Питьевая культура
![]() | Эта статья должна быть обновлена . ( Январь 2023 г. ) |
Вы пьете королевство Не пей | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1100–1469 | |||||||||
Домен Ихма или Ичсмы (в желтом) | |||||||||
Расположение | Пять | ||||||||
Капитал | Pachacamac | ||||||||
Правительство | Двоевластие | ||||||||
История | |||||||||
• Учредил | 1100 | ||||||||
• Отключить | 1469 | ||||||||
|
Царство Ихма (также написано Ихма или Ишма , среди других написаний) или Королевство Пачакамака [ 1 ] [ 2 ] Была добыча коренной политики , позже поглощаемой империей инков и реорганизована как ванами (провинция). Для инков он был известен как Pachakamaq (Pachacamac), а не как первоначальное название Ишмы.
Королевство Ишмая было расположено к югу от Лимы , Перу, в долине реки Лурин ; Позже он распространился на север в Римак реки долину . Культура Ишма была сформирована около 1100 г. н.э. после распада империи Вари . Автономия Ишма длилась примерно до 1469 года, когда они были поглощены империей инков. [ 3 ]
Несмотря на то, что жители Ишмы занимали высокий уровень жизни, жители Ишмы имели высокий уровень жизни благодаря их опыту в разработке нескольких ирригационных каналов до того, как могли достичь речных вод, чтобы дать жизнь обширному саду и лесу. [ 4 ]
Outomastics
[ редактировать ]По крайней мере, после испанского завоевания, название, используемое для древнего храма , а также в соседнем районе, - это Pachacamac (от имени Божества кечуа ). Однако, согласно некоторым колониальным источникам, имя Pachachamac могло быть дано завоевателями инков, а предыдущее название как места, так и храма было Ихма . [ 5 ]
Этот последний топоним имеет большие различия в колониальных источниках, в том числе <YCHMA>, <YZMA>, <YCHSMAC>, <YCHSMA>, <YCHIMA>, <YCHMAY> и <Irma>. [ 5 ] Слово было явно частью классического словарного запаса кечуа , поскольку колониальные словарры имеют его, написанное как <YXMA> или <YCHMA>, как цветной термин для красного . Современные лингвисты интерпретируют дополнительные доказательства как указывающие на киннабара как основной референт этого термина. [ 6 ] [ 5 ] В то время как колониальные словарные кечуа указывают на [iʃma] или [itʃma] как классическое понингеация кечуа для цветового термина , варианты <irma> и <Ychsma> были интерпретированы как доказательство ретрофлексного аффичного звука и для *[iʈʂma] как Оригинальное локальное произношение названия места. [ 5 ]
Археолог Криштоф Маковски предложил аймаранское происхождение для Ихмы, в качестве объяснения существования двух именов, в отличие от явно кечуа -пачакамака. [ 7 ] Эта последняя гипотеза не была принята лингвистами.
Организация
[ редактировать ]Ихма контролировала прибрежные долины рек Римака и Лурин в современной Лиме , из уст-вызывает реки до средней долины или «чаупи Юнга» (высота средней юнги , от 500 до 1200 метров возвышения). [ 8 ] [ 9 ] Территория Ишма достигла заповедника мамы, расположенного в Римаке (современный Рикардо Пальма ) и участки Чонтай и Сисичайи в Лурине на высоте 1000 метров над уровнем моря. [ 8 ] [ 10 ]
ISHMA были разделены на два административных дивизиона или сая , это были Анан (Верхний) Сая Ихма и Лурен (нижняя) Сая Ихма. [ 11 ] На побережье, в отличие от Андского нагорья, наиболее важным фрагментом часто было то, что Лурен (Лурин), потому что он был связан с морем. [ 4 ]
Каждый Saya, в свою очередь, был разделен на подразделения UNU или Waranka , которые, в свою очередь, также были разделены на Anan и Luren Moieties, [ 12 ] Доминирование Ишмы Лати, Сурко (Sulco), Rimmac (пять) и Марангга (Маланка) находились в долине Римак, в то время как доминирование Пачамака (Ишма), Манхай, Кулькая) и Кэринга были расположены в долине Лурин. Полем [ 8 ]
Город Пачакамак , ранее известный как Ишма перед завоеванием инков, был столицей королевства Ишмы и места его правителей. [ 13 ] Многие руины Ишма были обнаружены вдоль побережья Лимы, однако, кроме Pachacamac и нескольких других участков, нет консенсуса, на котором крупнейшие участки могут соответствовать каждому домену, ни один из них не известен их физическим распределением. [ 14 ] Было предложено, чтобы археологическое место Пампа -де -Флорес может быть главой Маншайского Доминиона и проживания Манхай Айллу (подразделение варанки). [ 14 ]
История
[ редактировать ]
С разрывом империи Вари было создано несколько небольших королевств и конфедераций. Со временем две культуры стали доминировать в регионе, культуру Chancay к северу от Лимы и культуру Ишма на юге.
Считается, что народ Ишма был, говорящим на Аймара , которые пришли, чтобы заселить прибрежные районы недалеко от Лимы после распада империи Вари.
проходит в Город городе. Пять областей находятся в пяти районах. Пять , районов Пауэр Поржа , Сан Борха -Мигель , Huaca Huantinamarca and Huaca San Miguel in the San Miguel Districtрайон , из . Кроме того людей Ихма [ 3 ]
Археология
[ редактировать ]Ряд культурных и человеческих останков был обнаружен в различных местах ICHMA. В Huaca Huantille по меньшей мере 9 мумий было обнаружено , похороненные с керамическими предметами и украшениями, изготовленными из меди , серебра и золота . [ 15 ] В 2012 году раскопки в участке Pachacamac дали захоронения с более чем 80 мумифицированными останками, и дюжина младенцев остается. Наряду со скелетами, этот участок также содержал различные артефакты, включая керамические товары, ювелирные изделия и останки животных. [ 16 ]
Как упоминает Луиса Диас Арриола: «Этноисторические повествования, сделанные испанцами с 1533 г. н. Важно записать о тех древних жителях Лимы Информации недостаточно, чтобы узнать все размеры прошлого доколониального общества. [ 17 ]
Коллапс ICHMA
[ редактировать ]Когда империя инков расширилась в этом регионе, культуры Ихмы и народа Chancay, наряду с небольшими культурами, были поглощены империей инков.
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мора, Сезар Галвес; Рочиетти, Ана (2018-03-20). Культурное наследие Перу: Андин -Человечество (на испанском). Эдувим. ISBN 9789876992206 .
- ^ (Rostworowski, 1989: 71, 1992: 77)
- ^ Jump up to: а беременный «История Лимы, культура Чанкай и Ихма» . www.limaeasy.com. Архивировано из оригинала 2012-07-31 . Получено 2012-05-25 .
- ^ Jump up to: а беременный Soriano, Valdar Espinoza (2014). «La Ethnia Ishmaa (Yinhma, Image, не пьет)» [Этническая ишма (y этническая, не пейте, не пейте)]. Spendigacians Socials (в спане). 18 (32): 117-159. Doi : 10.15381 / is.v18i32.10950 . ISSN 1818-4758 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Cerrón-Palomino, Rodolfo (2008). Голоса Анде: эссе об андеинастике . Андеи исследований коллекции (по -испански) (1. Ред.). Лима, Перу: редакционный фонд Папского католического университета Перу. стр. 178–179. ISBN 978-9972-42-856-2 .
- ^ Torero, Alfredo (2005). Идиомы Анд: лингвистика и история Филология, лингвистика (2 -е изд.). Пять: ред. Горизонт. стр. 139–140. ISBN 978-9972-699-38-2 .
- ^ Маковски, Криштоф (март 2015 г.). «Pachacamac - Sold Wak'a или Inka Syncrication Diess?: Императорская трансформация священного ландшафта в нижней долине Ychsma (Lurín)» . Археология Wak'as: исследования священных в доколумбовых Андах : 127–166.
- ^ Jump up to: а беременный в Салазар, дома; Лизбет, Лида (2017). «Район Карапунго как физическое выражение политического сущности, в период поздних королевств и поместья » . Национальный университет Сан -Маркос . Арчндд из оригинала 2019-10-26 . Получено 2019-09-17 .
- ^ Роман Годинес, Оскар (2013). «Снежный ландшафт: Чаупи Юнга дель Лурин » . Министерство культуры .
- ^ (Rostworowski, 1976, 1989; Espinoza, 1963, 1964, 1983).
- ^ Вальехо, Франциско; Диас, Луиса (2002-04-09). «Арматамбо и домен инков в долине Лима» . Бюллетень археологии PUCP (6): 355–374. Doi : 10.18800/bletendarqueologiapucp.200201.014 . ISSN 2304-4292 .
- ^ Маковский, Кзиштоф (2002-04-09). «Архитектура, стиль и идентичность на позднем горизонте: сайт Пуэбло Вьехо-Пукара, Валье-де-Лурин» . Бюллетень археологии PUCP (6): 137–170. Doi : 10.18800/bletendarqueologiapucp.200201.007 . ISSN 2304-4292 .
Участок, расположенный между 400 и 600 протициями выше, находится на уровне в экозоне Лома на левом берегу реки, мог быть основным центром жилья ужина Уарочири, одной из заботливых фрагментов Уна из лучевой.
- ^ Диас, Луиза; Вальехо, Франциско (2004). «Культурные различия в долине Лимы во время инков / культурных вариаций в долине Лима в течение периода ИКК». Чунгара: чилийский журнал антропологии . 36 (2): 295–302. Doi : 10.4067/s0717-73562004000200004 . ISSN 0716-1182 . JSTOR 27802272 .
- ^ Jump up to: а беременный Маркон Флорес, Джанкарло (2004-12-01). «Печать к прибытию инков подходы из экологически чистой истории и археологии » Бюллетень французского института андских исследований (по -испански). 33 (3): 715–734. Два : 10,4000/Bife . ISSN 0303-7
- ^ «Предварительные мумии, найденные в Лиме» . Infosurhoy.com. Архивировано из оригинала 2013-01-26 . Получено 2012-05-25 .
- ^ «Храм гибели: ученые обнаруживают перуанскую гробницу, наполненную мумиями, младенцами» . Time.com. 2012-05-24 . Получено 2012-05-25 .
- ^ Диас Арриола, Луиза (2022). Лос -Ичсма. Haitspánicos de Lima (PDF) (на испанском). Муниципалитет де Лима. Архивировано из оригинала (PDF) на 2022-12-2 Получено 2023-01-2