Отон Глиха
Отон Глиха | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 19 июня 1999 г. | (85 лет)
Национальность | словенский |
Образование | Загребская академия изящных искусств |
Известный | Рисование |
Заметная работа | Громаче (Стены из сухого камня) |
Движение | Лирическая абстракция |
Отон Глиха ( Чрномель , 21 мая 1914 — Загреб, 19 июля 1999) — хорватский художник, родившийся в Словении . Выпускник Академии изящных искусств в Загребе , Глиха продолжил обучение в Париже, Вене и Мюнхене. Он наиболее известен своей серией абстрактных картин, основанных на узорах каменных стен прибрежной Хорватии. Первый из этой серии появился в 1954 году, и эту тему он развивал всю оставшуюся жизнь.
Глиха проводил персональные выставки своих работ в Хорватии и за рубежом. Он участвовал в Венецианских биеннале 1962 и 1964 годов. Две ретроспективные выставки его работ прошли в Музее современного искусства в Загребе.
Отон Глиха получил Премию Владимира Назора за заслуги перед жизнью в 1977 году. Он был избран членом Хорватской академии наук и искусств в 1998 году. Картины Отона Глихи хранятся в публичных коллекциях по всему миру, например, в Нью-Йорке, Сан-Паулу, Париже и Турине. .
Биография
[ редактировать ]Отон Глиха родился 21 мая 1914 года в Чрномеле , тогда в Австро-Венгрии , сегодня в Словении . Его родители были родом из Истрии , на северной части хорватского побережья. [ 1 ] Вскоре после его рождения семья переехала в Осиек , где юный Отон посещал начальную школу. В 1924 году семья снова переехала, на этот раз в Загреб. Окончив среднюю школу в 1933 году, Глиха поступил в Академию изящных искусств , где учился у выдающихся хорватских художников, таких как Максимилиан Ванька , Томислав Кризман , Любо Бабич . Окончил его в 1937 году в классе Марино Тартальи . [ 1 ]
Во время учебы в академии Глиха познакомился и женился на однокурснице-искусствоведке Миле Кумбатович. Ее семья родом с острова Крк , где пара проводила большую часть времени, когда не была в Загребе. Образы острова произвели сильное впечатление на творчество Глихи.
В 1938 году Глиха участвовал в своей первой выставке в Загребе, а в 1954 году прошла первая персональная выставка. В том же году картина «Приморье» («Берег») представила цикл «Стены из сухого камня», который стал делом жизни Глихи. В 1957 году вторая персональная выставка была полностью посвящена его картинам «Стены из сухого камня Крка». [ 1 ]
Глиха путешествовал и выставлял свои работы за границей, в том числе несколько раз посещал Париж, Италию (в 1952 и 1961 годах), США (в 1958 и 1979 годах). [ 2 ]
В 1977 году Глиха получил премию Владимира Назора за прижизненные достижения в изобразительном искусстве.
В 1998 году он был избран членом Хорватской академии наук и искусств . [ 1 ]
Отон Глиха умер 19 июня 1999 года в Загребе.
Наследие
[ редактировать ]Ранними работами Глихи в 1930-40-е годы были пейзажи, портреты и натюрморты, написанные в традиционных, довольно нейтральных тонах. В его пейзажах прослеживалось влияние Поля Сезанна , и он имел тенденцию использовать густую краску в стиле импасто , чтобы описать форму в своих натюрмортах. [ 2 ]
В 1950-е годы по всей Европе распространилась лирическая абстракция, возникшая новая абстракция, основанная на естественных сюжетах. В 1954 году Отон Глиха написал «Приморье», прибрежный пейзаж, положивший начало одной из крупнейших серий хорватского искусства. [ 3 ] Его предметом была решетка стен из сухого камня ( gromace ), столь распространенная на острове Крк и вдоль хорватского побережья. По замыслу Глихи, он связал узоры стен на ландшафте с древней хорватской глаголицей из ранних религиозных текстов и надписей на камнях.
Сам Глиха так описал связь: [ 2 ]
«Вдруг я увидел образ этого пейзажа с Крка, пересеченного каменными стенами, как старую табличку с вырезанной на ней глаголицей . Эта ассоциация может показаться странной, даже смешной, но для меня в тот момент это была судьба ... Это помогло мне разгадать все волнение, которое я носил в себе, наблюдая за той странной геометрией, архитектурой и скульптурой, которые человек бессознательно создал в своей борьбе с камнем. Освободив большую часть земли от камня, человек использовал тот же самый камень. чтобы положить его обратно в плен, отгородив его стенами из сухого камня. Когда я стою внутри них, я чувствую себя, не знаю почему, очень счастливым и наполненным какой-то тихой праздничной радостью, я чувствую присутствие множества людей и слышу их голоса. Время словно замирает, реальность становится нереальной. Далекое прошлое кажется настоящим; настоящее и будущее кажутся прошлым: я испытываю сильное ощущение присутствия вечности. "
Увлечение Глихи своим предметом побудило его интерпретировать этот мотив бесконечно творчески до конца своей жизни. Формы, ритмы и текстуры переплетены в самых разных художественных стилях и техниках, каждый из которых создает индивидуальное настроение: от радостного до грустного и задумчивого. [ 2 ] К 1960-70-м годам Глиха использовал этот мотив для исследования глубины пространства картины, влияния света на эфирность атмосферы и цветовых акцентов на пластику формы. К тому времени его стиль достиг полной зрелости. Глихи Мотив стал постоянным в его искусстве и сразу узнаваем во всех своих вариациях. Это показатель всех великих художников, когда они достигли вершины творчества своей жизни. [ 2 ]
Работы Отона Глихи можно увидеть в публичных коллекциях по всему миру. Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке купил одну из его картин еще в 1958 году. Глиха провел персональные выставки в ведущих галереях современного искусства Турина , 1960; Сан-Паулу , 1961 год, и Милан , 1964 год. Он участвовал в 31-й и 32-й биеннале в Венеции , а также расписывал свои сухие каменные стены в виде больших композиций для общественных мест. Например, фрески в Федеральном исполнительном совете в Белграде , 1962 год, мозаика в зале аэропорта Крк, 1970 год, праздничный занавес Национального театра в Риеке , 1981 год. [ 2 ]
После смерти Глихи в 1999 году о его творчестве были опубликованы две книги. в Загребе выпустила обширную монографию В 2002 году компания Masmedia , содержащую почти полную фотографическую запись его работ. Вторая публикация Академии изящных искусств Загребского университета, вышедшая в 2011 году, оценивает важность работ Глихи в хорватском современном искусстве.
В 2003 году компания Croatian Post, Inc выпустила марку с изображением картины Глихи «Громаче 5-71» ( Стена из сухого камня 5-71 ), 1971 год, как часть своей серии «Современное искусство Хорватии». [ 2 ]
Родственник Отона, Вилко Глиха Селан (1912-1979), также был известным хорватским художником и иллюстратором, а Кристина Глиха пошла по семейным стопам в качестве коммерческого иллюстратора.
Работает
[ редактировать ]- Спиртовка, 1939 год. [ 4 ]
- Прибрежный пейзаж, 1946 год. [ 4 ]
- Фиалки, 1952 год. [ 5 ]
- Инжир, 1953 г. [ 5 ]
- Кркский пейзаж - Омишаль, 1954 г. [ 5 ]
- Портрет женщины, 1954 год. [ 5 ]
- Цикл «Громаче» («Сухие каменные стены»), 1954–1999 гг. [ 4 ] [ 5 ]
Выставки
[ редактировать ]Недавние выставки его работ включают:
Персональные выставки
[ редактировать ]Персональные выставки Глихи прошли в Загребе, Риеке, Белграде, Охриде, Сараево, Турине, Сан-Паулу, Милане и Генуе. Он также участвовал в 31-й и 32-й Венецианской биеннале в 1962 и 1964 годах. [ 5 ]
- 2003 Отон Глиха - Стены из сухого камня Крка и хорватское глаголическое письмо, Галерея Адрис, Ровинь [ 4 ]
- 1974 Отон Глиха - Картины и рисунки, Музей современного искусства, Загреб [ 5 ]
- 1964 Отон Глиха, Музей современного искусства, Загреб. [ 5 ]
Групповые выставки
[ редактировать ]- 2009 Альтернативные пейзажи 1950-1960-х годов - От природы к видению, Художественный павильон, Загреб [ 3 ]
- 2008 Из фондов музея, Музей современного искусства, Дубровник. [ 6 ]
- 2006 Хорватская коллекция, Музей современного искусства, Скопье. [ 6 ]
Публичные коллекции
[ редактировать ]Работы Отона Глихи можно найти в следующих публичных коллекциях.
Бразилия
- Музей современного искусства, Рио-де-Жанейро [ 6 ]
Хорватия
- Музей современного искусства, Загреб [ 5 ] [ 6 ]
- Галерея изящных искусств, Сплит [ 6 ]
- Музей современного искусства, Дубровник [ 6 ]
- Музей современного искусства, Риека [ 6 ]
- Музей наследия Ровиня, Ровинь [ 6 ]
- Коллекция Филипа Трейда [ 7 ]
Франция
- Центр Помпиду – Национальный музей современного искусства, Париж [ 6 ]
Италия
- Галерея современного искусства, Турин [ 6 ]
Македония
- Музей современного искусства, Скопье [ 6 ]
Сербия
- Музей современного искусства, Белград [ 6 ]
Соединенные Штаты Америки
- Художественная галерея Пикера в Университете Колгейт, Гамильтон, Нью-Йорк [ 6 ]
- Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Отон Глиха — биография» . Художники . Галерея Дивила. Архивировано из оригинала 6 ноября 2010 года . Проверено 25 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Отон Глиха: Стены из сухого камня 5–71, 1971» . Серия: Хорватское современное искусство . Почта Хорватии, Inc. Архивировано из оригинала 2 февраля 2012 года . Проверено 25 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Альтернативные пейзажи 1950-х и 1960-х годов — От природы к видению» . Выставки . Художественный павильон, Загреб. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 25 февраля 2012 г.
пейзаж в произведениях самых выдающихся хорватских художников 1950-1960-х годов
- ^ Jump up to: а б с д Игорь Зидич. «Крчке Громаче, Хрватска Глаголица, Оно Друго И Отон Глиха» . Выставки (на хорватском языке). Галерея Адрис. Архивировано из оригинала 28 июня 2012 года . Проверено 25 февраля 2012 г.
Глиха видел некую прямую связь между скалами Крка, как своего рода «буквами» на открытом ландшафте книги, и хорватской глаголицей, которая встречается в религиозных книгах и надписях на камнях.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Осенний ледник» . Художники . Музей современного искусства, Загреб . Проверено 25 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н «Отон Глиха 1914-1999, HR» . Художники . АртФакты . Проверено 25 февраля 2012 г.
- ^ «Отон Глиха: Стены из сухого камня» . Коллекция . Коллекция Филиппа Трейда. Архивировано из оригинала 17 февраля 2013 года . Проверено 25 февраля 2012 г.
Библиография
[ редактировать ]- Отон Глиха . Автор: Зденко Тонкович; Фотографии: Горан Вранич; Издательство: Масмедиа, Загреб. в 2002 году ISBN 953-157-102-3 . [1]
- Громаче Отона Глихи . Текст: Юре Каштелан, Владимир Маркович, Зденко Тонкович; Фотография: Крешимир Тадич. Опубликовано SNL, Загреб, 1983 г. [2]