствия. Его прогнозы оказались верными. [ нужна ссылка ]
После того, как Лопес в конце 1981 года написал австралийским властям, предупреждая о надвигающемся голоде, Гоф Уитлам , бывший премьер-министр Австралии, давний сторонник индонезийского контроля над Восточным Тимором, посетил Восточный Тимор в марте 1982 года, встретился с Лопесом и оспорил его претензии. [ 6 ]
Выход на пенсию и смерть
[ редактировать ]Правительственные чиновники пожаловались Ватикану, что проповеди Лопеса «разжигают националистические настроения». [ 1 ] В отчете правительства Австралии за 2006 год говорилось, что бывший премьер-министр Австралии Гоф Уитлам также сыграл «инструментальную» роль в кампании по смещению Лопеса. [ 6 ] Папа Иоанн Павел отстранил Лопеса от поста администратора в мае 1983 года.
Поскольку он не был епископом, он служил с согласия папы и не имел возможности обратиться за помощью. Многие тиморские священнослужители написали в Ватикан протесты против его смещения. [ нужна ссылка ] Он продолжал проводить кампанию от имени тиморцев, мобилизуя поддержку во всем мире на основе всеобщих прав человека, чтобы уравновесить антиколониальную риторику партизан, сопротивляющихся индонезийцам. [ 3 ] Он поселился в Алжеше , Португалия. [ 1 ] Он умер в больнице Лиссабона 27 февраля 1991 года. [ 1 ]
Его имя по-прежнему связано с исторической переориентацией тиморской церкви на местную культуру. За годы, когда он возглавлял епархию, Церковь, переориентированная с португальской колониальной точки зрения на служение коренному населению, выросла в количестве, невиданном за столетия португальской миссионерской деятельности. [ 5 ]
В 1988 году Лопеса на посту Апостольского администратора сменил Карлос Фелипе Хименес Бело . [ 7 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Хотя Рибейру не симпатизировал сепаратистской политике, которая положила бы конец отождествлению правительства и церкви, он играл нейтральную роль, поскольку соперничающие партии стремились контролировать Восточный Тимор после того, как Португалия объявила о своем намерении положить конец своему колониальному правлению. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и «Монсеньор да Кошта Лопес, священнослужитель Восточного Тимора, 72 года» . Нью-Йорк Таймс . 5 марта 1991 года . Проверено 30 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Джоллифф, Джилл (29 августа 2002 г.). «Епископ хранил тайны Тимора при себе» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 1 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Вебстер, Дэвид (2020). Вызов сильному ветру: Канада и Восточный Тимор, 1975–99 гг . ЮБК Пресс. стр. 89, 95. ISBN. 978-0-7748-6300-1 . Проверено 30 сентября 2022 г.
- ^ Acta Apostolicae Sedis (PDF) . Том. 68 1976. с. 307 . Проверено 1 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Ходж, Джоэл (2013). «Католическая церковь в Тиморе-Лешти и индонезийская оккупация: духовность страдания и сопротивления». Исследования Юго-Восточной Азии . 21 (1): 151–70. дои : 10.5367/sear.2013.0134 . JSTOR 23752590 . S2CID 147690391 .
- ^ Jump up to: а б Пауэлл, Сиан (20 января 2006 г.). «Уитлэм осужден за одобрение вторжения 1975 года» . Австралиец . Получено 30 сентября 2022 г. - через Сеть действий Восточного Тимора и Индонезии.
- ^ Acta Apostolicae Sedis (PDF) . Том. 80 1988. с. 1624 Проверено 30 сентября 2022 г.
- Источники
- Леннокс, Ровена (2000). Боевой дух Восточного Тимора: жизнь Мартиньо да Кошта Лопес . Книги Зеда. ISBN 1-85649-833-6 .
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на португальском языке . Нажмите [показать] для получения важных инструкций по переводу. |