Вилко Гекан
Вилко Гекан | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 25 июня 1973 г. | ( 79 лет
Образование | Загреб , Мюнхен |
Известный | живопись , графика , иллюстратор , карикатурист |
Движение | экспрессионист |
Вилко Гекан (16 июня 1894 – 25 июня 1973) был хорватским художником, влиятельным на сцене современного искусства Загреба 1920-х и 1930-х годов. Он наиболее известен своими экспрессионистскими картинами и рисунками, а также публикациями в местном авангардном журнале « Зенит» . Он показывал свои работы на многих персональных и групповых выставках в Хорватии и за рубежом. В Загребском весеннем салоне 1920-х годов он участвовал вместе с Миливой Узелац , Марианом Трепше и Владимиром Варлаем , которые вместе были известны как «Группа четырех» или «Пражская четверка». Работы этих молодых художников, прошедших обучение в Праге, принесли новые экспрессионистские идеи, которые впоследствии доминировали на хорватской художественной сцене 1920-х годов. [ 1 ]
Вилко Гечан считается одним из мастеров раннего хорватского экспрессионизма. При жизни Гекана были организованы две ретроспективные выставки его работ, а большая посмертная выставка прошла в 2005 году в Художественном павильоне в Загребе . Гекан получил Премию Владимира Назора за выдающиеся достижения в 1967 году. [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Вилко Гечан родился 16 июня 1894 года в Кужеле недалеко от Брода-на-Купи . В 1899 году он отправился со своими родителями в Австралию и снова вернулся в Хорватию в 1902 году. [ 3 ] Он посещал школу в Карловаце, Глоговничах, Загребе, Дубице, а с 1910 года - гимназию в Баня-Луке, где познакомился с Миливой Узелацем , с которым у него сложилась крепкая дружба, которая продлилась всю его жизнь. В 1912–13 они оба посещали частную художественную школу в Загребе Томислава Кризмана . Осенью 1913 года Гекан переехал в Мюнхен, где поступил в Академию изящных искусств Мюнхена , а также в частную школу живописи Хеймана. [ 4 ]
В начале Первой мировой войны Гекан был призван в армию. В битве под Сочи в июле 1915 года попал в плен. [ 3 ] и провел остаток войны в лагерях для военнопленных на Сицилии. [ 5 ]
В 1919 году он поехал в Прагу с Миливой Узелацем. В том же году они выставлялись в Загребском весеннем салоне, а затем в составе «Группы четырех» (Гекан, Трепше, Узелац, Варлай). [ 3 ] В 1921 году Гекан провел свою первую персональную выставку в Художественном павильоне. В 1922 отправился в Берлин, где изучал технику витража, а в 1924-28 провел время в США (Нью-Йорк, Чикаго). [ 4 ] Там он посетил выставки современного искусства, увидев работы Сезанна и Пикассо. В 1928 году он ненадолго остался в Париже с Узелаком. [ 4 ]
К 1931 году у Гекана появились первые симптомы болезни Паркинсона . [ 4 ] дрожь в правой руке, которая становилась сильнее, все больше мешая ему рисовать. В 1932 году он вернулся в Загреб, где организовал персональную выставку в Салоне Ульриха. В 1935 году в возрасте 41 года он поступил в Академию изящных искусств Загреба , чтобы формально получить ученую степень. [ 3 ]
В 1964 году ретроспектива его работ прошла в Галерее Модерн в Загребе. В 1967 году он получил премию Владимира Назора за заслуги перед жизнью. [ 2 ] прошла дальнейшая ретроспектива творчества Гекана В 1972 году в Художественном павильоне . [ 3 ]
Вилко Гекан умер 25 июня 1973 года в Загребе.
Наследие
[ редактировать ]Осенью 1919 года Гечан переехал в Прагу, присоединившись к Миливою Узелацу , Владимиру Варлаю , Мариану Трепше , Иво Режеку и Франо Кршиничу . Вместе они сделали город важным ориентиром для хорватского современного искусства. [ 5 ] Там они подхватили новые идеи сепаратизма и экспрессионизма, которые вернули в хорватское искусство. [ 5 ]
Наиболее важные работы Гекана были созданы в 1920-х и 1930-х годах. К 1921 году зачатки экспрессионизма проявились в его картинах и рисунках. Наследие Мирослава Кральевича проявляется в цикле «Клиника», где кубизм сочетается с реализмом и насыщенным цветом. Его более поздние работы были более спокойными, с меньшим напряжением и большей стилизацией в стиле ар-деко. [ 5 ]
Ранние работы Гекана демонстрируют свободу движений и стилизацию персонажей, которые впоследствии стали его фирменным стилем. Известно, что первая выставка работ Мирослава Кральевича в 1912 году в галерее Ульриха в Загребе оказала значительное влияние как на Гекана, так и на Узелаца. Гекан продолжил свое образование в Мюнхене в 1913 году, где расширил свой художественный кругозор. Военный опыт Геджана в лагерях для военнопленных оказал на него неизгладимое влияние. Его цикл «Клиника» 1920 года считается шедевром хорватского экспрессионизма. [ 5 ] базировался на базе клиники в Праге, где Гекан лечился от болезни почек. Но на картинах изображено что-то ближе к психиатрической больнице с мрачными персонажами, тревожными черно-белыми ритмами, странными вытянутыми фигурами - замкнутыми пространствами, в которых заперты странные персонажи. Его опыт в пронизанных лагерях является ключом к пониманию его картин на ближайшие несколько лет. Использование им зрительного напряжения создает состояние тревоги. [ 5 ]

На Весеннем салоне 1921 года Гекан выставил картину «Циник» («Циник»), которая сейчас считается важнейшим произведением хорватской экспрессионистской живописи. [ 6 ] Этот образ происходит от стилей кубизма и экспрессионизма, символизируя мир как сцену и выраженную деформацию характера. Молодой человек в красном костюме и галстуке-бабочке сидит за огромным столом со смещенной перспективой, наклоненной к зрителю. Он читает Der Sturm , газету, которая, как известно, пропагандировала экспрессионистское искусство. Мужчина на фотографии — сам Гекан, которому на тот момент было 27 лет. Он выглядит стесненным и неуклюжим, язык тела указывает на какое-то внутреннее смятение, а выражение лица представляет собой гримасу. [ 6 ]
Более поздние картины Гекана демонстрируют более широкое понимание стиля и отголоски кубизма, в частности стилизации ар-деко. К сожалению, его творческое развитие замедлилось из-за появления симптомов болезни Паркинсона. Проведя несколько лет в Соединенных Штатах, его работы стали мягче, с более традиционным реализмом, и он создал много натюрмортов и пейзажей. [ 5 ]
Работает
[ редактировать ]Картины
[ редактировать ]- Млинови (Мельницы), 1919 г. [ 5 ]
- Автопортрет, 1920 год. [ 2 ]
- Рабство на Сицилии, 1921 год. [ 5 ]
- Пейзаж, 1921 год. [ 5 ]
- Портрет Анушки Мичич, 1921 год. [ 5 ]
- Циник (Циник, Автопортрет), 1921 год. [ 5 ] [ 7 ]
- Новые известия (Новости), 1922 г. [ 5 ]
- На работе [ 8 ]
- В таверне, 1922 год. [ 2 ]
- Kod stola (At the Table), 1923 [ 5 ]
- Автопортрет, 1923 год. [ 2 ]
- Portret Dr. Piskulica, 1928 [ 7 ]
Графические иллюстрации
[ редактировать ]Выставки
[ редактировать ]За свою жизнь Вилко Гекан провел множество персональных выставок, а также участвовал в Загребском весеннем салоне и в составе «Группы четырех».
Персональные выставки
[ редактировать ]Недавние выставки его работ включают:
- 2005 Ретроспектива Вилко Гечана, Художественный павильон Загреба [ 2 ] [ 5 ]
- 1972 Ретроспектива Вилко Гечана, Художественный павильон, Загреб. [ 2 ] [ 4 ] [ 9 ]
- 1964 Ретроспектива Вилко Гекана, Галерея Модерн, Загреб. [ 2 ] [ 4 ]
Групповые выставки
[ редактировать ]- 2011 Страсть и бунт: Экспрессионизм в Хорватии, Кловичеви двори, Загреб [ 6 ] [ 10 ]
- 2007–2008 100 лучших работ хорватских художников из собраний Национального музея в Белграде, Художественный павильон, Загреб [ 11 ]
- 2007 Из собрания галереи – Музей современного искусства, Дубровник. [ 9 ]
- 2006 Хорватская коллекция – Музей современного искусства, Скопье. [ 9 ]
Публичные коллекции
[ редактировать ]Работы Вилко Гечана можно найти в следующих публичных коллекциях.
Хорватия
- Коллекция Филипа Трейда [ 2 ]
- Музей современного искусства, Загреб [ 9 ]
- Галерея изящных искусств, Сплит [ 8 ] [ 9 ]
- Музей современного искусства, Дубровник [ 9 ]
Македония
- Музей современного искусства, Скопье [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Звонко Макович (2010), Каталог выставки: Мариан Трепше – Ретроспектива , Художественный павильон Загреб, с. 123, ISBN 978-953-6890-41-5
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж «Вилко Гечан – Эскиз рекламного плаката судоходной компании. Год: 1928» . Коллекция . Коллекция Филипа Трейда . Проверено 27 ноября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Вилко Гекан - биография» (на хорватском языке). Галерея Дивила . Проверено 15 августа 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Вилко Гекан» . Коллекция . Музей авангарда . Проверено 27 ноября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т «Ретроспектива Вилко Гекана» [Ретроспектива Вилко Гекана]. Венок (на хорватском языке) (290). Матица хорватская. 14 апреля 2005 г. ISSN 1330-2787 . Проверено 15 августа 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Желько Марцюш. « Нежный Вилко Гекан считает себя темным циником». Культура: искусство и дизайн (на хорватском языке). Список Джутарджи . Проверено 27 ноября 2011 г.
«Циник» — самое важное произведение хорватской экспрессионистской живописи и одно из самых важных произведений хорватского искусства в целом.
- ^ Перейти обратно: а б «Вилко Гекан» . Коллекция . Галерея Модерна . Проверено 28 ноября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Антология произведений Галереи изящных искусств , Galerija Umjetnina Split, 2001, с. 139, ISBN 953-6901-02-1
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Вилко Гекан 1894–1973» . Художники . АртФакты . Проверено 27 ноября 2011 г.
- ^ Боян Кристофик. «Обзор: Страсть и бунт – экспрессионизм в Хорватии » [Обзор: Страсть и бунт – экспрессионизм в Хорватии]. Художники . Хорватское общество дизайнеров . Проверено 30 ноября 2011 г.
- ^ «100 лучших произведений хорватских художников из собрания Национального музея в Белграде» . Выставки . Художественный павильон, Загреб . Проверено 27 ноября 2011 г.
Выставка в широком диапазоне стилей и поэтики представляет созвездие хорватских художников от Караша до Буковаца, ранние работы Мештровича, затем Рачича, Кралевича и Бечича, Гечана, Тартальи, Узелаца, Иова и Кршинича, а затем на Планчича, Радауша, Сейселя, Видовича и Найфера, а также многих других, которые в этих своих ключевых произведениях они оставили отпечаток на современную эпоху.
Библиография
[ редактировать ]- Вилко Гечан автора Йоза Ладович. Издано Художественной студией Азинович ДОО (1997). Хорватский. ISBN 953-6271-17-6 . ISBN 978-953-6271-17-7
- Вилко Гекан. Монография Звонко Маковича. Опубликовано Matica hrvatska, Загреб, 1997. ISBN 953-150-111-4 . ISBN 978-953-150-111-8
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Звонко Макович (1994). «Происхождение картины: Вилко Гекан, циник» (PDF) . Труды Института истории искусства (на хорватском языке) (18): 87–99 . Проверено 6 марта 2013 г.