Некоторые дела для Франкоса
Dei gesta per Francos («Деяния Божии через франков») — это повествование о Первом крестовом походе Гвиберта Ножанского, написанное между 1107 и 1108 годами. Традиционно оно не было хорошо принято учеными, но недавние переводчики и редакторы (такие как Левин 1997 и Рубинштейн 2002) показали, что он содержит важный оригинальный материал. Dei gesta был радикальным отклонением от типа литературного творчества Гвиберта, который ранее работал над богословскими трактатами. По его словам, он решил заняться историей крестового похода после того, как прочитал анонимный рассказ очевидца под названием Gesta Francorum . В глазах Гвиберта это произведение было грубым и простым и «часто оставляло читателя ошеломленным своей пресной бессодержательностью» ( Dei gesta , предисловие). Гвиберт чувствовал, что необходим гораздо более высокий уровень грамматики и дикции. Он также включил антиеврейскую риторику в отчет о Первом крестовом походе. [ 1 ]
Были некоторые, кто считал, что лучше всего оставить написание истории тем, кто действительно видел события, и поэтому критиковали проект Гвиберта. Сам Гвиберт сказал то же самое примерно 10 лет назад в руководстве для проповедников. Однако он оправдал книгу, сказав, что если «кто-то возражает мне, что я не видел, он не может возражать, что я не слышал, поскольку я искренне верю, что слышать в некотором смысле почти так же хорошо, как видеть». ( Dei gesta , предисловие). Гвиберт лично знал крестоносцев, вырос вместе с крестоносцами и рассказывал им об их воспоминаниях и переживаниях по возвращении.
Историки крестовых походов традиционно не давали положительных отзывов о повествовании Гвиберта. Тот факт, что он так близок к оригинальному Gesta Francorum , и сложность его латыни заставляют его казаться излишним. Однако недавние редакторы и переводчики обратили внимание на его превосходное письмо и оригинальный материал. Что еще более важно, Dei gesta предоставляет бесценную информацию о восприятии крестового похода во Франции, как для широкой публики, так и для личной реакции Гвиберта на истории, которые он услышал от вернувшихся крестоносцев.
Гвиберт был редким очевидцем проповедей Петра Пустынника , к которому он не испытывал ничего, кроме презрения. Отшельник, говорит он, ходил босиком и не ел хлеба, но пил вино и ел рыбу - критика странствующего отшельника со стороны монаха Гвиберта. [ 2 ] Когда Петр бежал из осады Антиохии , большинство летописцев замалчивали бегство Петра, но Гвиберт не пожалел меры, когда написал эту насмешливую песню, задаваясь вопросом, почему Петр не мог выдержать голодное давление осады:
- Стой твердо! Вспомни свою жизнь отшельника,
- Ваши старые привычные посты!
- До сих пор вы были кожей да костью.
- У тебя не было другого выбора, кроме как есть траву вместе со скотом.
- Твой урчащий желудок успокоился сырыми корнями.
- Как можно было теперь вспомнить о чревоугодных пирах?
- -- Дела Божии
Dei gesta был не только историческим повествованием, но и содержал моральные наставления; читатель может извлечь уроки для своих собственных духовных поисков. Он также содержал элементы пророчества, в которых обсуждалось, что крестовый поход был частью более широкого божественного плана. Таким образом, это было средневековое аллегорическое произведение, содержащее четыре элемента аллегории: буквальный, типологический, моральный и анагогический. Как и Библия, она работала на разных уровнях одновременно.
Ссылки
[ редактировать ]- Дела Божии через франков , электронный текст из проекта Гутенберг . Перевод Роберта Левина, 1997 г.
- Роберт Левин (1997). Дела Божии через франков: перевод «Gesta Dei per Francos» Гвиберта де Ножана . ISBN 0-85115-693-2
- Джей Рубинштейн (2002). Гвиберт Ножан: Портрет средневекового ума . ISBN 0-415-93970-4
- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
Специфический
- ^ Лапина, Елизавета (2009). «Антиеврейская риторика в книге Гвиберта Ножана Dei gesta per Francos». Журнал средневековой истории . 35 (3): 239–253. doi : 10.1016/j.jmedhist.2009.05.002 . S2CID 159522147 .
- ^ Пламтри, Джеймс (2018). «Дорога Карла Великого, Божье гумно; понимание роли Венгрии в Первом крестовом походе» . Венгерские исследования . 32 : 1–26 (стр. 8–11). дои : 10.1556/044.2018.32.1.1 . S2CID 165886532 .