Идейная апраксия
Идеационная апраксия (ИА) — это неврологическое расстройство , которое объясняет потерю способности концептуализировать, планировать и выполнять сложные последовательности двигательных действий, связанных с использованием инструментов или иным образом взаимодействующим с объектами в повседневной жизни. [1] Идейная апраксия — состояние, при котором человек не может планировать движения, связанные с взаимодействием с объектами, поскольку утрачивает представление о назначении объекта. [2] К характеристике этого расстройства относится нарушение представления о последовательной организации произвольных действий. Кажется, что пациент потерял знание или мысль о том, что представляет собой объект. Это расстройство впервые было обнаружено 100 лет назад доктором Арнольдом Пиком , который описал пациента, который, по-видимому, потерял способность пользоваться предметами. [3] Пациент совершал ошибки, например, расчесывал волосы не той стороной расчески или помещал пистолет в рот. [3] С этого момента несколько другихисследователи и врачи наткнулись на это уникальное заболевание. IA была описана под несколькими названиями, такими как агнозия использования, концептуальная апраксия или потеря знаний об использовании инструментов или семантическая амнезия использования инструментов. [4] Термин «апраксия» был впервые введен Штейнталем в 1871 году, а затем применен Гоголем, Кусмаулем, Старом и Пиком к пациентам, которые не смогли пантомимировать использование инструментов. [3] Лишь в 1900-х годах, когда Липманн уточнил это определение, оно конкретно описывало расстройства, связанные с моторным планированием пациента , а не нарушения зрительного восприятия, языка или символики . [4] [5]
Признаки и симптомы
[ редактировать ]Липманн был первым, кто действительно провел тестирование этих пациентов в своей лаборатории. Эти тесты известны как многообъектные задачи или MOT. [5] Каждое задание требует от пациента использования более одного предмета; исследователь описывает задачу пациенту и просит его выполнить эту задачу, как описано. Липманн дал пациентам все необходимые предметы, такие как свеча и спичечный коробок, которые положили перед пациентом. Затем он наблюдал за пациентами, чтобы увидеть, как они взаимодействуют с каждым объектом. [5] В случае со спичечным коробком один пациент поднес к фитилю всю коробку, а не одну спичку. Другой открыл коробку, вынул спичку и поднес ее к фитилю незажженной. Еще один пациент ударил свечой о ударную поверхность спичечного коробка. Таким образом, Липманн смог засвидетельствовать прерывистость действий пациентов по отношению к повседневным объектам и классифицировать ошибки, которые допускали пациенты, а именно: неправильное расположение действий, неправильное использование объектов, упущения, растерянность и ошибки последовательности. [6]
Несмотря на то, что больные не могут правильно выполнять простые задачи, используя несколько предоставленных предметов, они способны точно идентифицировать объекты, участвующие в простых задачах. Например, они могут сопоставить заданную последовательность фотографий с правильной меткой, например: процесс приготовления кофе, намазывания хлеба маслом или приготовления чая. Эти пациенты также способны успешно идентифицировать объекты, когда исследователь устно описывает функцию инструмента. Другой тест предполагает сопоставление соответствующего объекта с его функцией. Наконец, тот факт, что пациенты могут определить действие данного инструмента по последовательности фотографий, показывает, что они полностью понимают использование объекта. [7]
Таким образом, недостаток заключается не в том, что пациентам не хватает знаний о том, как использовать предмет; они полностью понимают функцию каждого инструмента. Скорее, проблема заключается в том, что когда они пытаются взаимодействовать с инструментами (в задаче с несколькими объектами) для выполнения этих функций, это выполнение оказывается ошибочным. [6]
Причина
[ редактировать ]Причина ИА до сих пор остается загадкой для большинства исследователей, поскольку в мозге нет локализованной точки, которая бы указывала, где произойдет этот дефицит. С 1905 года Липманн выдвинул гипотезу о системе обработки действий, расположенной в левом полушарии мозга и отвечающей за умелое моторное планирование, управляющее движением тела. Тем не менее, ему так и не удалось привести двух пациентов с одинаковым повреждением головного мозга, демонстрирующих идейную апраксию. Основные представления о том, где находится ИА, находятся в левом заднем височно-теменном соединении. Возможно, повреждение латеральной борозды, также известной как сильвиева трещина, может способствовать ухудшению распознавания объектов у человека. Другой возможной областью поражения, приводящей к ИА, является субмаргинальная извилина , расположенная в теменной доле головного мозга. [8] В целом ИА представляет собой автономный синдром, связанный с повреждением левого полушария, связанным с нарушениями семантической памяти , а не с дефектом двигательного контроля. [9]
Некоторые тяжелые травмы или заболевания могут вызвать ИА у широкого круга пациентов. Пациенты с болезнью Альцгеймера представляют собой крупнейшую когортную группу, которая экспрессирует ИА. [10] Другие группы, у которых часто наблюдается эта дисфункция, — это жертвы инсульта, черепно-мозговые травмы и деменция . Повреждение почти всегда обнаруживается в доминантном полушарии (т.е. обычно в левом полушарии) пациента. [ нужна ссылка ]
Патофизиология
[ редактировать ]Идейная апраксия характеризуется механизмом, при котором пациент теряет «представление» о том, как ему следует взаимодействовать с объектом. Норман и Шеллис выдвинули теорию дуальной системы контроля рутинного и волевого поведения. Согласно этой теории, одна система – планирование конфликтов – отвечает за контроль рутинных действий, в то время как – контролирующее внимание способно смещать эту систему, когда требуется волевой контроль над поведением. [6]
Планирование конфликтов представляет собой сложный набор процессов, включающих схемы действий . [6] Эти схемы действий используются в последовательности действий, связанных с приготовлением чашки чая, и учитывают конкретные факторы ситуации, например, слишком ли горький стакан лимонада. Даже простые задачи требуют мониторинга целей: например, добавлен ли сахар в чашку кофе. [ нужна ссылка ]
Но по мере того, как мы изучаем новые действия, мы также изучаем новые схемы. Все мы знаем, как открыть банку с киселем или как зажечь спичку. Схемы необходимы в повседневной жизни, потому что они придают смысл и цель нашему поведению. В каждой схеме есть подцели или компоненты, составляющие схему. [6] Примером может служить схема зажигания спички. В этой схеме есть три подцели: удержать спичку, удержать спичечный коробок и удержать зажженную спичку. Можно использовать и другие подцели, но они наиболее очевидны, когда общая цель состоит в том, чтобы зажечь спичку. Вот почему схемы образуют иерархию: более сложные и комплексные последовательности действий соответствуют схемам высокого уровня, а схемы низкого уровня соотносятся с простыми задачами с одним объектом. [6]
Как уже говорилось ранее Норманом и Шеллис, другим компонентом, используемым в добровольных действиях, является контролирующее внимание. Схемы вызывают активацию поведения; чем больше возбужденность деятельности, тем легче достичь подцелей и завершить схему. Либо нисходящая мода активирует схемы, где намерения управляются каким-то типом когнитивной системы, либо восходящая мода, когда особенности или объект в окружающей среде запускают схему . Восходящая особенность — это то, что наблюдается при идейной апраксии, поскольку кажется, что объект привлекает внимание пациента. [6] Однако схема, соответствующая объекту, не может быть выполнена. По какой-то причине в мозгу происходит отключение, которое не позволяет человеку воспроизводить последовательность действий, которые, как он знает, должны происходить с объектом, находящимся на его зрительном пути. Именно эта область до сих пор остается неясной как для врачей, так и для исследователей. Они не уверены, где в мозгу прерывается путь схемы действия. [6]
Диагностика
[ редактировать ]Идейную апраксию трудно диагностировать. Это связано с тем, что у большинства пациентов с этим расстройством также имеется какой-либо другой тип дисфункции, такой как агнозия или афазия . Тесты, используемые для диагностики ИА, могут варьироваться от простых задач с одним объектом до сложных задач с несколькими объектами. [11] Во время тестирования пациенту могут предложить рассмотреть двадцать объектов. Затем им нужно продемонстрировать использование каждого отдельного объекта, используя три разных способа представления стимулов. Затем пациент должен выполнить сложный тест, в котором экзаменатор описывает такую задачу, как приготовление кофе, а пациент должен показать последовательные шаги по приготовлению чашки кофе. Затем пациентам оценивают количество ошибок, замеченных экспертом. Ошибки пациентов при выполнении МОТ оценивались в соответствии с набором критериев, частично разработанных Де Ренци и Луккелли. [7]
Классы ошибок
[ редактировать ]используются два класса ошибок Для постановки диагноза :
Класс I: ошибки последовательности
- Добавление действия (AA) — это значимое действие, которое не является необходимым для достижения цели ТО (например, снятие фильтра соковыжималки для апельсинов, чтобы слить жидкость);
- Ожидание действия (А) – это ожидание действия, которое обычно выполняется позже в последовательности действий (например, задувание спички перед ее использованием);
- Пропуск шага (SO) — это пропуск шага последовательности из нескольких действий (например, вставка фильтра в кофемашину без наливания воды);
- Персеверация (П) — это повторение шага действия, ранее выполненного в последовательности действий.
Класс II: Концептуальные ошибки
- Ошибки неправильного использования (Mis), которые можно разделить на два подтипа:
- (Mis1) включает в себя хорошо выполненное действие, соответствующее объекту, отличному от объекта-мишени (например, удар пилой);
- (Mis2) предполагает действие, которое на вышестоящем уровне соответствует наличному объекту, но ненадлежащим образом определено на подчиненном уровне (например, разрезание апельсина ножом, как если бы это было масло).
- Ошибки неправильного размещения (Misl), которые можно разделить на два подтипа:
- (Мисл1) — действие, соответствующее предмету в руке, но совершаемое совершенно не в том месте (например, выливание жидкости из бутылки на стол, а не в стакан);
- (Мисл2) предполагает правильный общий выбор целевого объекта для воздействия с исходным объектом или инструментом в руке, но с неправильным точным местом действия (например, чирканье спички внутри спичечного коробка).
- Бездействие инструмента (ТО) – неиспользование обязательного инструмента, при котором вместо него используется рука (например, открытие бутылки без использования открывалки);
- Пантомима (Пант) — это когда пациент «пантомимой показывает», как следует использовать объект, а не использовать его;
- Недоумение (Perpl) — это задержка или нерешительность в начале действия или его подкомпонентов;
- Игрушка (Т) состоит из кратких, но повторяющихся прикосновений к предмету или предметам на столе. [7]
Наблюдая за пациентом при выполнении каждого задания, экзаменатор отмечает, какие ошибки были допущены. Исходя из этих критериев, эксперт сможет сосредоточиться на тяжести дисфункции. Важно отметить, что у пациентов с ИА моторика не утрачивается. Однако на первый взгляд их движения могут показаться неуклюжими, поскольку они не умеют планировать последовательность движений с данным предметом. [7]
Терапия
[ редактировать ]![]() | Этот раздел может сбивать с толку или быть неясным для читателей . ( январь 2016 г. ) |
Поскольку основной причиной расстройства является повреждение головного мозга, в настоящее время идейная апраксия необратима. Однако профессиональная или физиотерапия может замедлить прогрессирование и помочь пациентам восстановить некоторый функциональный контроль, при этом подход к лечению такой же, как и при идеомоторной апраксии . [12] Некоторое выздоровление может произойти у более молодых пациентов после инсульта, поскольку пластичность мозга может позволить переназначить функции этих поврежденных областей. По мере того, как пациенты развивают новое поведение, чтобы справиться с апраксией, функционирующие нейроны их мозга могут взять на себя некоторые функции мертвых или поврежденных областей. [10]
В контексте деменции апраксия является основной причиной заболеваемости и прогрессирует вместе с основным заболеванием, иногда до такой степени, что пациенты могут быть не в состоянии есть самостоятельно или пользоваться простой посудой. Пациенты часто становятся сильно зависимыми или нуждаются в размещении в доме престарелых из-за своей неспособности правильно использовать предметы.
Методы визуализации мозга, такие как фМРТ , ЭЭГ и ПЭТ-сканирование, могут помочь в понимании нейроанатомической и вычислительной основы идеационной апраксии. Понимание этих механизмов, вероятно, будет иметь решающее значение для разработки новых способов терапии, которые помогут пациентам справиться со своим расстройством.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бинькофски Ф., Финк Г. (2005). «Апраксиас». Нервенарцт . 76 (4): 493–509. дои : 10.1007/s00115-005-1908-7 . ПМИД 15806418 . S2CID 243567575 .
- ^ Буксбаум Л.Дж., Шварц М.Ф., Монтгомери М.В. (1998). «Идеальная апраксия и натуралистическое действие». Когнитивная нейропсихология . 15 (6–8): 617–43. дои : 10.1080/026432998381032 . ПМИД 22448839 .
- ^ Jump up to: а б с Фукутакэ Т. (2003). «Апраксия использования инструментов: случай аутопсии бипариетального инфаркта». Европейская неврология . 49 (1): 45–52. дои : 10.1159/000067027 . ПМИД 12464718 . S2CID 26725665 .
- ^ Jump up to: а б Задикофф С., Ланг А.Е. (2005). «Апраксия при двигательных расстройствах» . Мозг . 128 (Часть 7): 1480–97. дои : 10.1093/brain/awh560 . ПМИД 15930045 .
- ^ Jump up to: а б с Ханна-Плэдди Б., Роти LJ (2001). «Идеальная апраксия: замешательство, начавшееся с Липмана». Нейропсихологическая реабилитация . 11 (5): 539–47. дои : 10.1080/09602010143000022 . S2CID 145489117 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Купер РП (2007). «Использование инструментов и связанные с ним ошибки при идейной апраксии: количественное моделирование профилей ошибок пациентов» (PDF) . Кортекс . 43 (3): 319–37. дои : 10.1016/S0010-9452(08)70458-1 . ПМИД 17533756 . S2CID 4476409 .
- ^ Jump up to: а б с д Румиати Р.И., Занини С., Ворано Л., Шаллис Т. (2001). «Форма идейной апраксии как избирательный дефицит планирования состязаний». Когнитивная нейропсихология . 18 (7): 617–42. дои : 10.1080/02643290126375 . ПМИД 20945230 . S2CID 21779615 .
- ^ Платц Т. (2005). «Апраксия — нейробиология и клинические аспекты. Синтез исследований». Нервенарцт . 76 (10): 1209–+. дои : 10.1007/s00115-005-1936-3 . ПМИД 15937712 .
- ^ Эбиш С.Дж., Бабилони С., Дель Гратта С., Ферретти А., Перруччи М.Г. и др. (2007). «Человеческие нейронные системы для концептуальных знаний о правильном использовании объектов: исследование функциональной магнитно-резонансной томографии» . Кора головного мозга . 17 (11): 2744–51. дои : 10.1093/cercor/bhm001 . ПМИД 17283202 .
- ^ Jump up to: а б Чайней Х., Луарн С., Хамфрис Г.В. (2006). «Нарушения идейных действий при болезни Альцгеймера». Мозг и познание . 62 (3): 198–205. дои : 10.1016/j.bandc.2006.05.002 . ПМИД 16777309 . S2CID 35045805 .
- ^ Мотомура Н., Ямадори А. (1994). «Случай идейной апраксии с нарушением использования объектов и сохранением объектной пантомимы» . Кортекс . 30 (1): 167–70. дои : 10.1016/s0010-9452(13)80332-2 . ПМИД 8004986 .
- ^ Ансворт, Калифорния (2007). Когнитивная и перцептивная дисфункция. В С.Б. О'Салливане и Т.Дж. Шмитце (ред.), Физическая реабилитация (5-е изд.) (стр. 1182). Филадельфия: Компания FA Davis.