Jump to content

Идейная апраксия

Идеационная апраксия (ИА) — это неврологическое расстройство , которое объясняет потерю способности концептуализировать, планировать и выполнять сложные последовательности двигательных действий, связанных с использованием инструментов или иным образом взаимодействующим с объектами в повседневной жизни. [1] Идейная апраксия — состояние, при котором человек не может планировать движения, связанные с взаимодействием с объектами, поскольку утрачивает представление о назначении объекта. [2] К характеристике этого расстройства относится нарушение представления о последовательной организации произвольных действий. Кажется, что пациент потерял знание или мысль о том, что представляет собой объект. Это расстройство впервые было обнаружено 100 лет назад доктором Арнольдом Пиком , который описал пациента, который, по-видимому, потерял способность пользоваться предметами. [3] Пациент совершал ошибки, например, расчесывал волосы не той стороной расчески или помещал пистолет в рот. [3] С этого момента несколько другихисследователи и врачи наткнулись на это уникальное заболевание. IA была описана под несколькими названиями, такими как агнозия использования, концептуальная апраксия или потеря знаний об использовании инструментов или семантическая амнезия использования инструментов. [4] Термин «апраксия» был впервые введен Штейнталем в 1871 году, а затем применен Гоголем, Кусмаулем, Старом и Пиком к пациентам, которые не смогли пантомимировать использование инструментов. [3] Лишь в 1900-х годах, когда Липманн уточнил это определение, оно конкретно описывало расстройства, связанные с моторным планированием пациента , а не нарушения зрительного восприятия, языка или символики . [4] [5]

Признаки и симптомы

[ редактировать ]

Липманн был первым, кто действительно провел тестирование этих пациентов в своей лаборатории. Эти тесты известны как многообъектные задачи или MOT. [5] Каждое задание требует от пациента использования более одного предмета; исследователь описывает задачу пациенту и просит его выполнить эту задачу, как описано. Липманн дал пациентам все необходимые предметы, такие как свеча и спичечный коробок, которые положили перед пациентом. Затем он наблюдал за пациентами, чтобы увидеть, как они взаимодействуют с каждым объектом. [5] В случае со спичечным коробком один пациент поднес к фитилю всю коробку, а не одну спичку. Другой открыл коробку, вынул спичку и поднес ее к фитилю незажженной. Еще один пациент ударил свечой о ударную поверхность спичечного коробка. Таким образом, Липманн смог засвидетельствовать прерывистость действий пациентов по отношению к повседневным объектам и классифицировать ошибки, которые допускали пациенты, а именно: неправильное расположение действий, неправильное использование объектов, упущения, растерянность и ошибки последовательности. [6]

Несмотря на то, что больные не могут правильно выполнять простые задачи, используя несколько предоставленных предметов, они способны точно идентифицировать объекты, участвующие в простых задачах. Например, они могут сопоставить заданную последовательность фотографий с правильной меткой, например: процесс приготовления кофе, намазывания хлеба маслом или приготовления чая. Эти пациенты также способны успешно идентифицировать объекты, когда исследователь устно описывает функцию инструмента. Другой тест предполагает сопоставление соответствующего объекта с его функцией. Наконец, тот факт, что пациенты могут определить действие данного инструмента по последовательности фотографий, показывает, что они полностью понимают использование объекта. [7]

Таким образом, недостаток заключается не в том, что пациентам не хватает знаний о том, как использовать предмет; они полностью понимают функцию каждого инструмента. Скорее, проблема заключается в том, что когда они пытаются взаимодействовать с инструментами (в задаче с несколькими объектами) для выполнения этих функций, это выполнение оказывается ошибочным. [6]

Причина ИА до сих пор остается загадкой для большинства исследователей, поскольку в мозге нет локализованной точки, которая бы указывала, где произойдет этот дефицит. С 1905 года Липманн выдвинул гипотезу о системе обработки действий, расположенной в левом полушарии мозга и отвечающей за умелое моторное планирование, управляющее движением тела. Тем не менее, ему так и не удалось привести двух пациентов с одинаковым повреждением головного мозга, демонстрирующих идейную апраксию. Основные представления о том, где находится ИА, находятся в левом заднем височно-теменном соединении. Возможно, повреждение латеральной борозды, также известной как сильвиева трещина, может способствовать ухудшению распознавания объектов у человека. Другой возможной областью поражения, приводящей к ИА, является субмаргинальная извилина , расположенная в теменной доле головного мозга. [8] В целом ИА представляет собой автономный синдром, связанный с повреждением левого полушария, связанным с нарушениями семантической памяти , а не с дефектом двигательного контроля. [9]

Некоторые тяжелые травмы или заболевания могут вызвать ИА у широкого круга пациентов. Пациенты с болезнью Альцгеймера представляют собой крупнейшую когортную группу, которая экспрессирует ИА. [10] Другие группы, у которых часто наблюдается эта дисфункция, — это жертвы инсульта, черепно-мозговые травмы и деменция . Повреждение почти всегда обнаруживается в доминантном полушарии (т.е. обычно в левом полушарии) пациента. [ нужна ссылка ]

Патофизиология

[ редактировать ]

Идейная апраксия характеризуется механизмом, при котором пациент теряет «представление» о том, как ему следует взаимодействовать с объектом. Норман и Шеллис выдвинули теорию дуальной системы контроля рутинного и волевого поведения. Согласно этой теории, одна система – планирование конфликтов – отвечает за контроль рутинных действий, в то время как – контролирующее внимание способно смещать эту систему, когда требуется волевой контроль над поведением. [6]

Планирование конфликтов представляет собой сложный набор процессов, включающих схемы действий . [6] Эти схемы действий используются в последовательности действий, связанных с приготовлением чашки чая, и учитывают конкретные факторы ситуации, например, слишком ли горький стакан лимонада. Даже простые задачи требуют мониторинга целей: например, добавлен ли сахар в чашку кофе. [ нужна ссылка ]

Но по мере того, как мы изучаем новые действия, мы также изучаем новые схемы. Все мы знаем, как открыть банку с киселем или как зажечь спичку. Схемы необходимы в повседневной жизни, потому что они придают смысл и цель нашему поведению. В каждой схеме есть подцели или компоненты, составляющие схему. [6] Примером может служить схема зажигания спички. В этой схеме есть три подцели: удержать спичку, удержать спичечный коробок и удержать зажженную спичку. Можно использовать и другие подцели, но они наиболее очевидны, когда общая цель состоит в том, чтобы зажечь спичку. Вот почему схемы образуют иерархию: более сложные и комплексные последовательности действий соответствуют схемам высокого уровня, а схемы низкого уровня соотносятся с простыми задачами с одним объектом. [6]

Как уже говорилось ранее Норманом и Шеллис, другим компонентом, используемым в добровольных действиях, является контролирующее внимание. Схемы вызывают активацию поведения; чем больше возбужденность деятельности, тем легче достичь подцелей и завершить схему. Либо нисходящая мода активирует схемы, где намерения управляются каким-то типом когнитивной системы, либо восходящая мода, когда особенности или объект в окружающей среде запускают схему . Восходящая особенность — это то, что наблюдается при идейной апраксии, поскольку кажется, что объект привлекает внимание пациента. [6] Однако схема, соответствующая объекту, не может быть выполнена. По какой-то причине в мозгу происходит отключение, которое не позволяет человеку воспроизводить последовательность действий, которые, как он знает, должны происходить с объектом, находящимся на его зрительном пути. Именно эта область до сих пор остается неясной как для врачей, так и для исследователей. Они не уверены, где в мозгу прерывается путь схемы действия. [6]

Диагностика

[ редактировать ]

Идейную апраксию трудно диагностировать. Это связано с тем, что у большинства пациентов с этим расстройством также имеется какой-либо другой тип дисфункции, такой как агнозия или афазия . Тесты, используемые для диагностики ИА, могут варьироваться от простых задач с одним объектом до сложных задач с несколькими объектами. [11] Во время тестирования пациенту могут предложить рассмотреть двадцать объектов. Затем им нужно продемонстрировать использование каждого отдельного объекта, используя три разных способа представления стимулов. Затем пациент должен выполнить сложный тест, в котором экзаменатор описывает такую ​​задачу, как приготовление кофе, а пациент должен показать последовательные шаги по приготовлению чашки кофе. Затем пациентам оценивают количество ошибок, замеченных экспертом. Ошибки пациентов при выполнении МОТ оценивались в соответствии с набором критериев, частично разработанных Де Ренци и Луккелли. [7]

Классы ошибок

[ редактировать ]

используются два класса ошибок Для постановки диагноза :

Класс I: ошибки последовательности

  • Добавление действия (AA) — это значимое действие, которое не является необходимым для достижения цели ТО (например, снятие фильтра соковыжималки для апельсинов, чтобы слить жидкость);
  • Ожидание действия (А) – это ожидание действия, которое обычно выполняется позже в последовательности действий (например, задувание спички перед ее использованием);
  • Пропуск шага (SO) — это пропуск шага последовательности из нескольких действий (например, вставка фильтра в кофемашину без наливания воды);
  • Персеверация (П) — это повторение шага действия, ранее выполненного в последовательности действий.

Класс II: Концептуальные ошибки

  • Ошибки неправильного использования (Mis), которые можно разделить на два подтипа:
  1. (Mis1) включает в себя хорошо выполненное действие, соответствующее объекту, отличному от объекта-мишени (например, удар пилой);
  2. (Mis2) предполагает действие, которое на вышестоящем уровне соответствует наличному объекту, но ненадлежащим образом определено на подчиненном уровне (например, разрезание апельсина ножом, как если бы это было масло).
  • Ошибки неправильного размещения (Misl), которые можно разделить на два подтипа:
  1. (Мисл1) — действие, соответствующее предмету в руке, но совершаемое совершенно не в том месте (например, выливание жидкости из бутылки на стол, а не в стакан);
  2. (Мисл2) предполагает правильный общий выбор целевого объекта для воздействия с исходным объектом или инструментом в руке, но с неправильным точным местом действия (например, чирканье спички внутри спичечного коробка).
  • Бездействие инструмента (ТО) – неиспользование обязательного инструмента, при котором вместо него используется рука (например, открытие бутылки без использования открывалки);
  • Пантомима (Пант) — это когда пациент «пантомимой показывает», как следует использовать объект, а не использовать его;
  • Недоумение (Perpl) — это задержка или нерешительность в начале действия или его подкомпонентов;
  • Игрушка (Т) состоит из кратких, но повторяющихся прикосновений к предмету или предметам на столе. [7]

Наблюдая за пациентом при выполнении каждого задания, экзаменатор отмечает, какие ошибки были допущены. Исходя из этих критериев, эксперт сможет сосредоточиться на тяжести дисфункции. Важно отметить, что у пациентов с ИА моторика не утрачивается. Однако на первый взгляд их движения могут показаться неуклюжими, поскольку они не умеют планировать последовательность движений с данным предметом. [7]

Поскольку основной причиной расстройства является повреждение головного мозга, в настоящее время идейная апраксия необратима. Однако профессиональная или физиотерапия может замедлить прогрессирование и помочь пациентам восстановить некоторый функциональный контроль, при этом подход к лечению такой же, как и при идеомоторной апраксии . [12] Некоторое выздоровление может произойти у более молодых пациентов после инсульта, поскольку пластичность мозга может позволить переназначить функции этих поврежденных областей. По мере того, как пациенты развивают новое поведение, чтобы справиться с апраксией, функционирующие нейроны их мозга могут взять на себя некоторые функции мертвых или поврежденных областей. [10]

В контексте деменции апраксия является основной причиной заболеваемости и прогрессирует вместе с основным заболеванием, иногда до такой степени, что пациенты могут быть не в состоянии есть самостоятельно или пользоваться простой посудой. Пациенты часто становятся сильно зависимыми или нуждаются в размещении в доме престарелых из-за своей неспособности правильно использовать предметы.

Методы визуализации мозга, такие как фМРТ , ЭЭГ и ПЭТ-сканирование, могут помочь в понимании нейроанатомической и вычислительной основы идеационной апраксии. Понимание этих механизмов, вероятно, будет иметь решающее значение для разработки новых способов терапии, которые помогут пациентам справиться со своим расстройством.

  1. ^ Бинькофски Ф., Финк Г. (2005). «Апраксиас». Нервенарцт . 76 (4): 493–509. дои : 10.1007/s00115-005-1908-7 . ПМИД   15806418 . S2CID   243567575 .
  2. ^ Буксбаум Л.Дж., Шварц М.Ф., Монтгомери М.В. (1998). «Идеальная апраксия и натуралистическое действие». Когнитивная нейропсихология . 15 (6–8): 617–43. дои : 10.1080/026432998381032 . ПМИД   22448839 .
  3. ^ Jump up to: а б с Фукутакэ Т. (2003). «Апраксия использования инструментов: случай аутопсии бипариетального инфаркта». Европейская неврология . 49 (1): 45–52. дои : 10.1159/000067027 . ПМИД   12464718 . S2CID   26725665 .
  4. ^ Jump up to: а б Задикофф С., Ланг А.Е. (2005). «Апраксия при двигательных расстройствах» . Мозг . 128 (Часть 7): 1480–97. дои : 10.1093/brain/awh560 . ПМИД   15930045 .
  5. ^ Jump up to: а б с Ханна-Плэдди Б., Роти LJ (2001). «Идеальная апраксия: замешательство, начавшееся с Липмана». Нейропсихологическая реабилитация . 11 (5): 539–47. дои : 10.1080/09602010143000022 . S2CID   145489117 .
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Купер РП (2007). «Использование инструментов и связанные с ним ошибки при идейной апраксии: количественное моделирование профилей ошибок пациентов» (PDF) . Кортекс . 43 (3): 319–37. дои : 10.1016/S0010-9452(08)70458-1 . ПМИД   17533756 . S2CID   4476409 .
  7. ^ Jump up to: а б с д Румиати Р.И., Занини С., Ворано Л., Шаллис Т. (2001). «Форма идейной апраксии как избирательный дефицит планирования состязаний». Когнитивная нейропсихология . 18 (7): 617–42. дои : 10.1080/02643290126375 . ПМИД   20945230 . S2CID   21779615 .
  8. ^ Платц Т. (2005). «Апраксия — нейробиология и клинические аспекты. Синтез исследований». Нервенарцт . 76 (10): 1209–+. дои : 10.1007/s00115-005-1936-3 . ПМИД   15937712 .
  9. ^ Эбиш С.Дж., Бабилони С., Дель Гратта С., Ферретти А., Перруччи М.Г. и др. (2007). «Человеческие нейронные системы для концептуальных знаний о правильном использовании объектов: исследование функциональной магнитно-резонансной томографии» . Кора головного мозга . 17 (11): 2744–51. дои : 10.1093/cercor/bhm001 . ПМИД   17283202 .
  10. ^ Jump up to: а б Чайней Х., Луарн С., Хамфрис Г.В. (2006). «Нарушения идейных действий при болезни Альцгеймера». Мозг и познание . 62 (3): 198–205. дои : 10.1016/j.bandc.2006.05.002 . ПМИД   16777309 . S2CID   35045805 .
  11. ^ Мотомура Н., Ямадори А. (1994). «Случай идейной апраксии с нарушением использования объектов и сохранением объектной пантомимы» . Кортекс . 30 (1): 167–70. дои : 10.1016/s0010-9452(13)80332-2 . ПМИД   8004986 .
  12. ^ Ансворт, Калифорния (2007). Когнитивная и перцептивная дисфункция. В С.Б. О'Салливане и Т.Дж. Шмитце (ред.), Физическая реабилитация (5-е изд.) (стр. 1182). Филадельфия: Компания FA Davis.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 103ffdd82c0ebbdffa6c31eecf179d82__1711058700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/10/82/103ffdd82c0ebbdffa6c31eecf179d82.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ideational apraxia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)